Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.В. Ляхова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин Д.В. Ляхов при увольнении в 2005 году с военной службы приобрел за счет государственного жилищного сертификата и личных средств в общую собственность вместе с членами семьи трехкомнатную квартиру. В 2006 году он вновь поступил на военную службу и в связи с увеличением количества членов его семьи, проживая в той же квартире, в 2013 году обратился в жилищную комиссию воинской части о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в период службы, но получил отказ.
Суд апелляционной инстанции, отменив решение гарнизонного военного суда, признал правомерным решение жилищной комиссии воинской части об отказе принять Д.В. Ляхова на учет нуждающихся в жилом помещении, указав, что ранее он уже реализовал свое право на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Д.В. Ляхов оспаривает конституционность абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающего жилищные гарантии для военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и предусматривающего, что данные гарантии предоставляются один раз, а в целях получения жилья по избранному месту жительства необходимо представить документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (части 1 и 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку препятствует гражданам, получившим и реализовавшим государственный жилищный сертификат, улучшить свои жилищные условия в период военной службы за счет государства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище. При этом требования об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные в абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая заявителя, на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, государство в связи с завершением заявителем в 2005 году военной службы выполнило взятые на себя обязательства, обеспечив его необходимыми жилищными гарантиями. После поступления на военную службу по новому контракту в 2006 году заявитель мог быть обеспечен в период службы служебным жилым помещением на условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
С учетом изложенного оспариваемая норма сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ляхова Дмитрия Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 1394-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ляхова Дмитрия Владимировича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Текст Определения официально опубликован не был