Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 699
"Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации"
1 октября 2018 г.
Постановлением Правительства России от 26 сентября 2023 г. N 1566 настоящий документ признан утратившим силу с 6 октября 2023 г.
См. Положение о порядке разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 17 августа 2023 г. N 622
В соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации.
2. Министерству образования и науки Российской Федерации:
в 4-месячный срок разработать и утвердить методические рекомендации по подготовке исходных данных для разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, а также по формированию его сценарных условий;
в срок до 1 августа 2015 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о приведении нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим постановлением;
обеспечивать разработку (корректировку) прогноза научно-технологического развития Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Правила
разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 699)
1 октября 2018 г.
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (далее - прогноз).
2. Прогноз - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период.
3. Прогноз содержит описание направлений и ожидаемых результатов научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе:
а) оценку общемировых тенденций научно-технологического развития;
б) оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе в сопоставлении с мировыми тенденциями;
в) анализ и прогноз внешних условий и тенденций научно-технологического развития Российской Федерации;
г) анализ макроэкономических, структурных и институциональных факторов научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
д) оценку первоочередных потребностей Российской Федерации в научно-технических достижениях с учетом стратегических целей социально-экономического развития, наличия необходимых ресурсов (в том числе природных, финансовых, материальных и кадровых) и научно-технического потенциала;
е) прогноз технологического развития секторов (отраслей) экономики, в том числе по субъектам Российской Федерации, включая перечень перспективных технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики, и описание областей их применения;
ж) направления научно-технологического развития Российской Федерации, включая перечень перспективных областей научных исследований;
з) прогноз кадрового обеспечения с учетом требований к квалификации специалистов для реализации направлений научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
и) прогноз показателей научно-технологического развития Российской Федерации;
к) основные направления совершенствования научно-технической политики, включая предложения по мерам государственной поддержки наиболее перспективных направлений научно-технологического развития Российской Федерации.
4. Прогноз содержит следующие основные показатели научно-технологического развития Российской Федерации:
внутренние затраты на научные исследования и разработки;
бюджетные и внебюджетные ассигнования на фундаментальные и прикладные научные исследования гражданского назначения;
число организаций, выполняющих научные исследования и разработки;
численность работников, выполняющих научные исследования и разработки;
удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства;
удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций сферы услуг;
затраты на технологические инновации организаций промышленного производства;
затраты на технологические инновации организаций сферы услуг;
объем инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства;
объем инновационных товаров, работ, услуг организаций сферы услуг;
удельный вес продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте.
5. Прогноз содержит иные положения, определенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Пункт 6 изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
6. Разработка прогноза осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основе решений Президента Российской Федерации каждые 6 лет на 12 и более лет.
7. Корректировка прогноза осуществляется в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации с учетом изменений внешних условий, тенденций, макроэкономических, структурных и институциональных факторов научно-технологического развития Российской Федерации не позднее 3 лет со дня утверждения прогноза.
Пункт 8 изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
8. Координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки прогноза осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
9. Участниками разработки (корректировки) прогноза являются:
Подпункт "а" изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
а) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, а также другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (далее - федеральные органы исполнительной власти);
б) федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" (далее - Российская академия наук);
в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 10 изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
10. В разработке и корректировке прогноза также могут принимать участие государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, государственные компании и федеральные государственные унитарные предприятия, реализующие программы инновационного развития, институты развития (в целях настоящих Правил к институтам развития относятся государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "РОСНАНО", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", открытое акционерное общество "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства", открытое акционерное общество "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий", акционерное общество "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация "Фонд - оператор программы финансового содействия инновационным проектам Фонда "Сколково", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий), организации - координаторы технологических платформ, организации - участники программ развития инновационных территориальных кластеров, ведущие научные и образовательные организации (в том числе федеральные университеты и национальные исследовательские университеты), а также другие заинтересованные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Решение о привлечении указанных организаций к разработке и корректировке прогноза принимает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
11. Материалы для разработки и корректировки прогноза представляются на бумажных и электронных носителях.
12. Разработка и корректировка прогноза осуществляются в 3 этапа:
Подпункт "а" изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
а) на первом этапе:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации информирует участников разработки (корректировки) прогноза о дате начала разработки (корректировки) прогноза;
в течение 6 месяцев со дня начала разработки (в течение 3 месяцев со дня начала корректировки) прогноза Министерство науки и высшего образования Российской Федерации разрабатывает (уточняет) сценарные условия научно-технологического развития Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (далее - основные параметры прогноза), взаимоувязанные со сценарными условиями и параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.
