Для обеспечения выполнения органами исполнительной власти заключенного на 1995 год регионального (областного) Соглашения между объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и администрацией области, а также в целях дальнейшего развития системы социального партнерства в области:
1. Всем органам исполнительной власти, действующим на территории области, принять к руководству "Региональное соглашение между объединениями (комитетами) профсоюзов, областными объединениями (союзами работодателей и администрацией Новосибирской области на 1995 год (приложение 1).
2. Департаментам, комитетам и управлениям администрации области до 1 февраля т.г. разработать и представить в управление труда и занятости населения администрации области мероприятия по обеспечению выполнения взятых администрацией области обязательств, относящихся к их ведению и сфере деятельности.
Управлению труда и занятости населения администрации области (Шинкаренко А.К.) на основе предложенных мероприятий разработать и до 25 февраля т.г. представить на утверждение план мероприятий администрации области по обеспечению выполнения Регионального Соглашения на 1995 год.
3. Департаментам, комитетам и управлениям администрации области в течение двух месяцев заключить с соответствующими отраслевыми или территориальными комитетами (Советами, Союзами) профсоюзов и предприятиями (объединениями, ассоциациями), организациями или учреждениями отраслевые (тарифные) соглашения на 1995 год и в недельный срок представить их в управление труда и занятости населения администрации области для уведомительной регистрации.
4. Администрациям районов и городов области в течение 1 квартала т.г. заключить территориальные трех- или двухсторонние соглашения на 1995 год, в первую очередь с подведомственными предприятиями и организациями, и в двухнедельный срок представить их в управление труда и занятости населения администрации области для уведомительной регистрации.
5. В целях обеспечения единого подхода к заключению соглашений всем органам исполнительной власти использовать в качестве методического материала "Рекомендации по разработке, заключению и контролю за выполнением отраслевых (тарифных) и территориальных соглашений" (приложение 2).
6. Управлению труда и занятости населения администрации области обеспечить экспертизу и регистрацию отраслевых и территориальных соглашений, ежеквартальное информирование администрации о ходе данной работы, а также консультирование департаментов, комитетов и управлений администрации области и администраций городов и районов области по вопросам, связанным с заключением соглашений.
7. Возложить на управление труда и занятости населения администрации области, на комитеты, отделы и управления по труду администраций районов и городов области ответственность за организацию и координацию работы по развитию системы социального партнерства на соответствующей территории.
При экспертизе и регистрации коллективных договоров и соглашений обеспечить контроль за их соответствием региональному соглашению, условия которого не должны быть ухудшены в вышеперечисленных актах.
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (Киселев В.Н.).
И.о. главы администрации |
В.Н.Киселев |
Приложение к распоряжению
администрации области
от 20 января 1995 г. N 32-р
Региональное соглашение
между областными объединениями (комитетами) профсоюзов,
областными объединениями (союзами) работодателей и
администрацией Новосибирской области на 1995 год
Областные объединения и комитеты профсоюзов, областные и территориальные объединения (советы, ассоциации) работодателей и администрация Новосибирской области, именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" договорились о согласованных позициях, обязательствах и действиях по основным вопросам социально-экономической политики.
В целях практической организации принципа социального партнерства Стороны признают настоящее Соглашение основным документом, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в настоящей области в 1995 году.
Стороны, каждая в пределах своей компетенции, определяемой действующим законодательством, принимают на себя ответственность за решение всех жизненно важных вопросов, направленных на стабилизацию экономики и стимулирование производства, содействие занятости и социальную защиту населения, регулирование трудовых отношений, охраны труда и экологической безопасности и развитие социального партнерства с целью достижения единства и согласия в обществе на территории области.
Стороны берут на себя обязательства при его реализации действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области как субъекта Федерации и выполнить в течение 1995 года нижеследующее:
1. По стабилизации экономики и стимулированию производства
Профсоюзы:
1.1. Содействовать осуществлению программ социально-экономического развития, стабилизации экономики, целевых программ развития отраслей и предприятий, принимать участие в их разработке.
1.2. Участвовать в выработке и реализации мероприятий по обеспечению роста выпуска продукции, работ и услуг и соблюдению трудовой дисциплины.
