Распоряжение администрации Новосибирской области от 10 февраля 1993 г. N 51-р
"Об организации работы по регистрации коллективных договоров и контролю за их исполнением"
Постановлением Главы администрации Новосибирской области от 31 декабря 2003 г. N 828 настоящий документ признан утратившим силу
В целях организованного проведения работы по регистрации коллективных договоров, а также эффективного контроля за их исполнением:
I. Утвердить "Временное положение о порядке регистрации и контроля за исполнением коллективных договоров".
2. Руководителям предприятий, организаций и учреждений, заключившим коллективные договоры, направить в установленном законом порядке подписанные сторонами тексты коллективных договоров, приложений, протоколов разногласий в органы по труду и занятости администраций районов (городов) для уведомительной регистрации.
3. Рекомендовать главам администраций районов, городов предусмотреть в штатных расписаниях местных органов труда и занятости населения должности специалистов по трудовым отношениям и социальному партнерству.
И.о. главы администрации |
В.Н. Киселев |
Временное положение
о порядке регистрации и контроля за
выполнением коллективных договоров
(утв. постановлением главы администрации от 10 февраля 1993 г. N 51-р)
Настоящее положение разработано на основе Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и регламентирует процедуру и порядок регистрации коллективных договоров и контроля за их выполнением.
I. Представление коллективного договора на регистрацию
Ответственность за представление коллективного договора на регистрацию возлагается на работодателя. Подписанный коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем с сопроводительным письмом в органы по труду и занятости администрации соответствующего района (города).
Договор может быть принят к регистрации при его представлении любой из сторон.
В период до подписания коллективного договора обе стороны (как работодатель, так и орган, представляющий трудовой коллектив) вправе обращаться для консультаций к экспертам, специалистам и другим организациям и лицам, пользующимся доверием сторон. После подписания сторонами коллективный договор должен быть представлен на регистрацию в установленный законом срок.
II. Регистрация коллективных договоров
Регистрации подлежат все коллективные договоры, заключаемые на предприятиях и в организациях, расположенных на территории города (района), независимо от времени заключения договора, срока его действия, формы собственности предприятия, численности работающих, ведомственной принадлежности и т.д. Регистрация коллективных договоров возлагается на органы по труду администраций районов (городов). В случае обнаружения в тексте коллективного договора положений, противоречащих действующему законодательству, коллективный договор возвращается на доработку и дополнительное согласование. Лицо, производящее регистрацию, делает отметку на его титульном листе, где пункты и разделы коллективного договора, содержащие положения, противоречащие закону, объявляются недействующими.
При рассмотрении представленных коллективных договоров необходимо руководствоваться "Рекомендациями по структуре и содержанию коллективного договора предприятия", разработанными Министерством труда РФ (приложение N 1).
Орган по труду и занятости населения, производящий регистрацию коллективных договоров, официально уведомляет сторону, представившую коллективный договор, о факте регистрации с указанием регистрационного номера и даты регистрации договора.
Регистрация коллективных договоров, приложений к ним, изменений и дополнений ведется в специальном журнале (приложение N 2).
Ежемесячно, до 10 числа следующего месяца, информация (по форме приложения N 2) о зарегистрированных коллективных договорах направляется в управление труда и занятости населения администрации области.
III. Контроль за выполнением коллективных договоров
Контроль за выполнением коллективных договоров осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также органами по труду и занятости населения.
Органы по труду и занятости населения ведут работу по контролю за использованием коллективных договоров в плановом порядке, на основании утвержденных планов работ на квартал (полугодие), а также по поступившим жалобам и заявлениям отдельных граждан либо организаций. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
При обнаружении нарушений условий коллективного договора лицо, производящее проверку, делает официальное представление стороне, совершившей нарушение, с указанием сроков для их устранения.
В случае, если нарушения не будут устранены в установленные сроки, орган, производивший проверку, делает представление главе администрации района (города) для принятия мер в соответствии с Кодексом об административных нарушениях.
Приложение N 1
к временному положению
Рекомендации по структуре и содержанию коллективного
договора предприятия
Рекомендации подготовлены специалистами НЦСПТ, содержат предложения по структуре и содержанию коллективного договора предприятия. Предназначены для предприятий различных отраслей. Могут применяться на предприятиях, различающихся формами собственности и хозяйствования.
При подготовке рекомендаций были использованы правовые документы, регулирующие заключение коллективных договоров и соглашений в РФ:
- Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.92 г.;
- Указ Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов) от 15.11.91 г.;
- Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- Положение о порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений на 1992 г. и урегулирования трудовых споров (конфликтов) от 15.04.92 г.;
- Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профессиональных союзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992 г.
