Постановление администрации Новосибирской области от 3 сентября 1992 г. N 291
"О создании областной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
Постановлением главы администрации Новосибирской области от 28 мая 1996 г. N 310 данный документ утратил силу
В целях совершенствования координации деятельности органов государственного управления области по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, эпифитотиями и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.92 N 261"О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях":
1. Создать областную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ОСЧС), являющуюся частью федеральной.
2. Утвердить Положение об областной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (прилагается).
3. Возложить на административные органы области всех степеней функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению
4. Возложить общее руководство созданием, функционированием и дальнейшем развитием областной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на комиссию по ЧС области.
5. Разрешить комиссии по ЧС области при проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные системы и ведомственные сети по согласованию с соответствующими территориальными органами.
6. Управлению Западно-Сибирской железной дороги, дирекции концерна Сибавиа, ТПО "Новосибирскавтотранс" обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам комиссии по ЧС при администрации области доставку в районы бедствий и возвращение обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет ассигнований, выделяемых комиссии по ЧС.
Разрешить комиссии по ЧС при администрации области в случае необходимости привлекать транспортные средства от других организаций.
7. Комиссии по ЧС области:
7.1. Продолжить работы по созданию автоматизированной информационноуправляющей системы для обеспечения деятельности областной системы предупреждения и действий в ЧС.
В связи с этим определить:
- головным исполнителем работ по разработке и созданию системы в целом - отдел промышленности, транспорта и связи;
- головным исполнителем по разработке и созданию системы связи и передачи данных системы - государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ".
7.2. В течение 1992 года с участием заинтересованных комитетов, отделов, учреждений и организаций области определить:
- состав сил и средств областной системы предупреждения и действий в ЧС и перечень предприятий и организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, порядок их взаимодействия;
- нормативы обеспечения необходимыми силами и средствами предупреждения и ликвидации ЧС потенциально опасных объектов и территорий, порядок материально-технического обеспечения и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе оплаты труда работников организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по обучению граждан и привлечению их к учениям и тренировкам.
Глава администрации |
В.П.Муха |
Утверждено
Постановлением главы
администрации
Новосибирской области
от 3 сентября 1992 г. N 291
Положение
об областной системе предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования областной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ОСЧС).
2. ОСЧС предназначена для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
3. Основными задачами ОСЧС являются:
- проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды в мирное и военное время;
- формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности;
- осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, системы связи и оповещения, сил и средств ОСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов ОСЧС;
- создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
- осуществление взаимодействия с соседними административными территориями в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания помощи в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
4. ОСЧС объединяет органы государственного управления области всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.
ОСЧС включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы и имеет три уровня:
- местный (объектовый);
- городской и районный (территориальный);
- областной
и организационно входит в федеральный.
5. Территориальные подсистемы ОСЧС (городские и районные) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению области.
Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления (дежурную службу), силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные центры (курсы).
Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются исполнительной властью (администраций) городов и районов.
Задачи конкретных городских, районных подсистем, организация и порядок их функционирования, а также и звеньев, входящих в них, определяются положением, которое утверждается администрацией города, района.
6. Основными типовыми задачами территориальных (городских и районных) комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:
- руководство деятельностью подсистем ОСЧС на подведомственных территориях;
- участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- разработка и осуществление мероприятий по предотвращению ЧС, уменьшение ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и взаимодействия современных средств поражения противника, по обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях ЧС;
- организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения ЧС;
- организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности;
- создание фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию ЧС и оказание помощи пострадавшим;
- координация деятельности комиссий по ЧС на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации ЧС;
- организация взаимодействия с комиссиями по ЧС соседних территорий, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для их ликвидации;
- руководство действиями в ходе возникновения, развития ЧС и в период их ликвидации, организация привлечения трудоспособного населения из числа пострадавших при возникновении ЧС к аварийно-восстановительным, аварийно-спасательным и другим неотложным работам;
- руководство обучением и подготовкой населения к действиям в ЧС, подготовкой и повышением квалификации специалистов ОСЧС, а также повышением квалификации работников, занимающихся мобилизационной подготовкой народного хозяйства области;
- участие в организуемом федеральными органами международном сотрудничестве в области проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС, организация и осуществление сотрудничества на территориальном уровне, непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения ЧС на подведомственной территории и объектах народного хозяйства.
7. Функциональные подсистемы (городские и районные) состоят из органов управления, сил и средств, решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановке на потенциально опасных объектах, по предупреждению ЧС, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации ЧС на подведомственных территориях.
Основные задачи, организация и порядок деятельности функциональных подсистем определяются положениями об этих подсистемах.
8. Организации, управления, объекты народного хозяйства ведомственного и министерского подчинения включаются в ведомственные подсистемы РСЧС. При этом каждая ведомственная подсистема, ее звенья включают в себя, как правило, руководящие органы (комиссии по ЧС), органы повседневного управления (дежурно-диспетчерские службы), силы и средства наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной среды, силы и средства для ликвидации последствий ЧС.
9. К местному уровню ОСЧС относятся территориальные органы управления (комиссии по ЧС всех уровней), органы повседневного руководства (дежурная служба штабов по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, дежурно-диспетчерская служба предприятий и учреждений), силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории, руководство и координацию деятельности которых осуществляют соответствующие комиссии по ЧС территориальных органов исполнительной власти.
10. К решению задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды в условиях ЧС на всех уровнях могут привлекаться общественные организации (профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования).
Эти задачи они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы среди своих членов и других групп населения, а также непосредственного участия в осуществлении государственных долгосрочных целевых программ, направленных на предупреждение различных бедствий и ослабление их негативных последствий, осуществление аварийно-спасательных работ и необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим в районах бедствия.