1.3. Обеспечить активное участие коллективов предприятий и организаций в реализации предусмотренных отраслевыми и территориальными соглашениями и коллективными договорами предприятий и организаций мер по стабилизации экономики, осуществлению конверсии и своевременному перепрофилированию производств.
1.4. Добиваться через профсоюзные комитеты, коллективные договоры участия профсоюзов в разработке и реализации программ приватизации, вовлечения трудящихся в этот процесс с целью обеспечения интересов трудовых коллективов.
1.5. Осуществлять контроль за соблюдением законодательных актов, регулирующих приватизацию и послеприватизационный период в части защиты прав трудящихся.
Работодатели:
1.6. Участвовать в развитии и реализации приоритетных направлений экономики области, определяемых субъектом Федерации, реализации областных программ социально-экономического развития, стабилизации экономики, конверсии, приватизации, по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, а также целевых программ развития соответствующих отраслей.
1.7. Осуществить своевременное перепрофилирование производств с учетом требований рынка, наращивать объемы производства товаров, работ и услуг.
Администрация:
1.8. Анализировать и прогнозировать развитие экономической ситуации в области, принимать действенные меры по выполнению федеральных и областных программ социально-экономического развития, стабилизации экономики, конверсии, приватизации, развития и поддержки малого и среднего бизнеса и целевых программ развития отраслей.
1.9. Осуществлять поддержку товаропроизводителей по приоритетным направлениям экономики области, в т.ч. через территориальный заказ.
1.10. Оказывать поддержку и содействие инвестиционным программам для привлечения иностранного капитала к решению хозяйственных задач с учетом интересов местных товаропроизводителей и населения области.
1.11. Способствовать созданию условий для развития кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности.
1.12. Ввести в действие комплекс мер по установлению порядка согласованного регулирования цен (тарифов) на энергоносители и социально значимые товары и услуги.
2. По содействию занятости населения и развитию рынка труда
Профсоюзы:
2.1. Участвовать в разработке областных программ содействия занятости населения, в т.ч. специализированных программ по профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов, занятости молодежи, женщин и лиц, уволенных в запас с военной службы. Способствовать их осуществлению.
2.2. Через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры предприятий и организаций добиваться:
- сохранения рабочих мест;
- создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в т.ч. намеченных к высвобождению;
- заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;
- создания дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты;
- выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с предприятий и из организаций.
2.3. Оказывать членам профсоюзов бесплатную юридическую помощь и защиту в суде по вопросам занятости и трудовых отношений (прием на работу и увольнение, предоставление льгот, компенсаций и др.).
Работодатели:
2.4. Принять меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, развитию гибких форм занятости, не допускать массового высвобождения работников.
2.5. Проводить работу по прогнозированию, анализу и постоянному учету численности высвобождаемых работников, предоставлению в органы по труду и занятости информации о наличии вакантных рабочих мест, а также о сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
2.6. Создавать условия для трудоустройства незащищенных групп населения и инвалидов при условии предоставления предприятиям налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Организовывать переподготовку, повышение квалификации высвобождаемых работников по перечню вакантных должностей и свободных рабочих мест данного работодателя до наступления увольнения, если для трудоустройства требуется предварительное профессиональное обучение.
2.8. Включать в коллективные договоры дополнительные меры по сравнению с действующим законодательством, направленные на социальную помощь высвобождаемым работникам.
2.9. Перевод на режим неполного рабочего времени (дня или недели), а также направление в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы осуществлять в соответствии с действующим законодательством.
Администрация:
2.10. Разработать и внести на утверждение областному Совету депутатов и осуществлять областную программу содействия занятости населения, устанавливающую на основе прогноза рынка труда дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите (инвалиды, молодежь, многодетные родители и т.д.), размеры расходов и источники финансирования на ее осуществление.
2.11. Установить на 1995 г. предельно допустимый уровень безработицы в среднем по области равным 6 процентам. При превышении указанного уровня разработать и осуществить дополнительные меры по защите трудовых прав граждан в период массовой безработицы.
2712. Вносить областному Совету депутатов предложения по установлению квоты предприятиям и организациям всех форм собственности по приему на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с действующим положением (Постановление Минтруда от 11.06.92 N 21-в).
