Определение Верховного Суда РФ от 9 июля 2015 г. N 306-ЭС15-8563
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания") на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2015 г. (судьи Хакимов И.А., Гильманова Э.Г., Вильданов Р.А.) по делу N А06-4609/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к администрации города Астрахани, муниципальному образованию "Город Астрахань", в лице администрации города Астрахани о взыскании убытков в размере 2 863 638 руб. 42 коп., с участием третьих лиц: финансово-казначейское управление администрации города Астрахани, Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани, г. Астрахань, установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к администрации города Астрахани, муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице администрации города Астрахани о взыскании убытков в размере 2 863 638 руб. 42 коп., вызванных, по мнению истца, незаконным бездействием ответчика, выразившимся в невнесении спорных тепловых сетей в реестр муниципальной собственности и непринятии решения об их передаче обслуживающей организации, что, в том числе, не позволило истцу включить затраты на ремонт в тарифы на тепловую энергию.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2014 г., оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 г., исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2015 г. решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2014 г., постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 г. по делу N А06-4609/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" просит отменить постановление суда кассационной инстанции, оставить в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2014 г., постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 г. В соответствии с ч. 1 ст. 291.1, ч. 7 ст. 291.6, ст. 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив обжалуемый судебный акт, оценив доводы кассационной жалобы ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания", суд не усматривает оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Судами установлено, 21.02.2011 г. администрацией города Астрахани вынесено постановление N 1432 "Об определении ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в качестве теплосетевой организации".
В соответствии с п. 1 указанного постановления, на переходный период до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Правил организации теплоснабжения, филиал ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в г. Астрахани определен в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями.
Пунктом 3 постановления на филиал ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в г. Астрахани наложена обязанность - принять в эксплуатацию бесхозяйные тепловые сети, которые непосредственно соединены с тепловыми сетями филиала ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в г. Астрахани, расположенные в левобережной части города, согласно приложению к постановлению, осуществлять надлежащее содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети.
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления администрации г. Астрахани от 21.02.2011 г. N 1432, для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей, ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" с 21.02.2011 г. приступило к эксплуатации и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей.
В раках дела N А06-5918/13 рассматривались требования ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" о признании незаконным бездействия администрации города Астрахани по непостановке на учет бесхозяйных тепловых сетей, перечень которых определен постановлением администрации города Астрахани от 21.02.2011 г. N 1432, и обязании администрации города Астрахани обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет указанных тепловых сетей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2014 г. по делу N А06-5918/13 бездействие администрации города Астрахани, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей, перечень которых определен постановлением администрации города Астрахани от 21.02.2011 г. N 1432, признано незаконным.
Данным судебным актом установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в соответствии с требованиями законодательства о тарифном регулировании, обратилось в службу по тарифам Астраханской области для установления тарифа на тепловую энергию на 2012 год.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
При подаче заявления об установлении тарифа ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" представило уполномоченному органу затраты на содержание бесхозяйных тепловых сетей.
Протоколом Службы по тарифам Астраханской области от 14.12.2011 г. N 444 расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей в состав необходимой валовой выручки организации на 2012 год включены не были. Основанием для такого отказа уполномоченного органа стало, в том числе, не подтверждение статуса "бесхозяйности" спорных сетей, ввиду отсутствия материалов об их принятии на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Согласно протоколу Службы по тарифам от 14.12.2012 г. на 2013 г., в материалах общества и в документах, поступивших в Службу по тарифам Астраханской области от Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани от 13.11.2012 г. N 30-11-01-1533, не содержится сведений, подтверждающих статус "бесхозяйности" тепловых сетей.
Затраты ООО "ЛУКОИЛ-Теплотранспортная компания" на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей в тарифы, установленные Службой по тарифам Астраханской области постановлениями от 14.12.2011 г. N 489, от 30.11.2011 г. N 433, от 24.11.2010 г. N 84, от 18.06.2010 г. N 21 не включены.
Согласно положениям пункта 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из правомерности и доказанности размера убытков, возникших по причине незаконного бездействия администрации города Астрахани, выразившегося в невнесении спорных тепловых сетей в реестр муниципальной собственности и непринятии решения об их передаче обслуживающей организации, что установлено решением суда по делу N А06-5918/2013.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судом не принято во внимание следующее.
Постановлением администрации от 21.02.2011 г. N 1432 "Об определении ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в качестве теплосетевой организации" наложена обязанность на истца - принять в эксплуатацию бесхозяйные тепловые сети, которые непосредственно соединены с тепловыми сетями филиала ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в г. Астрахани и осуществлять надлежащее содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети.
Данное постановление администрации не отменено, не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке. Следовательно, истец согласился содержать тепловые сети до признания права муниципальной собственности.
Кроме того, обязанность по содержанию и обслуживанию указанных бесхозяйных тепловых сетей, переданных ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания", прямо предусмотрена пунктом 4 статьи 8 и пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно требованиям статьи 65 АПК РФ бремя доказывания наличия и размера убытков лежит на истце, который с учетом обстоятельств настоящего дела должен также доказать, что он не получал определенные доходы или прибыль от эксплуатации спорного имущества.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции входит проверка законности судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, правильности применения норм материального права и норм процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции не разрешил его по существу, указав на необходимость дополнительного исследования доказательств с целью правильного применения норм права, а именно: факт получения или неполучения истцом прибыли от эксплуатации и пользования спорным имуществом.
При новом рассмотрении дела ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" не лишено возможности изложить свои доводы и представить соответствующие доказательства в суд первой инстанции.
Достаточных оснований для иных выводов заявителем не приведено.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, судья определил:
отказать ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 9 июля 2015 г. N 306-ЭС15-8563
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14093/16
28.07.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6534/16
11.04.2016 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4609/14
28.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22425/13
18.12.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10905/14
08.09.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4609/14