Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению городского Совета
от 3 июня 1998 г. N 148
Основные направления
социальной политики мэрии
на 1998-2000 годы
г. НОВОСИБИРСК
1. Состояние и развитие социальной сферы
Состояние экономики города, анализ развития ситуации в социальной сфере показывают, что есть как положительные моменты, так и острые проблемы, требующие решения в ближайшие годы.
Поддерживается в рабочем состоянии материально-техническая база в отраслях здравоохранения, образования и в других сферах социально-культурных услуг. Это является основой обеспечения гарантий бесплатного и общедоступного медицинского обслуживания и образования, а также сохранения города Новосибирска одним из признанных культурных, торговых и транспортных центров региона.
Возросла экономическая активность значительной части населения города - источником доходов многих горожан становится не только заработная плата, пенсии и пособия, но и средства, получаемые от предпринимательской деятельности и самозанятости. Наблюдается постепенный подъем реальной зарплаты рабочих и служащих практически во всех отраслях народного хозяйства.
В целях оказания помощи предприятиям и организациям, обеспечения занятости горожан, эффективного использования бюджетных средств увеличиваются объемы и совершенствуется механизм размещения муниципального заказа.
Для освобождения товаропроизводителей от затрат, связанных с содержанием объектов непроизводственного назначения, в соответствии с планом принимаются в муниципальную собственность жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, оказывается финансовая помощь на содержание социальных объектов. Это позволило предприятиям направить дополнительные средства на развитие производства.
Создан и продолжает совершенствоваться механизм социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу.
В то же время, в современных экономических условиях, сложившихся в городе за последние годы, уровень жизни отдельных слоев населения остается низким.
Основной причиной такого состояния в социальной сфере является снижение промышленного производства и как следствие:
- сокращение рабочих мест, безработица, в том числе скрытая;
- несвоевременная выплата заработной платы;
- снижение предприятиями доли расходов на социальные нужды ;
- уменьшение налоговой базы и относительное сокращение бюджетных возможностей финансирования затрат на социальное развитие.
Несмотря на некоторый рост реальных доходов, медленно возрастает соотношение между среднедушевыми денежными доходами населения и прожиточным минимумом.
Продолжается рост дифференциации населения по доходам.
Растет количество нуждающихся в оказании социальной поддержки.
Из-за недостаточных бюджетных ассигнований обостряется ситуация с материально-техническим обеспечением муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Социально-экономические условия жизни, сложившиеся в период проведения экономических реформ, приводят к естественной убыли и старению населения, ухудшению состояния здоровья живущих и новорожденных, увеличению числа инвалидов, детей в детских домах и безнадзорных детей, росту наркомании, алкоголизма и преступности, в том числе среди детей и подростков.
Положение, сложившееся в социальной сфере, диктует необходимость активизации социальной политики на всех уровнях и разработки новых подходов к решению социальных проблем.
2. Главная цель и приоритетные направления социальной
политики мэрии
В сложившейся ситуации, в условиях ограниченных ресурсных возможностей экономики, главная цель социальной политики мэрии на 1998-2000 годы - создание условий для стабилизации и постепенного повышения уровня жизни населения.
Для достижения этой цели предполагается сохранение следующих приоритетных направлений деятельности мэрии Новосибирска:
- содействие развитию производства, рыночной инфраструктуры, предпринимательской инициативы на территории города с целью сохранения существующих и создания новых рабочих мест, обеспечения источников доходов граждан и бюджета города;
- совершенствование форм социальной поддержки населения (помощь семьям с детьми, инвалидам и ветеранам, адресная помощь жителям города с относительно низкими доходами);
- обеспечение устойчивого функционирования всех отраслей городской инфраструктуры за счет совершенствования организации управления, механизма хозяйствования и повышения эффективности работы;
- удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта;
- дальнейшее развитие города: строительство жилых домов, коммунальных объектов, учреждений социальной сферы за счет бюджетных средств и привлечения инвесторов.