2.13. Разрабатывать и осуществлять меры по социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий и организаций.
3. По уровню жизни и доходам населения
Профсоюзы:
3.1. Добиваться через трехсторонние отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры предприятий и организаций установления минимальной оплаты труда работникам не ниже рассчитанного в среднем по области бюджета прожиточного минимума.
3.2. Способствовать установлению систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов в соответствии с Рекомендациями по порядку регулирования оплаты труда на территории Новосибирской области.
3.3. Принять необходимые меры для своевременной выплаты заработной платы.
Работодатели:
3.4. Принять меры к систематическому росту доходов работающих за счет максимально возможного приближения минимального размера оплаты труда к величине действующего на территории области прожиточного минимума, расширения системы доплат, надбавок, премиальных и иных выплат.
3.5. Осуществлять регулирование оплаты труда посредством заключения и реализации коллективных договоров, а также на основании отраслевых (тарифных) и настоящего соглашений.
3.6. Доработать и использовать в качестве инструмента регулирования оплаты труда Рекомендации по порядку регулирования оплаты труда на территории области.
3.7. В случае задержки выдачи заработной платы и иных выплат обеспечить индексацию начисленных сумм.
Администрация:
3.8. Производить ежеквартально расчет бюджета прожиточного минимума и индекса потребительских цен в целом по области и публиковать в газетах "Советская Сибирь" и "Доверие".
3.9. Обеспечить в организациях, финансируемых из областного бюджета, оплату труда в соответствии с действующими нормативными актами (применение единой тарифной сетки (ЕТС), минимальный уровень не ниже ставки 1 разряда, индексирование ставок ЕТС) и выделение средств на эти цели.
3.10. Осуществлять контроль за соблюдением предприятиями и организациями всех форм собственности, законодательно установленных, минимального размера оплаты труда, ставки 1 разряда ЕТС, самой ЕТС, а по государственным предприятиям шкалы по оплате труда руководителей.
3.11. Содействовать введению на предприятиях и в организациях области всех отраслей и форм собственности системы регионального регулирования оплаты труда, оказывать методическую и практическую помощь по совершенствованию форм и систем оплаты труда.
3.12. Осуществлять контроль за своевременностью выплаты заработной платы работниками учреждений образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из местных бюджетов. В случае необходимости создавать совместно с профсоюзами комиссии для принятия экстренных мер.
4. По охране труда и экологической безопасности населения
Профсоюзы:
4.1. Через коллективные договоры осуществлять контроль за ходом выполнения обязательств и соглашений по охране труда и природоохранным вопросам.
4.2. Добиваться введения компенсационных выплат работникам, условия труда которых не соответствуют Законам и нормам.
4.3. Осуществлять контроль за правильностью и своевременностью выплат единовременных пособий работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве.
4.4. Обеспечивать общественный контроль за соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда, правильному применению коллективных и индивидуальных средств защиты.
Работодатели:
4.5. Обеспечить создание на предприятиях и в организациях здоровых и безопасных условий труда, снизить по сравнению с предыдущим периодом уровень травматизма и профессиональных заболеваний на производстве. Принимать дополнительные меры по охране труда и здоровья женщин и детей.
4.6. Предусмотреть в отраслевых и территориальных соглашениях, в коллективных договорах предприятий и организаций меры по улучшению условий труда и экологической безопасности, включая введение льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда с выделением на эти цели необходимых денежных средств.
4.7. Организовать обучение работающих технике безопасности труда и основам экологической подготовки.
Администрация:
4.8. Организовать функционирование служб по охране и экспертизе условий труда, экологии и природным ресурсам.
Обеспечить за счет их деятельности управление охраной труда, надзор и контроль за соблюдением законодательства, норм и правил охраны труда, безопасностью труда работающих и экологической обстановкой на территории области.
4.9. Обеспечить расследование, в соответствии с Положением, несчастных случаев на производстве на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
4.10. Оказывать содействие и помощь в организации работы служб охраны труда на предприятиях и в организациях на территории области.
4.11. Контролировать предоставление работающим льгот и компенсаций за вредные условия труда, правильность применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым предоставляются льготные пенсии.
