Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 апреля 2015 г. N 03-02-07/1/20387
В соответствии с письмом в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о присвоении налогоплательщикам - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, идентификационного номера налогоплательщика и сообщается следующее.
В целях налогового контроля физическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту его жительства, местам нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется на основании представляемой информации органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица.
Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (пункт 7 статьи 84 Кодекса).
Идентификационный номер налогоплательщика, который присваивается при постановке физического лица на учет в налоговом органе используется для налогового контроля наряду с другими сведениями о налогоплательщике, включая его персональные данные (пункт 1 статьи 84 Кодекса).
В соответствии с порядком и условиями присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденными приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@, идентификационный номер налогоплательщика физического лица используется налоговым органом в качестве номера учетного дела и формируется как двенадцатизначный цифровой код, состоящий из:
кода налогового органа, присвоившего идентификационный номер налогоплательщика (4 знака);
порядкового номера записи о налогоплательщике в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика (6 знаков);
контрольного числа (2 знака).
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационный номер налогоплательщика в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.
Вопрос о присвоении и использовании идентификационного номера налогоплательщика неоднократно был предметом рассмотрения судов.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 287-О отмечено, что использование идентификационного номера налогоплательщика не предусматривает замену имени человека номером, так как указание фамилии, имени и отчества предусмотрено во всех документах независимо от того, указан в них идентификационный номера налогоплательщика или нет. Этот номер не может заменить человеку его имя, данное при рождении.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что требование пункта 7 статьи 84 Кодекса о присвоении единого на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационного номера налогоплательщика не нарушает свободу совести и вероисповедания и не затрагивает конституционные права граждан.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что присвоение идентификационного номера налогоплательщика применяется исключительно в целях налогового учета, не может отождествляться с именем человека, не содержит в себе информацию личного характера о конкретном физическом лице (решение от 30.05.2000 N ГКПИ00-402).
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу присвоения физлицам (не ИП) идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) Минфин России, основываясь на позиции КС РФ и ВС РФ, пояснил следующее.
Использование ИНН не предполагает замену имени человека номером, поскольку указание фамилии, имени и отчества предусмотрено во всех документах независимо от того, указан в них ИНН или нет. Присвоение единого на всей территории России по всем видам налогов и сборов ИНН не нарушает свободу совести и вероисповедания и не затрагивает конституционные права граждан. ИНН присваивается исключительно в целях налогового учета и не содержит в себе информацию личного характера о конкретном физлице.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 апреля 2015 г. N 03-02-07/1/20387
Текст письма официально опубликован не был