Для достижения главной цели социальной политики и реализации главных направлений деятельности мэрии в отраслях социальной сферы предполагается:
- создать условия для восстановления роли доходов от трудовой деятельности, как основного источника денежных доходов населения (раздел "Политика доходов");
- обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы не допустить массовой безработицы и, в то же время, не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики (разделы: "Политика в сфере труда и трудовых отношений", "Политика в области занятости населения и развития кадрового потенциала");
- обеспечить реализацию приоритетных направлений социальной защиты населения: поддержки семьи, всемерное повышение ее роли и значения, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций; введение дифференцированных подходов к реализации права граждан на социальную защиту и обслуживание в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности, с условием сохранения гарантированного государством уровня социальной защиты (раздел "Система социальной защиты");
- сохранить накопленный потенциал в отраслях социальной сферы; принимать меры, обеспечивающие выполнение конституционных гарантий всем гражданам: доступность медицинской помощи, образования, спорта, культуры и отдыха (разделы: "Охрана здоровья населения", "Сфера образования", "Культура и искусство", "Физическая культура и спорт");
- создать условия для решения социально-экономических, социальнокультурных проблем молодежи и для самореализации социального, интеллектуального, творческого потенциала подростков и молодежи (раздел "Молодежная политика");
- принять меры к дальнейшей реализации государственной жилищной политики и жилищной реформы, повышение ее социальной направленности, сохранение существующего жилья и получения жильцами стандарта коммунальных услуг. Продолжить развитие и совершенствование городского транспорта и связи с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах данных отраслей городского хозяйства (раздел "Жилищная сфера, транспорт, связь);
- продолжить работу по развитию и рациональному размещению сети стационарных предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг. Развивать и поддерживать социально значимые виды торговли (хлеб, молоко, детские товары), а также предприятия бытовых услуг, общественного питания и торговли, обслуживающие социально незащищенные слои населения. Активизировать работу по защите прав населения, как потребителей товаров и услуг (раздел "Торговое обслуживание, бытовые услуги, защита прав потребителей").
Реализация социальной политики будет осуществляться в зависимости от состояния финансовой и экономической обстановки в городе. Сроки, перечень и объем планируемых в социальной сфере мероприятий будут устанавливаться с учетом конкретной ситуации в экономике при разработке годовых планов социально-экономического развития города, целевых программ и программы социальной поддержки населения. Основной акцент при выполнении планов и программ будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.
С целью усиления социальной направленности проводимых преобразований намечается:
- разработать механизм проведения социальной экспертизы проектов планов, программ, постановлений мэра, решений городского Совета, разрабатываемых с целью реализации Основных направлений социальной политики ;
- начать формирование нормативной базы для повышения уровня обоснованности и целесообразности разрабатываемых проектов планов, программ и т.д.;
- усилить координирующую роль департамента по социальной политике мэрии при разработке и выполнении социальных программ;
- проводить систематический анализ итогов выполнения основных направлений социальной политики и вырабатывать предложения для их корректировки.
3. Политика доходов
Цель политики доходов мэрии на 1998-2000 годы - создание условий для обеспечения прожиточного минимума всем гражданам, проживающим в городе, восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника жизнеобеспечения населения.
Основой реализации поставленной цели будут меры, принимаемые мэрией для стабильного функционирования всех отраслей экономики.
Продолжится разработка механизма достижения намеченных целей, включая вопросы реструктуризации производства и предпринимательства, изменения налоговой системы для стимулирования производства и строительства, развития торговли и сферы услуг, обеспечивающих потребности населения и увеличение доходной базы бюджета города, содействие занятости и повышению уровня жизни населения.
