Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 49-АПГ15-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Капитал-лизинг" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 января 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Капитал-лизинг" (далее - ЗАО "Капиталлизинг") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020536:24 общей площадью 48 473 кв.м, расположенного по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Октябрьский, ул. Сельская Богородская, д. 59, равной его рыночной стоимости, в размере 26 060 000 руб.
В обоснование заявленных требований общество указало, что использует названный земельный участок по договору аренды, кадастровая стоимость земельного участка, на основании которой рассчитывается размер арендной платы, значительно превышает размер его рыночной стоимости и нарушает права общества как арендатора.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан), Правительство Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 января 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Капитал-лизинг", ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное истолкование норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, общество является арендатором спорного земельного участка на основании договора аренды от 9 сентября 2011 г. N М-161-11, заключенного с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020536:24 определена актом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан от 12 мая 2012 г. в размере 252 507 975,25 руб. на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 г. N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" (далее - Постановление от 30 декабря 2011 г. N 521).
ЗАО "Капитал-лизинг", полагая, что установленная кадастровая стоимость названного земельного участка является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает права общества как арендатора, обратилось в суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции установил, что ЗАО "Капитал-лизинг" соблюден досудебный порядок, оценил представленные обществом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 8 мая 2014 г. N 14-73-Н, подготовленный по заказу общества оценщиком ООО "АудитОценка" Мусиным Р.Ф. (далее - отчет N 14-73-Н), подтвержденный положительным экспертным заключением от 10 июня 2014 г. N 1680/2014-4, составленным Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", пришел к выводу о необходимости назначения судебной оценочной экспертизы.
Согласно заключению эксперта ООО "Центр независимой оценки" ЭКСПЕРТ" от 22 декабря 2014 г. N 716-14 Раянова И.М. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020536:24 по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 26 060 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что поскольку на момент рассмотрения дела постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 г. N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г., то установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020536:24 по состоянию на 1 января 2011 г. не может повлечь изменения сведений о результатах новой государственной кадастровой оценки и не приведет к восстановлению прав заявителя.
С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия). Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьёй 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Из системного толкования изложенных положений Закона об оценочной деятельности следует, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность применения измененной кадастровой стоимости по решению суда для целей, установленных законодательством, в том числе для исчисления арендной платы, в случае, если в ходе рассмотрения дела в суде оспариваемая кадастровая стоимость приобрела статус архивной.
Следовательно, если на дату обращения в Комиссию у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, то дело об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены результаты очередной кадастровой оценки.
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 11 названного федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названном случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с поименованной статьей.
Пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания), предусмотрено, что в случае, когда изменение площади земельного участка происходит после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость такого земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. Согласно пункту 2.6 Методических рекомендаций в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:020536:24, вошедшего в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в городских округах город Уфа, город Стерлитамак и город Салават Республики Башкортостан, составленный по состоянию на 1 января 2011 г., составляла 45 955 кв.м. На основании заявления Ибрагимова Р.С. от 6 мая 2011 г., действующего на основании доверенности от Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в государственный кадастр недвижимости внесены изменения по уточнению площади названного земельного участка, которая составила 48 473 кв.м.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 30 декабря 2011 г. N 521, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020536:24 определена заново актом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан от 12 мая 2012 г. в размере 252 507 975,25 руб.
Между тем рыночная стоимость названного земельного участка определена в отчете N 14-73-Н по состоянию на 1 января 2011 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили основанием для определения его кадастровой стоимости.
Полученное в рамках проведения судебной оценочной экспертизы заключение эксперта также не может служить надлежащим доказательством по делу, так как оценка объекта недвижимости согласно заключению эксперта проведена по состоянию на 1 января 2011 г.
Следовательно, отчет N 14-73-Н и названное заключение эксперта не подтверждают итоговую рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления общества, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 января 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Капитал-лизинг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Корчашкина Т.Е. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 49-АПГ15-8
Текст определения официально опубликован не был