Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
утверждено постановлением
администрации области
от 5 января 1995 г. N 4
Областная целевая программа "дети-сироты"
Обоснование разработки
В условиях экономического кризиса и ухудшения жизни населения растет социальное сиротство, следствием которого является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей.
По статистическим данным, в области насчитывается более трех тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, причем основную массу составляют не сироты, а дети, чьи родители отказались от воспитания или лишены родительских прав.
Основными причинами, способствующими широкой распространенности социального сиротства, являются социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев многих семей, рост числа детей, рождающихся вне брака, высокий удельный вес неполных семей.
В области функционируют 39 интернатных учреждений, из них: 11 детских домов, 7 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 21 вспомогательное учреждение общественного воспитания детей с умственными и физическими недостатками, в которых воспитываются около десяти тысяч детей.
В последние годы государственная политика по отношению к детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, направлена прежде всего на улучшение их материального обеспечения, воспитания и обучения, укрепление материальной базы детских учреждений общественного воспитания.
Вместе с тем существует целый комплекс проблем, до настоящего времени не получивших своего решения. Это устаревшая организационная структура современных учреждений интернатного типа; серьезные недостатки в профессиональной подготовке и трудоустройстве детей-сирот; отсутствие достаточной разработки научно-методических основ их социальной и трудовой адаптации; неразвитость психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми; серьезные проблемы в нормативно-правовом обеспечении охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие должной материальной базы в ряде интернатных учреждений области, недостаточность в их финансировании.
В последние три года возрастает количество детей, родители которых лишены родительских прав. Так, в 1990 году таких детей в области было 1027, в 1991 - 1240, в 1992 - 1332, в 1993 - 1632. Если за весь 1991 год в учреждения общественного воспитания области было направлено 307 детей, то за восемь месяцев т.г. их устроено 343.
Резко увеличилось число беспризорных детей и подростков, доставленных за бродяжничество в областной детский приемник-распределитель. Основными причинами беспризорности являются: отсутствие средств к существованию в малообеспеченных и многодетных семьях; жестокое обращение взрослых с детьми; отказ родителей или лиц, их заменяющих, от воспитания детей.
Однако существующая сеть детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области и городе Новосибирске на сегодняшний день не может удовлетворить потребность в местах для устройства такого контингента детей на дальнейшее их государственное воспитание и обучение.
В аварийном состоянии находятся здания Биазинской вспомогательной школы-интерната для детей-сирот Северного района, Чумаковской вспомогательной школы-интерната для детей-сирот Куйбышевского района. Требуют капитального ремонта и реконструкции здания Сузунской вспомогательной школы-интерната, Купинской школы-интерната для детей-сирот с задержкой психического развития; Барабинской, Тогучинской общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Искитимского детского дома. Требует нового строительства здание Болотнинского детского дома для умственно-отсталых детей дошкольного возраста и Черепановского дома ребенка.
Абсолютное большинство учреждений общественного воспитания области нуждаются в приобретении и замене автотранспорта, мягком и твердом инвентаре, учебном, лечебно-медицинском оборудовании.
Все это свидетельствует о необходимости принятия программы, позволяющей комплексно реализовать на областном уровне меры, обеспечивающие социальную защищенность, нормальную жизнь, учебу, развитие, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях нравственного спасения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания им надлежащей государственной защиты областная целевая программа "Дети-сироты" ставит целью:
- обеспечение социальной защиты, создание благоприятных условий для жизни, обучения, воспитания и развития детей-сирот, подготовки их к самостоятельной жизни и труду.
Основными задачами программы являются:
- создание условий по предупреждению социального сиротства, формирование системы дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке;
- совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети областных психолого-медико-педагогических консультаций (диагностических центров), создание рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработку новых подходов к организации режимов жизнедеятельности в интернатных учреждениях для детей-сирот, создание новых типов учреждений для этой категории детей;
- совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки специалистов для работы в них;
- защиту имущественных, жилищных и других интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заказчик программы
Заказчиком областной целевой программы "Дети-сироты" является Главное управление народного образования администрации области.
Ожидаемые конечные результаты
Реализация предусмотренных программой совместных мероприятий органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения будет способствовать улучшению физического и психического здоровья, совершенствованию качеств их обучения и воспитания в интернатных учреждениях, социализации; поможет полноценной интеграции этой категории детей в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.