Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 мая 2015 г. N 03-03-06/1/30419
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения срочных сделок и операций с ценными бумагами и сообщает следующее.
Из письма следует, что в 2009 г. Общество заключило договор срочной сделки (опционное соглашение) на право покупки ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Поставка базисного актива по договору срочной сделки состоялась в 2010 г. и на момент поставки ценных бумаг, выступающих базисным активом срочной сделки, цена поставки ценных бумаг выше максимальной цены с указанной ценной бумагой на организованном рынке ценных бумаг. Впоследствии указанные ценные бумаги были реализованы на основании договора купли-продажи ценных бумаг.
Таким образом, операции заключения срочных сделок (опционов) и продажи ценных бумаг происходили до 1 января 2014 г. В связи с этим, нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приведены в редакции, действовавшей до этой даты.
Пунктом 1 статьи 301 Кодекса установлено, что финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Под базисным активом финансовых инструментов срочных сделок понимается предмет срочной сделки (в том числе иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие финансовые инструменты срочных сделок).
В соответствии со статьей 326 Кодекса при поставке ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке и являющихся базисным активом финансового инструмента срочных сделок, финансовый результат от операций с таким базисным активом определяется исходя из фактической цены поставки базисного актива в соответствии с условиями, на которых осуществляется исполнение финансового инструмента срочных сделок.
Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены статьей 280 Кодекса.
В соответствии с положениями статей 280, 329 Кодекса при реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы), затрат на ее реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, раннее учтенные при налогообложении.
Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
Так, указанные расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, расходы по приобретению ценных бумаг, являющихся базисным активом финансового инструмента срочных сделок, заключенного до 2010 г., по цене выше максимальной цены могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов критериям, установленным статьей 252 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ при поставке ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке и являющихся базисным активом финансового инструмента срочных сделок, финансовый результат от операций с таким базисным активом определяется исходя из фактической цены его покупки.
Расходы, уменьшающие в целях налогообложения полученные доходы, должны быть обоснованными, но при этом обоснованность не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Поэтому, расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 мая 2015 г. N 03-03-06/1/30419
Текст письма официально опубликован не был