Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 июня 2015 г. N 03-03-06/1/35668
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций расходов на аттестацию рабочих мест и сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходах на оплату труда учитываются начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в статью 212 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
С 01.01.2014 действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), согласно которому работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах (пункт 1 части второй статьи 4 Закона N 426-ФЗ).
Частью первой статьи 3 Закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Пунктом 3 статьи 15 Закона N 421-ФЗ установлено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 27 Закона N 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможем по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 1 января 2014.
Учитывая изложенное, расходы на гарантии, компенсации и весь комплекс реабилитационных мер, сохраняемых за работником согласно переходным положениям пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ, учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2014 г. в ТК РФ внесены изменения, согласно которым работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
При этом при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация, а также повышенная оплата труда) порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с компенсационными мерами, фактически реализуемыми по состоянию на 1 января 2014 г.
Таким образом, виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
Разъяснено, что расходы на гарантии, компенсации и весь комплекс реабилитационных мер, сохраняемых за работником согласно указанным переходным положениям, учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 июня 2015 г. N 03-03-06/1/35668
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", сентябрь 2015 г., N 9