Использованы также материалы, отражающие зарубежный опыт в данной области, отечественные разработки (проект типового коллективного договора, подготовленный "Соцпрофом", ряд коллективных договоров предприятий и рекомендаций по их разработке).
Рекомендации состоят из двух частей: структура коллективного договора и его содержание.
1. Структура коллективного договора
1.1. Название предприятия, дата подписания договора, срок действия, список представителей сторон, подписавших договор (от работодателей и работников), подписи представителей.
1.2. Вступительная часть знакомит с исходным социально-экономическим положением предприятия, его проблемами, тактикой и стратегией его развития, а также формулирует основные направления развития предприятия. В ней фиксируется цель заключения коллективного договора, сфера деятельности.
1.3. Информационная часть формулирует государственные правовые нормы, на основе которых будет осуществляться взаимодействие сторон, в ней приводится список правовых документов, регулирующих процесс разработки и выполнения коллективного договора.
1.4. Нормативные положения фиксируют распространяемые на предприятие статьи Генерального, отраслевого и территориального соглашений, а также устанавливают локальные нормы права, разработанные и принятые сторонами в пределах прав предприятия, которые конкретизируют общие условия труда и социальные права трудящихся.
1.4.1. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.
1.4.2. Отраслевое соглашение определяет направления социально-экономического развития отрасли, условия и оплату труда, социальные гарантии работников отрасли.
1.4.3. Территориальное соглашение решает проблемы социально-экономического развития отрасли, условия и оплату труда, социальные гарантии работников отрасли.
1.4.3. Территориальное соглашение решает проблемы предприятий региона, под его действие попадают предприятия муниципальной собственности и иные, выпавшие из сферы действия Генерального и отраслевых соглашений.
1.4.4. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
1.4.5. Предприятие при заключении КД должны соблюдать положения вышеупомянутых соглашений. Нормы права предприятия могут улучшать, но не ухудшать положение работников предприятия по сравнению с законодательством и указанными выше соглашениями.
1.5. В обязательной части приводится список конкретных мер по реализации отдельных направлений коллективного договора, определяются права, обязанности, ответственность сторон, сроки исполнения, источники финансирования, санкции за невыполнение и поощрения за выполнение положений договора.
1.6. Приложения содержат материалы информационного и справочного характера.
Положения могут содержать:
- планы развития предприятия;
- сметы расходования фонда потребления и фонда накопления;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- нормативные документы по оплате труда;
- списки лиц, пользующихся льготами т.д.;
- изменения и дополнения, вносимые в КД;
- прочее.
II. Содержание коллективного договора
1. Права и обязанности работодателей.
Исключительные права работодателей в сфере управления, производства, бизнеса, распоряжения рабочей силой.
Обязанность создавать условия, необходимые для заключения КД (предоставлять необходимую информацию, помещения, связь, транспорт, множительную технику, проводить собрания в рабочее и нерабочее время) и его выполнения (принятие планов и контроль за его реализацией).
2. Права и обязанности работников и представляющих их органов.
Круг вопросов, подлежащих включению в КД по инициативе органов работников.
Запрещение дискриминации членов и руководителей организации работников, признание организаций представителями наемного персонала в ведении коллективных договоров, права представителей органов работников на предприятии.
Проблемы обучения выборного персонала работников.
Оказание правовой помощи, юридических консультаций работникам предприятий.
3. Соблюдение интересов работников при изменении формы собственности и хозяйствования предприятия.
Участие коллектива в принятии решений по данным вопросам, содержание и формы участия.
Порядок проведения преобразований; формирование органов, осуществляющих преобразования; полномочия данных органов; процедуры разрешения конфликтов.
4. Права и гарантии работников.
Обеспечение занятости и регулирование увольнений.
Консультации с представителями работников по вопросам внедрения новой техники и технологии, сопровождающихся сокращением рабочих мест.
Сокращение объема занятости за счет сокращения продолжительности рабочей недели при сохранении заработной платы, запрет или ограничение сверхурочных работ.
Увеличение объема работ за счет выполнения некоторых видов работ,ранее передаваемых смежными организациями.
Соотношение высвобождения работников с графиком переквалификации и формирования новых рабочих мест, предлагаемых биржей труда.
Внутрипроизводственное перемещение работников.
Установление дополнительных мер социальной защиты в период сокращения численности для некоторых категорий работников (увольнение - в последнюю очередь).
Определение этих категорий работников (работников - единственных кормильцев в семье, на иждивении которых находятся лица, не имеющие постоянного самостоятельного заработка, лица, социально уязвимые при трудоустройстве).