В целях стимулирования экономики мэрия предполагает усилить работу по уже сложившимся направлениям и ввести новые формы взаимодействия с субъектами хозяйствования:
- для привлечения инвестиций, в том числе собственных средств товаропроизводителей, развития малого предпринимательства формировать рынок недвижимости и земельных ресурсов;
- для увеличения объемов производства и реализации промышленной продукции, грузовых перевозок, оптового торгового рынка разрабатывать и заключать территориальные соглашения по обмену продукцией производственнотехнического назначения и товарами народного потребления, в том числе, с зарубежными партнерами (совместно с администрацией Новосибирской области);
- для сохранения рабочих мест, мощностей и объемов производства оборонных предприятий содействовать в получении государственного заказа (совместно с администрацией Новосибирской области);
- для увеличения объемов использования прибыли на развитие производства продолжить работу по приему в муниципальную собственность объектов социального назначения и жилищного фонда;
- для расширения возможности предприятий и организаций участвовать в реализации муниципального заказа создать общедоступную информационную систему, размещение муниципального заказа проводить на конкурсной основе;
- проводить протекционистскую политику в отношении местных товаропроизводителей, обеспечивающих увеличение занятости населения, рост доходов бюджета города, выпуск конкурентоспособной продукции, имеющей спрос на внутреннем и внешнем рынках;
- продолжить работу по созданию организационно-правовой и финансовоэкономической основы для поддержки и активного развития предпринимательства;
- проводить работу по дальнейшему совершенствованию городской системы налогообложения.
Продолжится реализация мер по сокращению и в дальнейшем ликвидации задолженности по оплате труда в бюджетном секторе экономики.
Будут приниматься меры к стабильному финансированию программ социальной поддержки и социальной защиты населения. С этой целью в бюджете будет продолжено планирование защищенных статей.
При решении вопросов финансирования социальных программ основными критериями выделения средств будут повышение эффективности их использования, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных источников финансирования.
Планируется сохранить основные льготы отдельным категориям населения, установленные на городском уровне. При этом будут предусматриваться меры по упорядочению действующей системы льгот и компенсаций, повышению обоснованности их предоставления.
4. Политика в сфере труда и трудовых отношений
В сфере труда и трудовых отношений главными задачами социальной политики мэрии являются:
- развитие системы социального партнерства с целью согласования интересов участников социально-трудовых отношений: работников, работодателей и органов местного самоуправления;
- осуществление защиты трудовых прав граждан;
- содействие совершенствованию системы оплаты труда работающих.
Основные направления деятельности мэрии при решении указанных задач:
При формировании системы коллективно-договорных отношений:
- разработка и заключение территориального Соглашения между мэрией, Союзом работодателей и Федерацией профсоюзов Новосибирской области;
- экспертиза и уведомительная регистрация территориальных и отраслевых соглашений, коллективных договоров на предприятиях и в организациях города;
- предотвращение и разрешение коллективных трудовых споров путем организации обучения трудовых арбитров и посредников, проведения примирительных процедур, контроля за выполнением территориального Соглашения и коллективных договоров.
При защите трудовых прав граждан:
- консультативная и методическая помощь по разъяснению прав и социальных гарантий, предоставляемых трудовым законодательством;
- взаимодействие с государственной правовой инспекцией труда и другими органами государственного надзора по фактам нарушения трудового законодательства;
- организация контроля за соблюдением трудового законодательства.
В сфере оплаты труда:
- осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий по оплате труда;
- совершенствование оплаты труда работников муниципальных предприятий;
- организация контроля за своевременностью и полнотой выплат заработной платы;
- оказание консультативной и методической помощи горожанам, открывающим собственное дело.
5. Политика в области занятости населения и развития
кадрового потенциала
Политика мэрии в области занятости населения и развития кадрового потенциала будет направлена на обеспечение эффективной занятости населения, достижение сбалансированности рабочих мест и рабочей силы, повышение конкурентоспособности рабочей силы, совершенствование систем переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В области занятости горожан предполагается осуществить:
- организацию и проведение мониторинга социально-трудовой сферы;
- разработку программы "Содействие занятости населения города Новосибирска на 1998-2000 годы";
- разработку прогноза развития рабочих мест;
- содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
- совершенствование систем профессионального обучения безработных граждан;
- содействие временному трудоустройству граждан, совершенствование механизма организации и проведения общественных работ;
- организацию психологической и специальной медицинской помощи для длительно безработных граждан;
- содействие занятости и профориентации молодежи и подростков;
- квотирование рабочих мест в целях поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь, инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы);
- организационную и психологическую поддержку ученых СО РАН, в том числе и ученых-реиммигрантов, размещение грантов для реализации социально значимых проектов;
- регулирование миграционных потоков путем упорядочения привлечения и использования иностранной рабочей силы в интересах местного рынка труда.
