Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
действий органов исполнительной власти
в критических ситуациях на рынке труда,
вызванных массовым высвобождением работников
(утв. распоряжением администрации области от 16 июня 1994 г. N 361-р)
Предлагаемый Порядок работы органов исполнительной власти в критических ситуациях на рынке труда, вызыванных массовым высвобождением, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.93 N 99, и другими нормативными актами, регулирующими социальные права высвобождаемых работников.
1. Определение массового высвобождения
1.1. Под "массовым высвобождением" понимается расторжение по инициативе администрации предприятия, организации, учреждения трудового соглашения с работниками в связи с ликвидацией (банкротством) предприятия или его регистрацией, требующей значительного сокращения численности в соответствии с определенными критериями.
1.2. По Положению могут использоваться следующие критерии:
высвобождение работников в результате ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
сокращение численности или штата работников в результате реорганизации предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
Установление этих критериев вызвано необходимостью регулировать численность высвобождаемых работников за определенный календарный период в зависимости от конкретной ситуации на рынке труда.
1.3. Местные органы государственной власти могут устанавливать иные критерии массового высвобождения, усиливающие социальную защищенность населения.
2. Основания и порядок высвобождения работников
2.1. Работники могут высвобождаться с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, конверсией.
2.2. Работники о предстоящем увольнении предупреждаются письменным распоряжением (уведомлением) работодателя не позднее, чем за два месяца до увольнения, персонально под расписку.
2.3. При высвобождении работников с предприятия в связи с сокращением численности или штата администрацией:
- одновременно с предупреждением об увольнении предлагается работниками другая работа на том же предприятии (ст.40-2 КЗоТ РФ);
- предоставляется преимущественное право на оставление на работе, согласно ст.34 КЗоТ РФ, лицам с более высокой производительностью труда и квалификацией, учитываются другие обстоятельства, предусмотренные указанной статьей и коллективным договором;
- не допускаются увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также одиноких матерей при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет (ст.170 КЗоТ РФ).
Работники, при отсутствии вариантов трудоустройства, переобучения или их отказе от перевода на другую работу на том же предприятии, по своему усмотрению трудоустраиваются самостоятельно или обращаются за содействием в центр занятости.
2.4. При ликвидации предприятия:
- согласия выборного профсоюзного органа на увольнение работников не требуется (ст.35 КЗоТ РФ);
- увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также одиноких матерей при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет допускается с обязательным трудоустройством,которое осуществляется администрацией предприятия (ст.170 КЗоТ РФ) либо его правопреемником (Указ Президента Российской Федерации от 05.06.92г. N 554).
2.5. Увольнение работников в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата производится по п.1 ст.33 КЗоТ РФ.
Увольнение работников с конверсируемого предприятия осуществляется также с учетом положений Закона Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации".
По желанию высвобождаемых работников их увольнение может производиться и по иным основаниям: в связи с переводом на другое предприятие (п.5 ст.29 КЗоТ РФ), по собственному желанию (ст.31 КЗоТ РФ) и другим основаниям, предусмотренным законодательством.
Записи о причинах увольнения в трудовой книжке должны производиться в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона.
Трудовая книжка выдается увольняемому работнику в день увольнения.
3. Действия администрации района (города) по приостановке или этапном
проведении массового высвобождения
В случаях высвобождения работников, если последние испытывают трудности с трудоустройством, главы администрации городов и районов по предложению районных (городских) центров занятости населения и профсоюзных организаций приостанавливают выполнение таких приказов работодателей на срок до 6 месяцев или принимают решение о поэтапном проведении высвобождения в течение всего года, с финансированием таких мероприятий за счет средств местных бюджетов (Закон о занятости, ст.7).
Органам исполнительной власти в период массового высвобождения в регионе для гарантийного финансирования выплаты выходного пособия в соответствии с КЗоТ РФ целесообразно оказывать финансовую помощь предприятиям в виде гарантии займов, льготных кредитов, субсидий, отсроченных платежей по налогам.
Конкретные сроки приостановки массового высвобождения в зависимости от уровня безработицы в регионе:
Уровень безработицы |
Максимальный срок, на |
занятых в регионе)
от 3 до 5 процентов |
1 месяц |
Если уровень безработицы в районе (городе) превышает 11%, поэтапное высвобождение работников осуществлять в следующие сроки:
Численность |
Устанавливаемый |
50 и более |
8 месяцев |
С учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, приостановка или поэтапное высвобождение работников осуществляется и при более низких уровнях безработицы.
Работодатели могут участвовать в подготовке решений администрации
района (города) о приостановке или поэтапном высвобождении работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами.
Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, представляют в районные (городские) центры занятости населения и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях.
Работодатели не позднее чем за два месяца обязаны сообщать в органы службы занятости сведения о предстоящим высвобождении каждого конкретного работника.
4. Порядок взаимодействия городских, районных центров занятости
населения с работодателями
4.1. Центр занятости, получив от работодателя не позднее, чем за два месяца, сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника, направляет на это предприятие своих специалистов для проведения следующей работы:
- уточняется достоверность данных в списках высвобождаемых работников, представленных работодателем в Центр занятости;
- организуется проведение на предприятии консультаций для высвобождаемых работников по вопросам законодательства о труде и занятости, состоянии рынка труда, выбора профессии, возможностей и условий профессионального обучения;
- по согласованию с работодателем организуется на предприятии временный филиал службы занятости по содействию в трудоустройстве высвобождаемым работникам.
4.2. Совместным решением администрации предприятия, профсоюзного органа и центра занятости определяется время и порядок работы по индивидуальному приему высвобождаемых работников непосредственно на предприятии, на котором специалисты центра занятости разъясняют увольняемым работникам их права, льготы согласно законодательству, а также порядок работы службы занятости.
4.3. В случае, если массовые высвобождения осуществляются на градообразующем предприятии, или на ряде предприятий города (района) одновременно, и тем самым вызывают кризисную ситуацию на местном рынке труда, центр занятости населения предлагает работодателю и представителям работников создать непосредственно на предприятии комиссию экстренной помощи (КЭП) с привлечением к работе в ней представителей администрации района (города), предприятия, профсоюзных органов или иных органов, представляющих интересы трудового коллектива, службы занятости и других организаций, заинтересованных в решении проблем занятости, для наиболее эффективной реализации мер по сокращению численности высвобождаемых работников и создания благоприятных условий их дальнейшего трудоустройства.
5. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам
5.1. Согласно ст.40 КЗоТ РФ высвобождаемым работникам:
- выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
- при сокращении численности (штата) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия, а также, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен;
- средняя заработная плата определяется на момент принятия решения о сокращении численности работников, а не на момент фактического увольнения;
- при ликвидации и реорганизации предприятия сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.
Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого заработка производится по прежнему месту работы.
5.2. Работникам, увольняемым по другим законным основаниям (п.1 и п.5 ст.29, ст.31 КЗоТ РФ), выходное пособие не выплачивается и средняя заработная плата на период трудоустройства не сохраняется.
5.3. За работниками, увольняемыми по п.1 ст.33 КЗоТ РФ, сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв на работе после увольнения не превысил трех месяцев. Им также предоставляются другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством (ст.40 КЗоТ РФ ).
5.4. Работникам, увольняемым с конверсируемого предприятия, предоставляются льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение администрации Новосибирской области от 16 июня 1994 г. N 361-р "О порядке действий органов исполнительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.