11. Руководящими органами в территориальных, ведомственных подсистемах ОСЧС и в их звеньях являются комиссии по ЧС территориальных органов исполнительной власти, а в функциональных подсистемах - соответствующие органы государственного управления.
Рабочим органом территориальных комиссий по ЧС всех уровней является штаб по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Комиссии по ЧС возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.
12. Органами повседневного управления ОСЧС являются:
- дежурная служба территориальных комиссий по ЧС всех уровней;
- дежурные службы и специализированные подразделения функциональных подсистем;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения министерств, ведомств и объектов народного хозяйства;
- штабы по делам ГО,ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- дежурные службы спасательных формирований.
Органы повседневного управления ОСЧС осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев ОСЧС.
Размещение органов повседневного управления ОСЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
13. Силы и средства ОСЧС, являющиеся силами и средствами ее подсистем, подразделяются на силы и средства:
- наблюдения и контроля;
- ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
сил органов надзора;
сил Государственной контрольно-инспекционной службы Минэкологии России;
служб (учреждений) и ведомств Российской Федерации, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья населения;
службы мониторинга опасных процессов Минстроя России;
сил Ветеринарной службы Российской Федерации;
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минторгресурса России;
службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях и об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей среды Минэкологии России и службы контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду Минэкологии России;
космических средств наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации.
15. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных противопожарных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объектов народного хозяйства министерств, ведомств и организаций Российской Федерации;
учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также других министерств и ведомств Российской Федерации;
формирование экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза России;
военизированных служб по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращении градобитий, подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Минэкологии России;
частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России;
соединений, воинских частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны Российской Федерации;
соединений и воинских частей химических и инженерных войск Вооруженных Сил, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
сил и средств службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Минтранса России;
восстановительных и пожарных поездов МПС России;
аварийно-спасательных служб Военно-Морского Флота, Минтранса России и других министерств и ведомств Российской Федерации;
отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.
16. Информационное обеспечение функционирования ОСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:
- ситуационный центр области;
- информационно-вычислительные центры комиссий по ЧС;
- информационные пункты в районных и городских комиссиях по ЧС;
- пункты управления сил и средств ликвидации ЧС;
- средства связи и передачи данных.
17. Основными функциями информационно-управляющей системы ОСЧС являются:
- сбор и комплексная обработка данных, полученных от информационных подсистем;
- сбор и обработка данных от абонентов по принадлежности;
- обеспечение информацией и ее обмену между различными подсистемами.
18. Сбор, обобщение информации и ее передача между различными подсистемами осуществляется путем передачи формализованных донесений согласно Инструкции о порядке обмена в Новосибирской области информацией о чрезвычайных ситуациях.
19. Деятельность ОСЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы:
режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе начала войны;
чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения возможным противником современных средств поражения.
Решение о введении того или иного режима функционирования ОСЧС, ее подсистем и звеньев принимает областная комиссия по ЧС с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от обстановки подсистемы и звенья ОСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах.
20. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ОСЧС в различных режимах, являются:
а) при режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и в прилегающих к ним районах;
- выполнение государственных долгосрочных целевых программ и превентивных мер по предупреждению и ликвидации ЧС, повышения безопасности населения, сокращения ущерба, а также повышения устойчивости функционирования объектов и отраслей народного хозяйства при возникновении ЧС;
- поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ОСЧС к действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС;
- создание и поддержание чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
- осуществление целевых видов страхования;
б) при режиме повышенной готовности:
- принятие на себя непосредственного руководства деятельностью подсистем и звеньев ОСЧС комиссиями по ЧС городов и районов, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите природной среды и населения и повышению устойчивости субъектов народного хозяйства;
- повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в районы предполагаемых действий;
в) при чрезвычайном режиме:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в районы ЧС для непосредственного руководства работами;
- выдвижение сил и средств в район ЧС для проведения работ;
- организация работ по ликвидации ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием окружающей среды в районах ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
21. Ликвидацию ЧС организуют комиссии по ЧС.
Как правило, непосредственное руководство ликвидацией ЧС осуществляют:
частных ЧС, распространение которых ограничено производственным помещением - объектовые комиссии по ЧС;
объектовых ЧС, распространение которых ограничено территорией объекта - объектовой комиссией по ЧС с привлечением оперативных групп от районной комиссии по ЧС при необходимости;
местных ЧС, распространение которых ограничено территорией района (города) или области - комиссии по ЧС органов исполнительной власти городов, районов, области в зависимости от границ распространения ЧС;
региональных ЧС, распространение которых ограничено территорией области - комиссии по ЧС области с координацией действий со стороны региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
глобальных ЧС, распространение которых охватывает значительную территорию РФ или сопредельных стран - ГКЧС России.
22. Финансирование ОСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из республиканского бюджета РФ и местного бюджета. Распределителем указанных фондов является ГКЧС России и комиссия по ЧС области.
Комиссия по ЧС любого уровня организует материально-техническое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации ЧС самостоятельно.
Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
23. Чрезвычайные резервные фонды создаются в ОСЧС за счет бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия ЧС на экономику области.
Номенклатура, объемы, дислокация, а также порядок создания и использования государственных чрезвычайных резервных фондов определяется соответствующим положением или решением Правительства РФ.
24. Обучение населения способам защиты при ЧС организуется штабами по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляется самостоятельно на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в виде специальных учений.
Подготовка специалистов органов управления ОСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется на базе курсов ГО по области, на учебно-материальной базе службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России.
25. В целях совершенствования организации ОСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Новосибирской области от 3 сентября 1992 г. N 291 "О создании областной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением администрации Новосибирской области от 4 февраля 1994 г. N 34 данное постановление утратило силу