Постановление Верховного Суда РФ от 10 июля 2015 г. N 307-АД15-7060
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "О'КЕЙ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2014 по делу N А56-30892/2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "О'КЕЙ" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2014 N Ю 78-02-03-996 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
общество с ограниченной ответственностью "О'КЕЙ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2014 N Ю 78-02-03-996 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Рассмотрев доводы жалобы и принятые по делу судебные акты оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, 18.04.2014 в ходе проверки торговых площадей общества, проведенной на основании обращения потребителя, административным органом выявлен факт реализации обществом промышленных товаров с нарушением требований пунктов 18 и 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, а именно: ненадлежащее оформление ценников на реализуемые товары.
Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 18.04.2014 и зафиксированы на фотоматериалах.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом протокола от 25.04.2014 N Ю 78-02-03-769/з об административном правонарушении и вынесения постановления от 06.05.2014 N Ю 78-02-03-996 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество оспорило его в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Согласно статье 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи), разработанные в соответствии с Законом о защите прав потребителей, которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 5 Правил продажи продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил продажи установлено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров.
Согласно пункту 18 Правил продажи цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
В силу пункта 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что на ценниках реализуемых товаров были указаны две цены: "Цена по карте" и "Цена без карты", с выделением "Цены по карте" более крупным шрифтом, чем "Цена без карты", а также факт оформления ценников как желтого, так и красного цвета, руководствуясь положениями Закона о защите прав потребителей, требованиями Правил продажи, статьей 14.15 КоАП РФ суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.15 КоАП РФ.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суды признали правомерным оспариваемое постановление административного органа и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы об отсутствии в его действия состава вмененного административного правонарушения, поскольку ни Законом о защите прав потребителей, ни Правилами продажи не запрещено доведение до покупателей наравне с информацией о регулярной цене информации о цене на товар по скидочной карте. Информируя о цене реализуемых товаров как по скидочной карте, так и о цене без скидочной карты, общество не вводит потребителей в заблуждение.
Вместе с тем указанные доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами относительно осуществления обществом реализации товаров с нарушением требований Правил продажи, поскольку оформленные обществом ценники на реализуемые товары не отвечают требованиям единообразия и четкости, чем вводят потребителей в заблуждение. При этом как указали суды, содержащееся в пункте 18 Правил продажи требование о том, что цены товаров должны быть одинаковыми для всех покупателей, не ставит под сомнение как таковую возможность предоставления продавцом скидок на реализуемые им товары, в том числе и посредством распространения пластиковых карт (карты постоянного покупателя).
Приводимые обществом в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы общества и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено административным органом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, размер назначенного административного штрафа соответствует санкции, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности суды не установили, также как и не установили оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2014 по делу N А56-30892/2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "О'КЕЙ" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На общество был наложен штраф за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.
Поводом для этого послужил факт продажи обществом товаров, на каждом из которых имелось два ценника с указаниями "Цена по карте" и "Цена без карты".
При этом информация, обозначенная как "Цена по карте", указывалась более крупным шрифтом, чем сведения по "Цене без карты".
При этом ценники были оформлены как желтым, так и красным цветом.
Возражая, общество сослалось на то, что ни Законом о защите прав потребителей, ни Правилами продажи отдельных видов товаров не запрещено доводить до покупателей наравне с информацией о регулярной стоимости сведения о цене на товар по скидочной карте.
Поэтому, информируя о цене реализуемых товаров как по скидочной карте, так и без нее, общество, по его мнению, не вводило потребителей в заблуждение.
ВС РФ счел штраф правомерным и указал следующее.
По Закону о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров цены продукции, реализуемой продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей.
Исключение - случаи, когда законами или иными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары.
В ценниках должны быть обозначены наименование, сорт (при его наличии), стоимость за вес или единицу, подпись материально ответственного лица или печать организации, дата оформления ценника.
Правила продажи содержат требование о том, что цены товаров должны быть одинаковыми для всех покупателей.
Как подчеркнул ВС РФ, такое требование не ставит под сомнение как таковую возможность предоставления продавцом скидок на реализуемые им товары, в т. ч. посредством распространения пластиковых карт (карты постоянного покупателя).
Между тем в данном случае оформленные обществом ценники на реализуемые товары не отвечают требованиям единообразия и четкости, чем вводят потребителей в заблуждение.
Постановление Верховного Суда РФ от 10 июля 2015 г. N 307-АД15-7060
Текст постановления официально опубликован не был