При невозможности сохранения рабочих мест:
- установление сроков предупреждения работников об увольнении;
- определение размеров выходного пособия и компенсации за непредупреждение об увольнении;
- первоочередное увольнение сезонных и временных работников;
- досрочный выход на пенсию лиц с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного возраста с гарантией размера пенсии, которую получил бы работник при уходе на пенсию в общепринятые сроки.
5. Социальное страхование, гарантии и защита работников предприятия.
Создание фондов:
- социальной защиты работников предприятия;
- социальной помощи;
- совместных рабоче-предпринимательских фондов социального обеспечения - пенсионных и по безработице (взносы в них и критерии выплат - возраст, стаж, индексация).
Определение размеров средств, направляемых их фондов на:
- выплату дополнительных пособий временно не работающих;
- финансирование мероприятий по переобучению работников;
- частичное или полное возмещение затрат, связанных с личным пенсионным страхованием здоровья;
- материальную помощь в связи с непредвиденными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и т.д.),
- представление работникам, выходящим на пенсию, единовременного вознаграждения;
- оказание работникам, уходящим в отпуск, материальной помощи;
- оказание помощи семьям умерших работников в организации похорон и выплата семьям заработной платы в течение определенного срока со дня смерти;
- пособия при увольнении по инициативе предприятия;
- социальную защиту малоимущих слоев населения;
- заключение договоров со страховыми компаниями, обеспечивающими страхование работников от производственного травматизма, профзаболеваний, безработицы, неполной занятости, технологических изменений на предприятии.
Создание механизма финансовой дотации на:
- организацию функционирования детских оздоровительных и дошкольных учреждений;
- предоставление бесплатного содержания детей многодетным и матерям-одиночкам;
- увеличение компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, и продление его сверх установленного срока;
- организацию на базе заводских столовых бесплатного питания для низкооплачиваемых категорий работников;
- индексацию дохода работников в соответствии с ростом индекса цен на потребительские товары (для этих целей необходимо оформление резервных фондов как части ФЗП или целевых отчислений от прибыли).
6. Производственно-экономическая деятельность.
Меры по обеспечению выполнения производственных программ и достижению максимального объема дохода:
- по обеспечению ритмичной работы;
- внедрению новых форм хозяйствования;
- совершенствованию ежеквартального информирования коллектива о хозяйственно-экономической деятельности предприятия, его финансовом положении.
Определение направлений - распределение дохода предприятия (фонд потребления, накопления, социальной помощи).
7. Оплата труда.
Соглашение о системе оплаты труда работников предприятия:
- установление минимальной заработной платы на предприятии с учетом прожиточного минимума в данном регионе;
- определение отношения к максимальным трудовым доходам работников (наличие "потолка" или его отсутствие, критерии установления "потолка");
- учет условий труда в заработной плате (вредные, тяжелые, особо ответственные), установление системы надбавок и доплат, компенсаций;
- условия сохранения средней заработной платы;
- доплаты за совмещение профессий;
- оплата сверхурочных работ;
- соотношение основной оплаты квалифицированной и неквалифицированной части работников;
- условия вознаграждения по итогам года;
- соглашения о росте заработной платы отдельных категорий работников предприятия;
- установление сроков выплаты заработной платы (аванс и окончательный расчет) и выдачи расчетных листков;
-определение условий, при которых реальная заработная плата поддерживается на уровне, достигнутом на момент заключения соглашения.
8. Условия и охрана труда работников.
Порядок изучения условий труда на предприятии; информирование органов трудящихся о состоянии условий, охраны труда, заболеваемости работников, техники безопасности, медицинского обслуживания, выполнению мероприятий по улучшению условий труда.
Предоставление компенсаций и льгот за причиненный ущерб здоровью от производственной деятельности.
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда, правил техники безопасности и расходованием денежных средств на мероприятия по улучшению условий и охране труда.
Права работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, на специальное медицинское обслуживание в течение рабочего дня, санитарно-курортное обслуживание и компенсацию на дополнительное обслуживание, отказа от работы при несоблюдении санитарно-гигиенических условий труда.
Система санкций за нарушение правил техники безопасности.
Определение размеров единовременного пособия, выплачиваемому пострадавшему по вине предприятия.
9. Рабочее время и время отдыха.
Установление продолжительности рабочего дня и рабочей недели, режимов труда и отдыха, длительности ежегодных оплачиваемых отпусков.
Определение порядка предоставления, возможность деления отпуска, получения компенсации за неиспользованный отпуск.
Установление дополнительных отпусков (с сохранением и без сохранения содержания):
- дополнительные отпуска за выслугу лет;
- специальные отпуска по семейным обстоятельствам (брачная церемония работника, или ребенка работника, смерть одного из супругов, ребенка, родителей, призывная комиссия);
- отпуск в связи с необходимостью лечения и ухода;
- отпускные дни по различным обстоятельствам (предоставление женщинам нескольких дней в году для ведения домашнего хозяйства и т.п.).
