Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к распоряжению
администрации области
от 20 января 1995 г. N 32-р
Управление труда и занятости населения
администрации Новосибирской области
Рекомендации по разработке, заключению
и контролю за выполнением отраслевых
(тарифных) и территориальных соглашений
(вторая редакция)
Новосибирск, 1995 год
1. Общие положения.
1.1. Рекомендации предлагают порядок разработки, заключения и контроля за выполнением отраслевых (тарифных) и территориальных соглашений (далее соглашения).
1.2. Соглашение представляет собой правовой акт, являющийся основной формой реализации социального партнерства - особого типа социально-трудовых отношений, обеспечивающего оптимальный баланс основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей.
1.3. Соглашение содержит взаимные обязательства и ответственность сторон и обеспечивает коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на всех уровнях.
Функции соглашения - выработка и письменное закрепление программы совместных действий по защите социально-трудовых прав наемного персонала, примирению сторон на время действия соглашения.
174. Отраслевое (тарифное) соглашение распространяет свое действие на предприятия и организации одной отрасли (профессиональной группы).
Территориальное соглашение распространяет действие на предприятия и организации, находящиеся в муниципальной собственности (района, города), а также на предприятия, находящиеся на территории района, города и не попавшие под действие отраслевых (тарифных) соглашений.
При определении уровня льгот работникам, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, следует руководствоваться региональным (областным) соглашением.
1.5. Органами, обеспечивающими организацию социального партнерства, являются трех- или двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений из представителей наемных работников, работодателей и органа исполнительной власти.
Комиссии на уровне отрасли, территории (район, город) являются органами, полномочными разрабатывать соглашения и готовить их к заключению.
1.6. Заключение соглашения производят полномочные представители сторон, либо по взаимной договоренности - комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2. Стороны, заключающие соглашения.
Соглашение заключается между соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками, представительными органами (СТК, стачкомы и т.п.); работодателями (объединениями работодателей), органами исполнительной власти. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть трехсторонние и двухсторонние.
Органы исполнительной власти представляют департаменты, комитеты и управления администрации области, аналогичные органы мэрии г.Новосибирска, главы администраций районов и городов области.
Работодатели могут быть объединены в союзы (ассоциации), иные объединения работодателей, тогда представители этих союзов могут выражать интересы работодателей. Однако работодатели могут и не объединяться в союзы и функционировать самостоятельно, независимо от объединений, в этом случае никто, кроме них самих, не может представлять их интересы (в соглашении со стороны работодателей могут участвовать только юридические лица).
Объединения работников и работодателей представляют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и хозяйствования.
3. Организация деятельности комиссии
3.1. Инициаторами создания трех(двух)сторонней комиссии могут быть представители любой из сторон.
На данном этапе становления социального партнерства инициативу в создании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений должна взять на себя администрация района, города соответствующего уровня в лице органа по труду.
Инициаторы образуют оргкомитет, который готовит предложения о создании двух- или трехсторонней комиссии из представителей сторон. Оргкомитет вносит предложение сторонам о численности и составе комиссии, принципах представительства, и принимает предложения об участии в комиссии. Решение принимается сторонами.
Представители исполнительной власти определяют состав своей комиссии самостоятельно. Целесообразно включить в комиссию заведующих отделами исполнительных органов власти, их заместителей, занимающихся вопросами, входящими в содержание соглашения, лиц, профессионально занимающихся развитием территории.
Союзы работодателей территории и индивидуальные работодатели определяют состав своих представителей в комиссию. возможны, в частности, следующие варианты:
в комиссию делегируются представители всех имеющихся на территории союзов работодателей (норма представительства союзов определяется работодателями);
при наличии на территории работодателей, не входящих в союзы (ассоциации) и желающих принять участие в разработке и подписании соглашения, их представители также могут быть делегированы в комиссию (норма представительства определяется работодателями), или они могут делегировать свои полномочия членам комиссии со стороны работодателей;
при наличии на территории Совета директоров его представители могут делегированы в комиссию.
Представители работников в комиссию определяются территориальными объединениями работников по соглашению данных объединений, совместно определяющих норму представительства от каждого объединения и состав представителей.
При отсутствии объединений работников формирование делегации осуществляется снизу вверх. В этом случае выбор принципа представительства и определение членов комиссии осуществляется на собраниях (конференциях) профсоюзов, СТК, стачкомов и т.д., которые принимают решение о делегировании в комиссию своих представителей или о наделении полномочиями представлять их интересы лиц, выдвинутых другими объединениями или предприятиями.