4.12. Привлекать к административной и, в соответствии с законодательством, к другим видам ответственности работодателей и руководителей, не создающих надлежащих условий труда, допускающих нарушение норм и правил охраны труда, загрязнение окружающей среды, нарушающих действующее законодательство в этих областях.
4.13. Приостанавливать экологически вредные производства, на которых не выполняются планы и мероприятия по охране окружающей среды, и эксплуатируемые с нарушением природоохранного законодательства.
4.14. Содействовать в организации обучения руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций по охране труда и экологической безопасности.
5. По социальной защите населения и поддержке социальной сферы
Профсоюзы:
5.1. Участвовать в разработке и реализации Основных направлений социальной политики администрации области и создаваемых на их основе целевых социальных программ, в т.ч. по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан, улучшению медицинского обслуживания населения, развитию культуры, оздоровлению трудящихся и их детей, реабилитации инвалидов и т.д.
5.2. Через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры добиваться полной реализации государственных социальных гарантий, предоставляемых населению на федеральном и областном уровнях.
5.3. Через коллективные договоры добиваться выделения необходимых средств предприятиям и организациям на медицинское обслуживание, оздоровление детей и трудящихся, развитие физической культуры и спорта, культурно-массовую работу, контролировать расходование этих средств.
5.4. Обеспечить контроль за использованием по назначению объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизированных предприятий и организаций.
5.5. Содействовать в пределах имеющихся средств финансированию оздоровительных мероприятий на предприятиях, организациях и учреждениях.
Работодатели:
5.6. Принимать меры по реализации Основных направлений социальной политики администрации области и целевых программ социальной направленности.
5.7. Обеспечивать своевременную и полную выплату социальных пособий и компенсаций семьям с детьми, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.
5.8. При приватизации предприятий, организаций и в случае сокращения штатов гарантированно трудоустроить несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, согласно законодательству.
5.9. Предусматривать дотации на удешевление оплаты путевок в детские санатории и оздоровительные лагеря для детей.
Администрация:
5.10. Разработать и реализовать основные направления социальной политики администрации области на 1995 год и необходимые для их осуществления целевые и частные программы по социальной защите населения и развитию социальной сферы.
5.11. Обеспечивать с учетом роста потребительских цен увеличение средств, выделяемых на питание граждан, проживающих в различных интернатных лечебных и стационарных учреждениях, финансируемых из областного бюджета, а также направляемых на удешевление школьного питания.
5.12. Разработать мероприятия на 1995 год по реализации целевой комплексной программы "Социальная поддержка". Регулярно выделять средства для обеспечения ее выполнения.
5.13. Обеспечивать по согласованию с главами рай(гор)администраций регулярность и своевременность перечисления бюджетных средств предприятиям и организациям на выплату пособий и компенсаций семьям с детьми, установленных на федеральном уровне.
5.14. При приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения давать согласие на изменение профиля их деятельности только по согласованию с заинтересованными профсоюзными органами.
5.15. Подготовить и осуществить перевод амбулаторно-поликлинической службы на работу в условиях обязательного медицинского страхования и перевод учреждений здравоохранения на финансирование за пролеченного больного.
5.16. Обеспечить действенные меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, наведению должного порядка, обеспечению личной безопасности и сохранению имущества граждан.
5.17. Изыскивать необходимые средства для организации летнего отдыха и оздоровления детей.
5.18. Обеспечить санитарный надзор за ввозимыми для реализации продуктами и товарами на предприятиях торговли и общественного питания всех форм собственности.
5.19. Совместно с объединениями профсоюзов и работодателей в 1 квартале 1995 года и разработать комплекс мер по сохранению и развитию объектов социально-бытового назначения.
6. По развитию системы социального партнерства
Профсоюзы:
8.1. Участвовать в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и способствовать созданию аналогичных отраслевых комиссий.
6.2. Добиваться заключения трехсторонних отраслевых соглашений во всех отраслях экономики области с привлечением к участию в них предприятий и организаций всех видов собственности и организационно-правовых форм, а также заключения территориальных соглашений.
6.3. Обеспечить заключение коллективных договоров на большинстве зарегистрированных на территории области предприятий и организаций всех видов собственности и организационно-правовых форм, где имеются профсоюзные организации.
6.4. Участвовать в выявлении, предупреждении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов).
