Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 мая 2015 г. N 03-03-06/1/28620
Вопрос: Компания осуществляет деятельность на всех стадиях жизненного цикла воздушных судов (ВС) (проектирование, производство, реализация, доработка и послепродажное обслуживание).
При этом для обеспечения деятельности Компания собственными силами выполняет полеты на ВС, то есть эксплуатирует ВС, которыми она обладает на праве собственности, либо на ином законном основании.
Согласно Федеральным авиационным правилам государственного учета и оформления удостоверений о годности к полетам экспериментальных воздушных судов, утвержденных приказом генерального директора Росавиакосмос от 22.12.1999 N 415, и Федеральным авиационным правилам государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 N 460, при смене эксплуатанта ВС в Свидетельство о государственном учете экспериментального ВС и в Свидетельство о регистрации государственных ВС вносятся соответствующие изменения в специальный раздел "эксплуатант".
Требования указанных Федеральных авиационных правил по регистрации наименования эксплуатанта ВС исполняются Компанией в отношении находящихся у него на праве собственности и переданных ему для опытно-конструкторских испытаний экспериментальных ВС. В то же время по ВС серийного производства, проходящим приемо-сдаточные и периодические испытания, свидетельство о регистрации не оформляется до передачи ВС заказчику (покупателю). В соответствии с Федеральными авиационными правилами такие ВС подлежат временному учету в авиационных организациях - изготовителях ВС без выдачи Свидетельства о государственном учете.
Пунктом 1 ст. 131 ВК РФ установлена обязанность владельца воздушного судна по страхованию ответственности перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна.
Из пункта 1 ст. 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, налогоплательщиком относятся взносы по всем видам обязательного страхования.
В соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются другие расходы, обусловленные хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
С учетом изложенных обстоятельств, просим разъяснить по каким основаниям Компания должна признавать расходы на страхование при формировании налоговой базы по налогу на прибыль - п. 1 ст. 263 или пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ - для случаев
А) Компания является эксплуатантом ВС;
Б) Компания не указана в свидетельствах в качестве эксплуатанта ВС (или отсутствует свидетельство на ВС)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного имущественного страхования, перечисленным в пункте 1 статьи 263 НК РФ.
Следовательно, для целей налогообложения расходы на добровольное имущественное страхование учитываются только по тем видам добровольного имущественного страхования, которые предусмотрены подпунктами 1-9.3 пункта 1 статьи 263 НК РФ.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 263 НК РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.
Пунктом 1 статьи 131 Воздушного кодекса Российской Федерации определено, что страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
Таким образом, полагаем, что страховые взносы по договорам страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 263 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.C. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают среди прочего взносы по видам такого страхования, если согласно российскому законодательству оно является условием деятельности налогоплательщика.
В соответствии с Воздушным кодексом РФ страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
Таким образом, взносы по договорам страхования указанной ответственности владельца воздушного судна могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 мая 2015 г. N 03-03-06/1/28620
Текст письма официально опубликован не был