Комиссия утверждается постановлением соответствующей администрации района, города согласованном с представителями других сторон социального партнерства. Одновременно утверждается Положение о комиссии, которое готовит соответствующий орган по труду и согласовывает с оргкомитетом.
Оргкомитет прекращает свои полномочия с созданием комиссии.
3.2. Основными задачами деятельности комиссии, являются: подготовка, заключение соглашения, осуществление контроля за его выполнением; урегулирование коллективных трудовых споров, организация взаимодействия между аналогичными территориальными, отраслевыми и областной комиссией и т.д.
3.3. Комиссия создает и утверждает секретариат (секретарь от каждой из сторон и ответственный секретарь);
координатора комиссии, который обеспечивает взаимодействие сторон, организует работу комиссии, но не вмешивается в оперативную деятельность сторон и не принимает участия в голосовании;
рабочие группы для выработки согласованных решений по отдельным вопросам.
3.4. Определяет задачи и полномочия ответственного секретаря и секретарей, рабочих групп, отдельных членов комиссии. Трех(двух)сторонняя комиссия должна организовать свою деятельность, определить ответственных за планирование работы, информирование, оперативное управление своей деятельностью, контроль, учет, анализ, стимулирование и т.д.
Полномочия комиссии в целом и отдельных ее органов определены законодательством Российской Федерации, а также целями ее деятельности, что можно закрепить в соглашении.
3.5. Проводит подготовку, обсуждение и утверждение плана работ комиссии с указанием мероприятий, ответственных, сроков исполнения, источников финансирования.
3.6. В составе комиссии из равного числа представителей сторон формируется рабочая группа по подготовке соглашения, которая:
организует работу комиссии в области подготовки проекта соглашения;
собирает и анализирует предложения, поступающие от сторон по содержанию соглашения;
участвует в разработке проекта соглашения;
выполняет работы по заданию комиссии: связанные с заключением соглашения.
4. Коллективные переговоры.
4.1. Предупреждение о начале переговоров.
Любая из сторон имеет право внести сторонам письменное уведомление о начале переговоров по заключению соглашения непосредственно или через трех(двух)стороннюю комиссию. Если ранее в отрасли или на территории уже действовало соглашение, то уведомление может быть внесено за три месяца до окончания срока действия прежнего соглашения.
После получения письменного уведомления о начале переговоров стороны должны приступить к ним в семидневный срок. В случае нарушения срока начала переговоров объединения трудящихся вправе выступать с ультимативными требованиями. Уведомление о начале переговоров осуществляется также через местную радиосеть, телевидение, печать, через представителей объединений работодателей и работников на предприятиях. Одновременно начинается сбор предложений в проект соглашения.
4.2. Предварительные переговоры.
Рабочая группа по разработке и заключению соглашения:
на основе предложений сторон или самостоятельно готовит проект соглашения, который направляется на предприятия (организации, учреждения) территории, отрасли для обсуждения. Текст данного проекта публикуется в местной печати, излагается по радио, телевидению;
организует сбор предложений по проекту соглашения с предприятий, производит консультацию со сторонами по содержанию проекта соглашения, обобщает поступившие замечания и предложения, разрабатывает дополненный проект соглашения.
Работодатели предоставляют возможность информирования о содержании соглашения (представляют средства связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения собраний, места для размещения стендов и т.д.).
Трех(двух)сторонняя комиссия вносит свои поправки, утверждая проект соглашения. Через средства массовой информации сообщает позиции сторон по тому или иному предложению.
4.3. Проведение переговоров по заключению соглашения.
Практика показывает, что обсуждение проекта соглашения в трех(двух)сторонней комиссии и его утверждение проходит следующие стадии.
Стороны договариваются о месте и времени переговоров, поочередно назначают председательствующего (при отсутствии координатора комиссии). Начало переговоров проходит обычно при участии всех членов комиссии. стороны излагают требования и контрпредложения.
Далее следует дискуссия, либо стороны расходятся на совещание в своем кругу. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по не зависящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, а также о сроке возобновления переговоров.
4.4. Участниками переговоров признаются представители сторон, а также специалисты и эксперты, приглашенные сторонами. Оплата труда специалистов и экспертов производится стороной, которая привлекла их к участию, при совместном приглашении - работодателем. Представители сторон, а также эксперты должны соблюдать государственную и коммерческую тайну. На время переговоров их участники освобождаются от основной работы с сохранением заработной платы.