Сценарные условия содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики научно-технологического развития Российской Федерации, соответствующие целям научно-технологического развития в прогнозируемый период, включающие прогнозные показатели, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
Сценарные условия и основные параметры прогноза доводятся Министерством науки и высшего образования Российской Федерации до участников разработки (корректировки) прогноза;
Подпункт "б" изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
б) на втором этапе:
в течение 6 месяцев со дня начала разработки (в течение 3 месяцев со дня начала корректировки) прогноза организации, привлекаемые к его разработке (корректировке), представляют данные для разработки (корректировки) прогнозов технологического развития секторов (отраслей) экономики в федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, используя в качестве информационной основы программы инновационного развития государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий, программы развития инновационных территориальных кластеров, стратегические программы исследований технологических платформ, а также документы стратегического планирования;
в течение 12 месяцев со дня начала разработки (в течение 6 месяцев со дня начала корректировки) прогноза органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом сценарных условий и основных параметров прогноза представляют сформированные в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил данные для разработки (корректировки) прогнозов технологического развития секторов (отраслей) экономики в федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации;
в течение 18 месяцев со дня начала разработки (в течение 9 месяцев со дня начала корректировки) прогноза федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук представляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с учетом сценарных условий и основных параметров прогноза разработанные (скорректированные) прогнозы технологического развития секторов (отраслей) экономики по сферам своего ведения в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, сформированные с использованием в качестве информационной основы отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, иных документов стратегического планирования, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти;
в течение 24 месяцев со дня начала разработки (в течение 12 месяцев со дня начала корректировки) прогноза Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет разработку (корректировку) прогноза с учетом представленных прогнозов технологического развития секторов (отраслей) экономики, а также организует и проводит экспертно-аналитические мероприятия, в том числе во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и организациями, привлекаемыми к его разработке (корректировке);
Подпункт "в" изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
в) на третьем этапе:
после завершения разработки (корректировки) прогноза Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет его на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Российскую академию наук, а также выносит его на общественное обсуждение путем размещения на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне;
предложения по доработке прогноза, поступившие в рамках общественного обсуждения, рассматриваются в случае их поступления не позднее месяца со дня размещения прогноза;
федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук рассматривают прогноз и не позднее месяца со дня поступления согласовывают его или направляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации предложения по его доработке;
при поступлении предложений по доработке прогноза от федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, а также в рамках общественного обсуждения Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение месяца рассматривает их и в случае необходимости вносит в прогноз изменения, а затем в течение месяца представляет его в установленном порядке на утверждение в Правительство Российской Федерации.
13. Прогноз подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в соответствии с порядком его ведения не позднее 10 дней со дня утверждения прогноза Правительством Российской Федерации.
Пункт 14 изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
14. В течение 10 дней со дня утверждения прогноз размещается на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне.
Пункт 15 изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
15. Мониторинг и контроль реализации прогноза осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Пункт 16 изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
16. Сведения о реализации прогноза представляются участниками разработки прогноза в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Пункт 17 изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168
17. Участники разработки (корректировки) прогноза представляют по запросу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации информацию о разработке (корректировке) прогнозов технологического развития секторов (отраслей) экономики, а также о реализации прогноза, в том числе при разработке и реализации документов стратегического планирования и иных документов.
В 2014 г. был принят Закон о стратегическом планировании. Он заменил Закон о госпрогнозировании и программах социально-экономического развития страны.
В частности, определены документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на федеральном уровне. Среди них - прогноз научно-технологического развития России.
Он содержит в т. ч. оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития, прогноз технологического развития секторов (отраслей) экономики, основные направления совершенствования научно-технической политики.
Определены основные показатели научно-технологического развития.
Прогноз разрабатывает Минобрнауки России на основе решений Президента РФ каждые 6 лет на 12 и более лет. Урегулированы вопросы его корректировки.
Закреплен перечень участников подготовки прогноза.
Прогноз регистрируется в реестре документов стратегического планирования не позднее 10 дней с момента утверждения Правительством РФ. Размещается на сайте Минобрнауки России.
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 699 "Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 июля 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть II) ст. 4499
Постановлением Правительства России от 26 сентября 2023 г. N 1566 настоящий документ признан утратившим силу с 6 октября 2023 г.
См. Положение о порядке разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 17 августа 2023 г. N 622
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2018 г. N 1168
Изменения вступают в силу с 12 октября 2018 г.