В области работы с кадрами планируется:
- создание системы содействия предприятиям в развитии персонала на производстве (в сфере подбора, подготовки и переподготовки кадров);
- осуществление координации деятельности образовательных структур в сфере подготовки и переподготовки кадров;
- формирование системы муниципального заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности.
6. Система социальной защиты
В 1998-2000 годах предполагается продолжить реформирование системы социальной защиты населения по следующим направлениям:
- соблюдение жесткой приоритетности в решении поставленных задач;
- изменение механизма финансирования социальных программ с использованием нетрадиционных финансовых источников;
- усиление адресности социальной помощи;
- совершенствование управления системой, расширение числа субъектов социальной помощи, вовлечение в этот процесс негосударственных учреждений и частной инициативы.
Приоритетными направлениями социальной защиты будут:
- поддержка института семьи, всемерное повышение ее роли и значения;
- обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций;
- введение дифференцированных подходов к реализации права граждан на социальную защиту и обслуживание в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности с условием сохранения гарантированного государством уровня социальной защиты.
С целью объединения усилий по реализации семейной политики мэрии, городского Совета, работодателей, профессиональных союзов, общественных объединений и благотворительных организаций планируется разработка программы "Семья" на 1998-2000 годы. В программе будут предусмотрены мероприятия организационного, экономического, правового, научного, информационного характера, направленные на реализацию неотложных мер по социальной поддержке семьи:
- обеспечение социальных гарантий семей с детьми;
- поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- предоставление на льготных условиях ссуд молодым и многодетным малообеспеченным семьям;
- развитие социального обслуживания семей с детьми, расширение перечня оказываемых услуг, в том числе и платных;
- охрана репродуктивного здоровья семьи, социальная помощь в воспитании детей;
- совершенствование социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создание отделений по работе с семьей, межведомственных семейных консультаций, отделений помощи семье и детям на базе муниципальных центров социального обслуживания населения;
- обеспечение правовой защиты детства;
- принятие мер к организации полноценного питания детей;
- решение проблемы устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов путем создания центров усыновления, приютов, приемных семей, семейных воспитательных групп, отделений реабилитации детей-инвалидов;
- обеспечение комплекса мер по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, проведение работы по социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая дезадаптированных и детей с ограниченными возможностями.
Продолжится реализация мер по дальнейшему укреплению материальнотехнической базы социального обслуживания, расширению сферы социальных услуг через дальнейшее развитие полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, как более эффективных, с социальной и экономической точек зрения, по сравнению с развитием стационарных видов помощи (центры комплексного социального обслуживания, учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому и другие).
В развитии системы социального обслуживания населения акцент будет сделан на:
- создание необходимых условий для формирования негосударственной системы социальных услуг с постепенным переходом на долевое финансирование программ социальной поддержки населения;
- более активное привлечение населения к участию в выполнении социальных программ (поддержка социально значимых общественных инициатив, организаций, клубов общения пенсионеров и инвалидов, поощрение волонтерства, создание социальных рабочих мест, привлечение социальных работников на общественных началах);
- дальнейшее внедрение системы платных социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
В отношении инвалидов социальная политика будет направлена на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на интеграцию их в общество и обеспечение им равных с другими гражданами возможностей.
Будет продолжена работа по размещению социального заказа на действующих предприятиях инвалидов и формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
В дополнение к пособиям, выплатам и льготам, установленным на федеральном и областном уровнях, намечено продолжить развитие и совершенствование системы денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям населения на городском и районном уровнях. Размеры и виды помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, бюджета прожиточного минимума и экономической ситуации в городе.
