Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2015 г. N 74-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Затеева Л.A. o признании недействующим постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2004 г. ГС N 793-III "О включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска" по апелляционной жалобе Затеева Л.А. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., пояснения представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 3 ноября 2004 г. принято постановление ГС N 793-III "О включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска".
Документ опубликован 13 ноября 2004 г. в печатных изданиях "Якутские ведомости", выпуск N 212, 12 ноября 2004 г. - в "Ил Тумэн", выпуск N 45.
Затеев Л.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления законодательного органа субъекта Российской Федерации.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый акт противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Закону Республики Саха (Якутия) от 6 июля 1995 г. З N 77-I "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)", нарушает его права на осуществление местного самоуправления.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Затеева Л.А. ставится вопрос об отмене судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 73 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта "л" части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 12 августа 2004 г.) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, при этом границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 названного закона.
Законодательным органом Республики Саха (Якутия) 6 июля 1995 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)", согласно которому (в редакции от 11 декабря 2002 г., действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) изменение административно-территориального устройства республики осуществляется Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) с согласия местных представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (часть 2 статьи 3), а образование, преобразование, упразднение административно-территориальных единиц производится Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) и местных органов государственной власти в соответствии с названным законом (часть 1 статьи 9).
Суд первой инстанции, проанализировав положения указанных нормативных правовых актов, а также установив, что посёлок Кангалассы, территория которого находилась внутри территории города республиканского значения Якутска, не являлся муниципальным образованием, пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных полномочий, не противоречит нормам федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, право заявителя на участие в местном самоуправлении не нарушает.
Федеральное законодательство предусматривает нахождение в границах городского поселения одного города или одного посёлка с прилегающей территорией, а также сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) изменение границ поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населённых пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учётом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
В связи с тем, что в посёлке Кангалассы представительный орган не избирался, как было установлено судом первой инстанции, вопрос о включении посёлка рассмотрен только городским Собранием депутатов города Якутска (постановление от 3 августа 2004 г. N ПГС N 20-2).
В решении Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2005 г., оставленном без изменения определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2005 г., содержится вывод о том, что в соответствии с административно-территориальным устройством республики, установленным Конституцией Республики Саха (Якутия) и Законом "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)" город Якутск, с численностью постоянного населения 228,4 тыс. человек (в т.ч. городского - 221,4 тыс. чел., сельского - 7,0 тыс. чел.) как город республиканского значения представляет собой самостоятельную административно-территориальную единицу, которая исторически включала в себя город Якутск и наряду с другими рабочими посёлками посёлок Кангалассы.
При этом в качестве обоснования приводятся сведения из официального справочника "Республика Саха (Якутия) - административно-территориальное деление", согласно которым в административно-территориальный состав города Якутск наряду с другими посёлками входит посёлок Кангалассы.
Поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оценёнными судом первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, Судебная коллегия по административным делам оснований для её удовлетворения и отмены судебного постановления не находит.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Затеева Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2015 г. N 74-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был