В результате осуществления Банком России надзорной деятельности выявляются случаи регулярного совершения недобросовестными хозяйствующими субъектами - клиентами кредитных организаций и контрагентами по сделкам с кредитными организациями (далее - клиенты, контрагенты) операций с ценными бумагами, не имеющих очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.
1. В рамках указанных операций, как правило, клиенты осуществляют переводы денежных средств с банковских счетов в оплату приобретаемых у нерезидента или российской кредитной организации внешних ценных бумаг (например, еврооблигаций), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренних ценных бумаг, либо контрагенты по сделкам с кредитными организациями (в том числе совершаемым в рамках дилерских операций кредитной организации) приобретают у кредитной организации внешние ценные бумаги (например, еврооблигации), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренние ценные бумаги, и при этом схема совершения указанных операций характеризуется одновременным наличием двух и более следующих признаков:
а) операции по приобретению ценных бумаг проводятся регулярно (как правило, не реже одного раза в пять дней);
б) участниками указанных операций являются одни и те же лица;
в) операции имеют одностороннюю направленность, то есть клиент, контрагент на регулярной основе совершает операции только по приобретению ценных бумаг и не осуществляет их фактической продажи;
г) отчуждение приобретенных клиентом, контрагентом ценных бумаг осуществляются, как правило, нерезидентам на платежных условиях "поставка свободно от платежа", и при этом вместо оплаты отчуждаемых ценных бумаг денежными средствами осуществляется встречное представление других активов, которыми преимущественно выступают товары, ввезенные в Российскую Федерацию из государств - членов Таможенного союза, зачет встречных требований по оплате выполненных работ, оказанных услуг, либо отчуждение ценных бумаг осуществляется путем их продажи в рассрочку либо с отсрочкой платежа, либо в предусмотренные условиями сделки сроки, при которых фактическая оплата ценных бумаг покупателем не производится;
д) операции клиентов соответствуют критериям операций, указанных в графе "Описание признака" строки кодов вида признаков 1412, 1805, 1905 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 375-П), операции контрагентов соответствуют критериям операций, указанных в графе "Описание признака" строки кодов вида признаков 3212, 3218, 3219, 3222 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении 3 к Положению Банка России от 15.12.2014 N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 445-П), в том числе в части оснований проведения операций.
2. Клиентами, контрагентами кредитной организации по указанным в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций операциям выступают брокеры, а также юридические лица, не осуществляющие брокерскую деятельность.
Клиенты, контрагенты кредитной организации по указанным операциям, а также юридические лица, по поручению которых клиентом (контрагентом), являющимся брокером, приобретаются ценные бумаги, как правило, обладают одним или несколькими признаками:
а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, необходимый для создания юридического лица;
б) одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица и (или) его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета;
в) в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;
г) постоянно действующий исполнительный орган, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, отсутствует по месту нахождения, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.
3. Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также реализации полномочий агента валютного контроля, определенных статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", при выявлении совершения или возникновении подозрений в совершении соответствующими признаку (признакам), приведенному (приведенным) в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций, клиентами или юридическими лицами, по поручению которых клиентом, являющимся брокером, приобретаются ценные бумаги, операций, указанных в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, обороты по которым превышают 1 млн рублей в день:
а) запрашивать у клиента, являющегося брокером, информацию о лицах, по поручению которых приобретаются ценные бумаги;
при непредставлении клиентом запрошенной информации, а также, если из представленной информации следует, что клиент, являющийся брокером, действует по поручению иного брокера, реализовывать право на отказ в совершении операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), а также право расторгнуть договор банковского счета (вклада) в предусмотренном абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ случае;
б) запрашивать у клиента по истечении пяти дней с момента совершения операции по перечислению денежных средств нерезиденту в счет оплаты приобретаемых ценных бумаг документы, удостоверяющие права клиента на приобретенные ценные бумаги, а также актуальные на дату запроса документы об операциях, совершенных с приобретенными ценными бумагами (например, выписку по счету депо и отчет об операциях по счету деповладельца (номинального держателя);
в случае представления клиентом документов, из которых следует, что ценные бумаги в течение пяти дней с момента их приобретения были отчуждены, запрашивать документы, подтверждающие фактическое зачисление денежных средств по сделке, связанной с отчуждением ценных бумаг, на банковский счет клиента;
в) в случае непредставления документов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, или если из представленных документов следует, что в течение пяти дней с момента приобретения ценных бумаг, указанные ценные бумаги были отчуждены без фактического получения денежных средств за отчуждаемые ценные бумаги, реализовывать право на отказ в совершении операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в отношении последующих операций клиента с ценными бумагами, а также право расторгнуть договор банковского счета (вклада) в предусмотренном абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ случае;
г) обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;
д) направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным в настоящих Методических рекомендациях признакам, на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона, в том числе с использованием кодов видов признаков 1412, 1805, 1905 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П.
4. Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма уделять повышенное внимание договорам, операции по которым могут соответствовать двум и более признакам, приведенным в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, в случае, если обороты по указанным договорам превышают (могут превысить) 1 млн рублей в день, и при наличии подозрений, что возможными действительными целями операций по договорам могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели, воздерживаться от заключения таких договоров (в том числе заключаемых в рамках дилерских операций кредитной организации) с контрагентами, соответствующими признаку (признакам), приведенному (приведенным) в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций, а также контрагентами, являющимися брокерами, а также включать в действующие договоры с указанными контрагентами условия, предусматривающие следующие права кредитной организации:
а) запрашивать у контрагента, являющегося брокером, информацию о лицах, по поручению которых приобретаются ценные бумаги;
при непредставлении контрагентом запрошенных документов, а также, если из представленных документов следует, что контрагент, являющийся брокером, действует по поручению иного брокера, реализовывать право на отказ в совершении операции;
б) запрашивать у контрагента по истечении пяти дней с момента совершения операции по перечислению денежных средств в счет оплаты приобретаемых у кредитной организации ценных бумаг документы, удостоверяющие права контрагента, не являющегося брокером, или юридических лиц, в интересах которых действует контрагент, являющийся брокером, на приобретенные ценные бумаги, а также актуальные на дату запроса документы об операциях, совершенных с приобретенными ценными бумагами (например, выписку по счету депо, отчет об операциях по счету депо владельца (номинального держателя);
в случае представления контрагентом документов, из которых следует, что ценные бумаги в течение пяти дней с момента их приобретения у кредитной организации были отчуждены, запрашивать документы, подтверждающие фактическое зачисление денежных средств по сделке, связанной с отчуждением ценных бумаг, на банковский счет контрагента, не являющегося брокером, юридического лица, по поручению которого контрагентом, являющимся брокером, приобретались ценные бумаги;
в случае непредставления контрагентом указанных документов или представления документов, из которых следует, что в течение пяти дней с момента приобретения у кредитной организации ценных бумаг, указанные ценные бумаги были отчуждены без фактического получения денежных средств за отчуждаемые ценные бумаги, отказать в совершении последующих операций контрагента с ценными бумагами и (или) расторгнуть в одностороннем порядке договоры, определяющие общие условия взаимоотношений кредитной организации с контрагентом при совершении сделок купли-продажи ценных бумаг.
Настоящие Методические рекомендации направляются для использования в работе участниками финансового рынка, являющимися кредитными организациями, с целью их ориентирования на выявление и пресечение операций, осуществляемых недобросовестными хозяйствующими субъектами, и повышения эффективности внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".
Заместитель Председателя |
Д.Г. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для кредитных организаций подготовлены рекомендации по выявлению и пресечению операций, совершаемых недобросовестными хозяйствующими субъектами.
Речь идет об операциях с ценными бумагами, которые не имеют очевидного экономического смысла. Однако их целями могут являться отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.
Так, клиенты совершают переводы денежных средств с банковских счетов в оплату приобретаемых у нерезидента или российской кредитной организации внешних ценных бумаг, местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренних ценных бумаг. Либо контрагенты по сделкам с кредитными организациями (в т. ч. в рамках дилерских операций) приобретают внешние ценные бумаги, местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренние.
Перечислены признаки, которыми характеризуются упомянутые операции, а также участники последних.
Прописаны действия кредитных организаций, направленные на пресечение сомнительных операций.
Например, необходимо запрашивать у клиента (контрагента) информацию о лицах, по поручению которых приобретаются ценные бумаги. По истечении 5 дней с момента совершения операции по перечислению денежных средств нерезиденту в счет оплаты приобретаемых ценных бумаг - документы, удостоверяющие права на них, а также актуальные материалы об операциях, совершенных с ценными бумагами (в частности, выписку по счету депо и отчет об операциях по счету деповладельца (номинального держателя)).
Методические рекомендации Банка России от 15 июля 2015 г. N 17-МР "Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям"
Текст методических рекомендаций опубликован в "Вестнике Банка России" от 22 июля 2015 г. N 60