7. Охрана здоровья населения
В области охраны здоровья населения основная задача мэрии на 19982000 годы - сохранение накопленного потенциала здравоохранения, объемов и видов медицинской и лекарственной помощи населению, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях. Для достижения этой задачи предстоит реализовать следующие меры:
- продолжение структурной реорганизации муниципальной системы здравоохранения путем определения функциональных задач перед каждой категорией лечебно-профилактических учреждений;
- совершенствование работы госпитальной базы на основе внедрения современных технологий лечения и диагностики (малоинвазивная хирургия и т.п.), изменения структуры госпитализации и определения потоков больных, особенно с острой патологией, на специализированные стационары;
- развитие профилактического направления муниципальной системы здравоохранения за счет преимущественного развития амбулаторно-поликлинической помощи населению;
- формирование системы внутриведомственного и вневедомственного контроля объемов, качества медицинской и лекарственной помощи;
- создание мониторинговой системы показателей здоровья населения города на основе современных компьютерных технологий, внедрение регистров гематологических больных, больных сахарным диабетом и другими социально значимыми заболеваниями;
- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения на основе разработанных перспективных программ оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием служб: скорой медицинской помощи, лабораторной и рентгенологической служб, хирургических стационаров, реанимационных палат и отделений.
Продолжится оптимизация работы муниципальной системы здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины. Будут подготовлены предложения по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования за счет:
- изменения механизма формирования консолидированного бюджета здравоохранения города на основе страховых поступлений за работающее население, финансовых отчислений страхователя (мэрия) за неработающее население, а также бюджетного финансирования статей расходов, не включенных в оплату медицинской помощи по системе обязательного медицинского страхования;
- изменения механизма финансирования лечебно-профилактических учреждений на основе определения предельного гарантированного бюджета учреждений в соответствии с муниципальным заказом;
- типизации и унификации медико-экономических стандартов в соответствии с категориями лечебно-профилактических учреждений;
- разработки и внедрения системы учета застрахованных лиц.
С целью формирования системы здравоохранения, обеспечивающей жителям города доступную и качественную медицинскую помощь вне зависимости от уровня доходов или социального положения и единого подхода к реорганизации муниципального здравоохранения планируется разработать "Основные направления реформирования и развития муниципальной системы здравоохранения г. Новосибирска на 1998-2000 гг.".
Продолжится совместная деятельность мэрии с Сибирским отделением Российской Академии медицинских наук с использованием интеллектуального потенциала и материально-технической базы ведущих научно-исследовательских институтов и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, что позволит реализовать концепцию комплексной программы "Город здорового населения", направленной на сохранение здоровья жителей города и развитие всех его социальных сфер. В программу войдут подпрограммы: здоровые дети, скорая помощь, вакцинопрофилактика, наркология, фтизиатрия, кардиология, сахарный диабет, онкология и онкогематология, санитарно-эпидемиологическое благополучие города, программа медико-технического развития, капитальное строительство.
Получит дальнейшее развитие работа по обеспечению безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, поступающих в продажу жителям города, а так же по защите населения от болезней, общих для человека и животных. С этой целью планируется разработать целевые программы:
- по обеспечению максимально возможного охвата ветеринарно-санитарным контролем поступающей в город продукции на всем пути ее прохождения (закуп, хранение, переработка и реализация);
- по профилактике и лечению болезней животных в организациях и у частных лиц (имеющих животных).
Программами будет предусмотрено:
- завершение реконструкции и расширения помещения отдела профилактики и лечения болезней животных с оборудованием лаборатории, рентгеновского и физиокабинетов;
- внедрение на базе передвижных лабораторий системы ускоренного проведения анализов продукции животного происхождения, диагностического исследования всех видов животных, птиц, рыб и пчел на предмет возможного заражения опасными заболеваниями;
- разработка системы сквозного контроля за утилизацией и вторичным использованием продукции животного происхождения, снятой с реализации органами государственного надзора;
- проведение актуализации нормативной документации по сертификации и дооснащение ветеринарным оборудованием до установленных норм испытательных лабораторий управления ветеринарии.