Определение порядка регулирования сверхурочных работ, который включает:
- повышенную оплату в выходные и праздничные дни и за каждый сверхурочный час;
- максимальные нормы сверхурочных работ;
- предварительное предупреждение о сверхурочной работе;
- условия, при которых работник имеет право отказаться от сверхурочной работы.
10. Профессиональная подготовка и переподготовка.
Осуществление мер, позволяющих поддерживать соответствие между требованиями, предъявляемыми производством и качеством профессиональной подготовки; организация переподготовки работников, потерявших работу в связи со структурными и технологическими изменениями производства, сокращением рабочих мест:
- организация производственного обучения на предприятии;
- оговаривание права каждого рабочего на профессиональную переподготовку, гарантирование осуществления профессионального обучения и переобучения за счет средств предприятия (работодателя);
- гарантирование работникам права на учебный отпуск.
11. Социальные программы.
1. Здоровье:
- выполнение социального заказа на физкультурно- спортивное обслуживание работников предприятия и членов их семей;
- санаторно-профилактическое обслуживание;
- комплексное обследование работников на предмет раннего обнаружения профессиональных заболеваний.
2. Отдых и культура:
- разработка программ для реализации творческих возможностей работников и предоставление для этого всех культучреждений предприятия;
- предоставление последних для обеспечения работы кружков творчества, в первую очередь, для детей работников предприятия.
3. Семья:
- предоставление социальных гарантий по обеспечению местами в детских садах, яслях, льготы многодетным женщинам и матерям-одиночкам;
- организация надомного труда для женщин на период вынужденного отпуска;
- определение размера ссуд молодым и многодетным семьям.
4. Жилье:
- определение сроков и объемов жилищного строительства;
- формулирование правил распределения жилья;
- определение нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- сохранение в течение определенного срока очереди на жилье и возможности пользоваться детскими дошкольными учреждениями для работников, высвобожденных с предприятия по сокращению штатов.
5. Питание:
- организация на предприятии качественного питания для работающих (как в дневное, так и в ночное время);
- заключение прямых бартерных сделок для обеспечения работающих качественными продуктами питания;
- обеспечение желающих земельными участками под сады и огороды, выделение техники и транспорта для их обслуживания, продажа по минимальным ценам отходов производства.
12. Экологическая безопасность.
Анализ и сбор информации о состоянии экологической среды на предприятии и на его территории .
Составление программы экологического баланса и ее связь с природоохранными мероприятиями в регионе.
Создание фондов финансирования экологических программ, использование материалов, сырья, технологии, обеспечивающих экологическую безопасность.
13. Процедурные вопросы разработки, заключения и выполнения КД (не противоречащие Закону "О коллективных договорах и соглашениях").
Порядок подготовки проекта КД. Контроль за выполнением соглашений, формы контроля, периодичность. Порядок внесения изменений и дополнений в КД.
Сроки урегулирования трудовых споров, определение возможных посредников, процедуры, посредничества. Определение форм борьбы при возникновении конфликтов.
Отказ от забастовок по отдельным положениям КД при условии их выполнения.
14. Положения, включаемые в КД на приватизированных предприятиях.
Право:
- владеть частью неделимого фонда и получать дивиденды;
- получать долю паевого фонда при увольнении из хозяйства;
- вступать в подрядные, арендные и другие договорные отношения с предприятием;
- бывших работников быть принятыми в члены приватизированного предприятия;
- на получение работы с учетом возможностей предприятия и своей квалификации;
- на установление рабочего времени на уровне государственных пред - приятий;
- на получение от предприятия помощи в повышении квалификации;
- на социальное страхование и культурно-бытовое обслуживание;
- на увольнение по собственному желанию;
- на получение зарплаты и доли дохода в соответствии с количеством и качеством труда.
Приложение N 2
к временному положению
Регистрационный перечень коллективных договоров,
заключенных на предприятиях
---------------------------района (города)
------------------------------------------------------------------------
Регистрационный |Наименование | Отрасль, орга- | Дата приня- | Стороны
номер; дата ре- |предприятия, | низационно- | тия (подпи- | коллек-
регистрации в |его реквизиты,| правовая форма | сания) кол- | тивного
районе (городе) |почтовый ад- | (государствен- | лективного | договора
|рес, телетайп | ное, частное, | договора |
| | муниципальное | |
| | и т.д.) | |
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации Новосибирской области от 10 февраля 1993 г. N 51-р "Об организации работы по регистрации коллективных договоров и контролю за их исполнением"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Постановлением Главы администрации Новосибирской области от 31 декабря 2003 г. N 828 настоящий документ признан утратившим силу