Для представителей работников предусмотрены дополнительные гарантии: в период ведения переговоров они не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены на другое рабочее место или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их их на представительство органа.
5. Содержание соглашения.
Содержание соглашений определяется сторонами самостоятельно в пределах их компетенции и на основе предварительных консультаций утверждается комиссией.
Соглашения могут включать разделы:
о стабилизации экономики, развитии производства и формировании источников дохода территории;
об условиях приватизации государственной, муниципальной собственности, жилого фонда;
об уровне доходов населения территории (работающих в отрасли);
о занятости населения и противодействии безработице;
о социальной защите населения;
об охране труда работающих и экологической безопасности на территории;
о жилищно-бытовых и социально-культурных условиях;
о процедурных вопросах заключения и выполнения Соглашения.
В Соглашении могут быть приняты приложения содержащие дополнительные материалы (планы развития территории, изменения в Соглашении и т.д.).
6. Подписание соглашения.
Соглашение в период его подготовки к подписанию направляется на экспертизу в органы по труду и занятости населения по месту нахождения договаривающихся сторон.
Порядок принятия и подписания соглашения определяются комиссией. Возможно подписание документа всеми участниками соглашения, тогда комиссия определяет срок (3-7 дней) подписания соглашения. Имеется практика подписания соглашения представителями сторон от их имени и по поручению. В этом случае поручение оформляется протоколом.
Подписанное сторонами соглашение в семидневный срок направляется на уведомительную регистрацию в управление труда и занятости населения администрации области.
Текст соглашения распространяется через средства массовой информации территории.
7. Изменения и дополнения соглашения.
Изменения и дополнения в соглашение в течение срока его действия могут вноситься только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном в соглашении, а если он в нем не оговорен - в порядке, установленном законом.
8. Действие соглашения.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания, либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать его и заключить от их имени. Срок действия соглашения не может превышать трех лет.
При изменении условий соглашение сохраняет своей действие в течение срока, на который оно заключено, если стороны не приняли иного решения. В случае принятия решения об изменении условий соглашения, его действие по согласию сторон может быть продлено на период ведения переговоров, но не более чем на три месяца. При недостижении согласия переговоры могут быть прерваны при условии предварительного уведомления сторон с одновременным прекращением действия соглашения.
Действие соглашения на предприятиях, изменивших состав, структуру, наименование органа управления, расторгнувших трудовой договор с руководителем, изменивших форму собственности, ликвидируемых, регулируется Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях".
Для обеспечения выполнения соглашения администрация, а также другие стороны (по своему усмотрению) разрабатывают план мероприятий в течение одного-двух месяцев со дня заключения соглашения.
Со стороны администрации координатором и основным исполнителем разработки плана является соответствующий орган по труду.
9. Разрешение разногласий, возникающих по соглашению.
Конфликты сторон по поводу соглашения разрешаются через примирительные процедуры. Как правило, в течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава комиссии либо, при отсутствии согласия в ней, обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривают протокол разногласий и выносят рекомендации по существу спора. При недостижении согласия между сторонами допускается проведение забастовок (собраний, митингов, пикетирования, демонстраций - в нерабочее время) в порядке, не противоречащем закону.
Трудовые коллективы, отдельные работодатели и их объединения вправе обращаться в территориальную, отраслевую, а также в областную комиссию.
В соглашении могут быть предусмотрены процедуры рассмотрения споров о неудовлетворенных требованиях сторон. Решения комиссии, оформленные протоколом, имеют обязательную силу для сторон, участвующих в споре.
10. Контроль за соблюдение положений соглашения.
Контроль осуществляется трех(двух)сторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также уполномоченными представителями сторон: исполнительных органов власти, объединений работников, объединений работодателей, а также Управлением труда и занятости.
Порядок контроля, предоставления отчетов о выполнении соглашения должен быть предусмотрен в самом соглашении. Могут быть предусмотрены квартальные, полугодовые, годовые проверки и отчеты. В соглашении необходимо предусмотреть также перечень вопросов, которые следует рассмотреть в ходе проверок, сроки проверки, а также уполномоченных осуществлять эти проверки.
11. Ответственность сторон за нарушение соглашения.
Ответственность сторон устанавливается статьями 25-28 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях", а также соглашением. В соглашении целесообразно предусмотреть персональную материальную ответственность исполнителей мероприятий, включенных в соглашение.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение администрации Новосибирской области от 20 января 1995 г. N 32-р "Об организации выполнения областного Соглашения" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.