В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривается:
- проведение комплексной оценки состояния окружающей среды и здоровья населения с уточнением степени санитарно-эпидемиологического благополучия;
- формирование приоритетных мероприятий по оздоровлению эколого-гигиенической ситуации в городе и укреплению здоровья населения;
- проведение работ по предупреждению инфекционных и профилактике неинфекционных заболеваний;
- осуществление санитарного надзора и контроля за выполнением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
8. Сфера образования
В сфере образования важнейшей целью мэрии будет поддержка и сохранение системы образования, обеспечение конституционных гарантий граждан на получение бесплатного образования.
С целью проведения единой образовательной политики в г. Новосибирске планируется разработать комплексную городскую программу "Развитие образования в г. Новосибирске в 1998-2000 гг.".
Продолжится переход на качественно новый уровень образования, соответствующего потребностям, интересам, склонностям конкретного ребенка с учетом состояния его здоровья.
Планируется развитие сети и укрепление материальной базы образовательных учреждений, в том числе:
- в 1998-2000 годы будут приняты в муниципальную собственность от ведомств 50 дошкольных учреждений;
- предполагается реализация программы "Компьютеризация образования";
- продолжится работа по строительству пристроек, ремонту и реконструкции объектов образования.
Получит дальнейшее развитие система социальной поддержки детей-сирот, школьников, работников образования.
Продолжится работа:
- по обеспечению стабильного функционирования и развития системы образования;
- по совершенствованию нормативно-правовой базы образовательной системы города;
- по правовой защите несовершеннолетних, охране здоровья детей;
- по обеспечению гарантированного финансирования образовательных учреждений в соответствии с утвержденными лимитами;
- по подготовке к переходу на финансирование образовательных учреждений по нормативу на одного учащегося (воспитанника);
- по обновлению содержания образования и воспитания детей.
9. Молодежная политика
Основная задача молодежной политики мэрии - решение социальноэкономических и социально-культурных проблем молодежи, создание условий для самореализации социального, интеллектуального, творческого потенциала подростков и молодежи.
Содействие в создании общегородской детской общественной организации, разработка комплексной программы работы со студенческой и учащейся молодежью.
Сохранится система работы с детьми и подростками по месту жительства, расширится работа социальных консультативных служб для молодежи. Будут созданы:
- центры городской службы социальной адаптации во всех районах города;
- городской информационно-методический центр по обеспечению молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности.
Совместно с комитетом по труду и занятости населения мэрии, городским центром занятости населения будет реализована программа занятости и профориентации подростков и молодежи, в том числе по направлениям:
- организация системы профессиональной ориентации молодежи через создание молодежной биржи труда;
- организация временной занятости подростков и молодежи, в том числе в летний период;
- помощь в обучении и трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках реализации плана мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи:
- организация и проведение силами молодежных патриотических клубов общегородской акции "Память" по уходу за местами захоронения защитников Отечества и архитектурных памятников города;
- разработка и проведение силами муниципальных подростковых клубов общегородской акции "Милосердие", направленной на поддержку ветеранов.
Будет проводиться работа в рамках Комплексной программы противодействия употреблению наркотических и токсических веществ в молодежной среде.
10. Культура и искусство
В области культуры политика мэрии будет направлена, в первую очередь, на сохранение накопленного культурного потенциала, обеспечение права человека на приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, творческую деятельность в соответствии со своими интересами и способностями, сохранение культурных традиций.
Продолжится реализация федеральной программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)", областной программы "Сохранение и развитие культуры в Новосибирской области" и плана мэрии "Комплексные мероприятия по развитию муниципальных учреждений культуры г. Новосибирска в 1998-1999 гг.". Меры, предусмотренные программами, будут направлены на поддержку деятельности учреждений культуры и искусства, обеспечение процессов создания и сохранения культурных ценностей, поддержку молодых дарований.
