Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2015 г. N 53-АПГ15-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правовая фирма РЕ.Ко" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Правительства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 13 января 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Правовая фирма РЕ.Ко" (далее - общество, ООО "Правовая фирма РЕ.Ко") обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, равной его рыночной стоимости, в размере 3 335 000 руб.
К участию в деле привлечены Правительство Красноярского края, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю), администрация города Дивногорска.
Решением Красноярского краевого суда от 13 января 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Красноярского края ссылается на нарушение судом норм материального права и применение судом положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), который не подлежит применению к спорным правоотношениям и выбранному заявителем способу защиты своих прав.
Обществом поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оценила материалы дела, проверила законность оспариваемого судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы и пришла к следующим выводам.
Земельный участок с кадастровым номером 24:46:0000000:14 общей площадью 9 576 кв.м, расположенный по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Дивногорск, пос. Манский), принадлежит ООО "Правовая фирма РЕ.Ко" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 июня 2013 г. серии 24 ЕК N 962126. Земельный участок представляет собой единое землепользование, в состав которого входят обособленные (условные) земельные участки с учетными кадастровыми номерами 24:46:5005004:9, 24:46:5005002:7 и 24:46:5005003:3.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N 708-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 1 января 2011 г. в размере 45 826 618,32 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика, общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю (далее - Комиссия), созданную в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 г. N П/453.
Решением Комиссии от 1 декабря 2014 г. N 27 заявление ООО "Правовая фирма РЕ.Ко" отклонено, поскольку рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, определенная в отчете об оценке его рыночной стоимости от 23 сентября 2014 г. N ОЦ-08/7/09/14 (далее - отчет N ОЦ-08/7/09/14), отличается от кадастровой стоимости более чем на 30%. Также Комиссия отметила, что оформление и содержание отчета N ОЦ-08/7/09/14 и положительное экспертное заключение от 21 октября 2014 г. N 2001/10/14, подготовленное на этот отчет, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, что существенно влияет на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Суд первой инстанции, с учётом фактических обстоятельств дела оценив представленные доказательства, удовлетворил заявление ООО "Правовая фирма РЕ.Ко".
В апелляционном порядке решение суда в части установления рыночной стоимости земельного участка не обжалуется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление рыночной стоимости объекта недвижимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик такого объекта - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Поэтому в рамках рассмотрения дел об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости не оспаривается законность кадастровой оценки такого объекта, утвержденной нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо уполномоченным органом, осуществляющим функции по кадастровой оценки в случаях, поименованных в статье 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Согласно статье 245 ГПК РФ суд рассматривает как дела, возникающие из публичных правоотношений, по указанным в этой статье заявлениям, так и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесённые федеральным законом к ведению суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами главы III.1 Закона об оценочной деятельности и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учётом особенностей, предусмотренных главой 23 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статьей 24 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из системного толкования положений указанных статей Закона об оценочной деятельности следует, что при рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно применил закон, подлежащий применению к данным правоотношениям.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, предложено представить пояснения по вопросу соответствия отчета о рыночной стоимости, представленного заявителем, требованиям законодательства об оценочной деятельности и необходимости проведения судебной оценочной экспертизы. Участвующие в деле лица не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 13 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2015 г. N 53-АПГ15-25
Текст определения официально опубликован не был