Определение Верховного Суда РФ от 26 июня 2015 г. N 305-КГ15-4373
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Шереметьевской таможни (Московская область, г. Химки) на решение Арбитражного суда Московской области от 20.06.2014 по делу N А41-42272/13, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2015 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Налекс Карго" (г. Москва; далее - общество) к Федеральной таможенной службе России (г. Москва; далее - ФТС России), Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган) о взыскании убытков, связанных с хранением груза, процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, начисленных со дня, следующего за днем взыскания, пеней за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость, установила:
решением Арбитражного суда Московской области от 20.06.2014 с Российской Федерации в лице ФТС России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взысканы проценты на сумму излишне взысканных таможенных платежей, а также пени. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 решение суда в обжалуемой части отменено. С таможенного органа в пользу общества взысканы проценты на сумму излишне взысканных таможенных платежей и пени, в удовлетворении требований к ФТС России отказано.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.01.2015 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы таможенного органа по материалам истребованного дела судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2012 по делу N А40-69862/12 признано незаконным решение таможенного органа об отказе в повторной корректировке таможенной стоимости ввезенного товара. С таможенного органа в пользу общества взысканы излишне уплаченные таможенные платежи.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможенным органом 21.02.2014.
Ссылаясь на несвоевременное исполнение решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-69862/12, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Принимая во внимание, что администрирование денежных средств общества осуществлял таможенный орган, суд апелляционной инстанции и поддержавший его суд кассационной инстанции пришли к выводу о том, что требования общества о взыскании процентов в порядке пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, и взыскании пеней за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость на товары подлежат удовлетворению за счет таможенного органа, а не ФТС России, как указал суд первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что таможенные платежи уплачены обществом в добровольном порядке, в связи с чем проценты на сумму излишне уплаченных таможенных платежей подлежат начислению за каждый день нарушения срока возврата, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
В силу положений пункта 2 статьи 68 Таможенного кодекса при принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в статье 196 настоящего Кодекса.
Если декларантом в срок, не превышающий срока выпуска товаров, не осуществлена корректировка недостоверных сведений и не уплачены доначисленные таможенные пошлины, налоги, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.
Таким образом, выставление требования таможенным органом об уплате таможенных пошлин, налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение такого требования не может рассматриваться как добровольное исполнение декларантом обязанностей по уплате таможенных платежей.
При таких условиях подлежащие возврату обществу денежные средства правомерно определены судами как излишне взысканные таможенные платежи, а потому проценты начислены со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Шереметьевской таможне в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 июня 2015 г. N 305-КГ15-4373 по делу N А41-42272/2013
Текст определения официально опубликован не был