Одним из приоритетных направлений в сфере культуры будет обеспечение доступности пользования услугами учреждений культуры и искусства для детей и малообеспеченных слоев населения путем предоставления услуг бесплатно или на льготных условиях (дотация детских кинобилетов, бесплатные киносеансы для пенсионеров, снижение для детей цены билетов на аттракционы в дни летних каникул).
Будут приниматься меры, исключающие перепрофилирование ведомственных дворцов и домов культуры, по сохранению их потенциала для удовлетворения творческой активности населения.
Основополагающие направления кадровой политики в сфере культуры:
- поддержка и развитие образовательной системы культуры, адаптация их к современным условиям;
- совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
- реализация мер по повышению социального статуса работников культуры, престижности и общественной значимости их профессий;
- разработка и реализация мероприятий, направленных на социальную поддержку низкооплачиваемых работников.
11. Физическая культура и спорт
Политика мэрии в области физической культуры и спорта будет нацелена на обеспечение государственных гарантий в сфере физической культуры и спорта, расширение спектра, улучшение качества и доступности услуг, предоставляемых населению.
Основой реализации поставленных задач будут меры, обеспечивающие:
- развитие сети учреждений физической культуры и спорта и укрепление их материальной базы;
- сохранение и развитие детско-юношеских спортивных школ и спортивных детских клубов по месту жительства;
- совершенствование системы детского и юношеского оздоровительного отдыха;
- усиление пропаганды здорового образа жизни.
Сохранятся традиционные формы работы в сфере физической культуры и спорта. Будут проводится:
- комплексные спартакиады: малые Олимпийские игры школьников, зимняя спартакиада среди сборных команд районов города, спортивные фестивали среди высших и средних специальных учебных заведений;
- культурно-спортивные праздники, посвященные Дню Победы, Дню города, Всероссийскому дню физкультурника;
- соревнования по месту жительства на призы клубов "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Плетеный мяч", "Смелый дельфин".
В районах города будут организованы консультативно-диагностические пункты для оказания практической помощи населению по вопросам физкультурноспортивной ориентации, оценки уровня здоровья и физической подготовленности, выбора индивидуальных и групповых форм занятий оздоровительной физической культурой и спортом.
Для формирования единого подхода к решению задач в сфере физической культуры и спорта совместно с Сибирским центром информационного и научного методического обеспечения физической культуры и спорта будет разработана программа по формированию здорового активного образа жизни горожан на 1998- 2000 годы.
12. Жилищная сфера, транспорт, связь
Основная цель мэрии в жилищной сфере - дальнейшая реализация государственной жилищной политики и жилищной реформы, повышение ее социальной направленности.
Первоочередная задача мэрии - сохранение существующего жилья, обеспечение жильцам безопасного проживания и получения стандарта коммунальных услуг.
В соответствии с действующими законодательными актами продолжится:
- проведение сбалансированной политики по постепенному переходу на оплату населением в полном объеме затрат на содержание жилищного фонда с одновременным обеспечением государственной поддержки нуждающихся категорий населения;
- совершенствование механизма по выплате адресных компенсаций населению для оплаты расходов по содержанию и ремонту жилья, коммунальных услуг;
- сохранение дифференцированных тарифов для проживающих в жилье, пониженной комфортности;
- сохранение пониженных тарифов на оплату социальной нормы площади жилья и повышенных тарифов на оплату сверх этой площади.
В соответствии с Указом Президента РФ "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище" будет разработан комплекс мер по:
- капитальному ремонту жилищного фонда;
- совершенствованию механизма предоставления гражданам со средним и ниже среднего достатком, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья за счет средств бюджетов всех уровней;
- развитию строительства социального жилья для социально незащищенных групп населения;
- созданию и обеспечению доступной для инвалидов среды проживания при проектировании и строительстве нового жилья;
- увеличению индивидуального жилищного строительства.
