Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 апреля 2015 г. N 03-05-06-03/23181
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу возврата уплаченной государственной пошлины за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Закона N 171-ФЗ (пункт 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ заявитель для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции представляет в лицензирующий орган перечень соответствующих документов.
Несоответствие представленных документов заявителем лицензионным требованиям, установленным в пункте 3.2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
За предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 18 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
В силу положений статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, установлен подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину, если не установлено иное, до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий.
Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, в том числе за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, определен статьей 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" НК РФ.
Положения пункта 1 статьи 333.40 НК РФ применительно к возврату государственной пошлины являются специальными, именно их буквальное толкование имеет приоритет перед буквальным толкованием иных норм НК РФ.
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату.
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в частности, в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, а также отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие (пункт 1 статьи 333.40 НК РФ).
Учитывая изложенное, пункт 1 статьи 333.40 НК РФ как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с положениями подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ не предполагает возврата уплаченной государственной пошлины в случае отказа уполномоченным органом в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Правомерность данного вывода подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 мая 2013 г. N 11-П.
Пунктом 6 статьи 333.40 НК РФ установлено, что плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
В пункте 7 статьи 333.40 НК РФ указано, что возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 "Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ.
Учитывая изложенное, зачет может быть осуществлен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Таким образом, мотивированный отказ уполномоченного органа в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не является основанием для возврата, а также зачета ранее уплаченной суммы государственной пошлины за совершение данного юридически значимого действия.
Одновременно сообщаем, что отказ в выдаче лицензии с указанием причин направляется соискателю в письменной форме (пункт 8 статьи 19 Закона N 171-ФЗ) и может быть обжалован им в лицензирующий орган и (или) в суд на основании статьи 22 Закона N 171-ФЗ.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Мотивированный отказ уполномоченного органа в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкоголя не является основанием для возврата, а также зачета ранее уплаченной суммы госпошлины за совершение данного юридически значимого действия.
Отмечается, что отказ в выдаче лицензии с указанием причин направляется соискателю в письменной форме и может быть обжалован им в лицензирующий орган и (или) в суд.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 апреля 2015 г. N 03-05-06-03/23181
Текст письма официально опубликован не был