6.5. Периодически (не реже одного раза в квартал) информировать объединения работодателей и администрацию области о выполнении настоящего Соглашения.
6.6. Не организовывать и не поддерживать проведение забастовок и иных массовых выступлений работающих в период действия настоящего Соглашения при условии выполнения взаимно взятых Сторонами обязательств.
Работодатели:
6.7. Участвовать в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и способствовать созданию и функционированию аналогичных отраслевых комиссий.
6.8. Содействовать профессиональным союзам в их деятельности.
6.9. Участвовать в работе по заключению отраслевых и территориальных соглашений, обеспечить подготовку и заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях, входящих в сферу действия настоящего Соглашения, и их регистрации в органах по труду.
6.10. Содействовать предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов).
6.11. Периодически ( не реже одного раза в квартал ) информировать объединения профсоюзов и администрацию области о мероприятиях, проводимых в рамках настоящего Соглашения.
Администрация:
6.12. Обеспечить формирование и функционирование областной и отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, участию органов исполнительной власти всех уровней в заключении и реализации соответствующих соглашений.
6.13. Обеспечить в установленном законодательством порядке регистрацию коллективных договоров предприятий и организаций, отраслевых и территориальных соглашений и организовать контроль за их выполнением.
6.14. Участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов).
6.15. Периодически (не реже одного раза в квартал) информировать Стороны настоящего Соглашения о проводимых администрацией области мероприятиях и ходе выполнения взятых на себя по данному соглашению обязательств.
6.16. Привлекать объединения профсоюзов и работодателей и учитывать их мнение при подготовке и обсуждении проектов решений, программ и прогнозов по социально-экономическим и социально-трудовым проблемам. Представители профсоюзов и работодателей вправе непосредственно участвовать в обсуждении и принятии решений.
6.17. Оказывать методическую и консультативную помощь заинтересованным органам при подготовке коллективных договоров и соглашений.
6.18. Создать областной научно-координационный экспертный совет из числа руководителей предприятий для подготовки и предварительного рассмотрения областных экономических программ, бюджета, прогноза социально-экономического развития и т.д.
Стороны взаимно обязуются извещать друг друга о проведении заседаний своих руководящих органов по рассмотрению вопросов, связанных с выполнением Соглашения, и обеспечивать возможность присутствия на этих заседаниях представителей участников соглашения с правом совещательного голоса.
7. Действие соглашения, обеспечение контроля и ответственность
сторон за его реализацию
7.1. Соглашение вступает в силу после его подписания Сторонами и действует до заключения следующего Соглашения.
Текст Соглашения в двухнедельный срок после его подписания доводится до сведения работников предприятий и организаций, охваченных данным Соглашением, и в этот же срок текст Соглашения публикуется в газетах "Советская Сибирь" и "Доверие".
7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, созданная из уполномоченных представителей сторон, подписавших настоящее Соглашение. Ход реализации Соглашения рассматривается комиссией ежеквартально.
7.3. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
До истечения срока действия Соглашение может быть изменено или дополнено. При необходимости внесения изменений (дополнений) заинтересованная Сторона вносит соответствующее представление.
7.4. В течение месяца Стороны, получившие представление, обязаны приступить к переговорам по существу представления.
Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по решению областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.5. Стороны информируют жителей области о ходе выполнения настоящего Соглашения не реже двух раз в год через средства массовой информации.
7.6. Включенные в Соглашение условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых и территориальных соглашений и коллективных договоров.
После подписания Соглашения предприятия и организации, заключившие коллективные договоры, должны внести в них соответствующие улучшающие изменения.
7.7. Стороны (лица), виновные в уклонении от участия в переговорах, нарушении и выполнении обязательств, включенных в Соглашение, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.8. Стороны участвуют в четвертом квартале 1995 года в коллективных переговорах по заключению областного Соглашения на 1996 год.
7.9. Стороны поддерживают присоединение к Соглашению других объединений профсоюзов и объединений работодателей и констатируют, что неприсоединение к настоящему Соглашению не препятствует участию в его выполнении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации Новосибирской области от 20 января 1995 г. N 32-р "Об организации выполнения областного Соглашения"
Текст распоряжения официально опубликован не был