При реализации программы капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда будет учтена необходимость в разработке типовых проектов по переоборудованию зданий и сооружений, с целью решения проблемы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах транспорта и связи будут разработаны "Программа совершенствования городского транспорта на 1998-2000 гг." и "Меры по развитию телефонизации города Новосибирска на 1998-2004 гг.".
В эти программные документы будут включены мероприятия, предусматривающие:
- продолжение работ по развитию магистральной улично-дорожной сети;
- обеспечение четкой работы городского транспорта и формирование базы данных льготных категорий населения, имеющих право бесплатного проезда;
- формирование информационной базы для разработки перспективного комплексного плана телефонизации города, включая частный сектор проживания, и определения перспективных мест размещения сооружений АТС;
- координацию усилий мэрии и операторов связи по телефонизации города;
- разработку и осуществление мер по внедрению типовых проектных решений с целью адаптации средств связи, транспорта, улиц и дорог и формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и престарелых граждан.
13. Торговое обслуживание, бытовые услуги, защита прав
потребителей
В соответствии с концепцией развития торговли в городе Новосибирске до 2000 года в сфере торговли и общественного питания мэрии необходимо:
- продолжить работу по рациональному развитию и размещению сети стационарных предприятий торговли и общественного питания (ввод в строй предприятий торговли в районах, где обеспеченность ими ниже нормы, открытие супер- и минимаркетов, в т.ч. с круглосуточным режимом работы, открытие предприятий общественного питания быстрого обслуживания в местах наибольшего потока населения);
- провести реконструкцию и оснащение современным торговым оборудованием предприятий торговли и общественного питания;
- развивать прогрессивные методы торговли (самообслуживание, торговля по заказам, по образцам), внедрить дополнительные услуги (доставка товаров на дом, продажа в кредит, подгонка швейных изделий по фигуре и др.);
- совершенствовать систему долгосрочных поставок от производителей продукции в торговую сеть на основе заключенных договоров;
- развивать активные формы торговли (ярмарки, базары, выставкипродажи) с привлечением местных товаропроизводителей;
- продолжить работу по упорядочению размещения мелкорозничной сети, сосредоточению ее на микрорынках города (строительство павильонов в едином архитектурном стиле, разработка и осуществление мероприятий по реконструкции существующих рынков и микрорынков);
- развивать и поддерживать социально значимые виды торговли (хлеб, молоко, детские товары), а также предприятия торговли, обслуживающие социально незащищенные слои населения и предприятия торговли в малолюдных зонах;
- разработать программу продовольственного обеспечения г. Новосибирска;
- провести работу по сертификации услуг торговли; привести объекты торговли в соответствие с требованиями ГОСТ, разработанных на каждый тип предприятия;
- продолжить работу по лицензированию видов торговой деятельности и проверку выполнения условий лицензирования.
Ежегодно организовывать работу по посадке горожанами картофеля и выделение для этих целей земли.
В целях улучшения бытового обслуживания населения города Новосибирска:
- продолжить работу по реконструкции и техническому оснащению предприятий бытовых услуг, рациональному размещению сети приемных пунктов и обеспечению предприятий бытового обслуживания современным оборудованием;
- провести работу по сертификации бытовых и коммунальных услуг; привести услуги в соответствие с требованиями ГОСТ, разработанных на каждый тип предприятия;
- продолжить проведение экспертизы субъектов лицензирования ритуальных услуг и проверку соблюдения "Правил бытового обслуживания".
В соответствии с комплексной городской программой защиты прав потребителей планируется:
- продолжать информационно-просветительскую деятельность по вопросам защиты прав потребителей;
- разработать предложения по организации досудебной защиты потребителей и более быстрое, эффективное и полное рассмотрение споров потребителей в судебных органах;
- подготовить положение о проведении конкурса, направленного на стимулирование производства и реализацию экологически чистых, качественных и безопасных товаров;
- проводить изучение и анализ договоров, заключаемых продавцами (исполнителями) с потребителями с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.