Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 июля 2015 г. N 03-03-РЗ/40671
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение от 15.06.2015 N 120/1 по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций процентов, полученных региональным оператором от размещения временно свободных денежных средств, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования, в частности, относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Жилищным кодексом предоставлено право собственникам жилых помещений в многоквартирных домах формировать названный фонд на специальном счете в кредитной организации либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда (часть 3 статьи 170, статья 178 Жилищного кодекса).
Порядок формирования и использования средств фонда капитального ремонта на специальном счете, предусмотренный статьями 36.1, 170, 174-176 Жилищного кодекса, позволяет сделать вывод, что средства, формирующие указанный фонд капитального ремонта, в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на таком счете, не соответствуют понятию дохода, как экономической выгоды владельца счета.
Так, согласно части 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса права на денежные средства, находящиеся на специальном счете принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 177 Жилищного кодекса ограничен перечень операций, которые могут совершаться по специальному счету. Операции по специальному счету, не предусмотренные названной статьей, не допускаются (часть 2 статьи 177 Жилищного кодекса).
Операции по списанию (перечислению) денежных средств со специального счета могут осуществляться банком по указанию владельца специального банковского счета при условии представления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего соответствующее решение.
Из изложенного следует, что средства в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, имеют определенное федеральным законом целевое значение, исключающее их использование владельцем счета по своему усмотрению, в связи с чем, не учитываются владельцами специального счета в доходах, формирующих налогооблагаемую прибыль.
Таким образом, законодательно решен вопрос о том, что проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, не облагаются налогом на прибыль организаций.
В отличие от денежных средств, находящихся на специальном счете, временно свободные денежные средства, находящиеся на расчетном счете регионального оператора, в том числе, поступившие от собственников жилья, могут использоваться региональным оператором без ограничений, предусмотренных для специального счета, и не относятся к целевым.
Учитывая разный правовой режим специального счета и расчетного счета регионального оператора, основания для освобождения от налогообложения процентов, полученных региональным оператором от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, отличного от специального счета, отсутствуют и подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Собственники жилых помещений в многоквартирных домах вправе формировать фонд капремонта на специальном счете в кредитной организации либо на счете регионального оператора - юрлица, созданного в виде фонда.
Минфин России пояснил, что проценты за пользование денежными средствами, находящимися на спецсчете, имеют целевое значение. Владельцы не учитывают их при налогообложении прибыли.
Временно свободные средства, находящиеся на расчетном счете регионального оператора, в т. ч. поступившие от собственников жилья, могут использоваться без ограничений, предусмотренных для специального счета. Они не относятся к целевым.
Основания для освобождения от налогообложения процентов, полученных региональным оператором от размещения указанных средств, отсутствуют. Налог на прибыль уплачивается на общих основаниях.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 июля 2015 г. N 03-03-РЗ/40671
Текст письма официально опубликован не был