Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2015 г. N 5-АПГ15-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам акционерного общества "Научно-исследовательский институт конструкционных материалов на основании графита "НИИграфит", Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 декабря 2014 года, которым удовлетворены частично требования АО "НИИграфит" об оспаривании пунктов 870, 871 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей АО "НИИграфит" Садыкова Д.В., Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы Беловой А.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление) определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Перечень).
АО "НИИграфит", являясь собственником нежилых помещений в зданиях с кадастровыми номерами 77:03:0006001:1203 и 77:03:0006001:1207, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Электродная, дом 2, строение 1 и строение 1А обратилось в суд с заявлением о признании недействующим приложения к постановлению в части включения в строки 870, 871 указанных зданиях, в обоснование указав на то, что включение зданий в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1. Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", здания не обладают признаками административно-делового или торгового центра, и нарушает права и законные интересы АО "НИИграфит" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Московского городского суда от 25 декабря 2014 года требования АО "НИИграфит" удовлетворены частично, пункты 870, 871 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "НИИграфит" просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять по делу в этой части новое решение о признании вышеуказанных пунктов перечня недействительными с момента вступления в силу оспариваемого Постановления - с 1 января 2014 года.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований АО "НИИграфит" и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратурой города Москвы принесены возражения на апелляционные жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В отношении отдельных объектов налоговая база недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года введён налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В силу пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, с кадастровым номером 77:03:0006001:1014, по адресу: г. Москва, ул. Электродная, вл. 2, стр. 1, 1А, 2, 3, занятый зданиями, в том числе с кадастровыми номерами 77:03:0006001:1203 и 77:03:0006001:1207, в которых расположены нежилые помещения общей площадью 8 842,2 кв.м, принадлежащих АО "НИИграфит", на дату принятия оспариваемого постановления, имел вид разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства (1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения объектов науки (1.2.7)". В соответствии с актом обследования указанного земельного участка от 11 декабря 2013 года N 9033514 Госинспекции по недвижимости, проводившей проверку в порядке, установленном пунктом 2 постановления Правительства Москвы N 772-ПП нежилые помещения, право на которые принадлежат АО "НИИграфит", используются под научно-исследовательские цели, а по данным ИС РЕОН указанный земельный участок предназначен для размещения производственных и административных зданий объектов науки.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанные здания не обладают признаками объектов, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем включения их в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в его пунктах 870, 871 противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на его основании были реализованы права организации, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и обоснованно признал пункты 870, 871 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" недействующими с момента вступления решения в законную силу.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 25 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "Научно-исследовательский институт конструкционных материалов на основании графита "НИИграфит", Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2015 г. N 5-АПГ15-25
Текст определения официально опубликован не был