Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 июня 2015 г. N 03-03-06/1/35994
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов на уплату налога на имущество и налога на землю для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Порядок учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли установлен главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом по отдельным видам деятельности нормами Кодекса установлены особенности определения налоговой базы. Так, согласно статье 275.1 Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Для целей главы 25 Кодекса к обслуживающим производствам и хозяйствам (ОПХ) относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства (включая общежития для приезжих), социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса.
Таким образом, в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения. Основанием для учета подобных расходов являются суммы, отражаемые в налоговых декларациях по соответствующему налогу, подлежащие уплате в бюджет.
По нашему мнению, учитывая, что налог на имущество и налог на землю исчисляются с единой налоговой базы (без распределения на обслуживающие производства и основную деятельность), то при условии надлежащего документального подтверждения данных расходов учитываются в уменьшение прибыли в сумме отраженной в декларации. В то же время страховые платежи во внебюджетные фонды подлежат распределению, поскольку базой для налога является выплата конкретному сотруднику.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России пояснил, как организации учитывать расходы на уплату налогов на имущество и землю по объектам ОПХ, а также страховых взносов во внебюджетные фонды.
По его мнению, налоги за ОПХ могут быть полностью учтены в прочих расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль от основной деятельности на сумму, указанную в декларации по соответствующему налогу. Это объясняется тем, что налоги исчисляются с единой налоговой базы, т. е. без распределения на обслуживающие производства и основную деятельность. Главное - чтобы расходы были документально подтверждены.
Отметим, что ранее Минфин России высказывал иную позицию: земельный налог по объектам ОПХ базу по основной деятельности не уменьшает и учитывается при исчислении налога на прибыль от деятельности таких объектов (письмо от 28.02.2008 N 03-03-05/14).
Что касается страховых взносов во внебюджетные фонды, то они подлежат распределению, поскольку база рассчитывается отдельно по конкретному сотруднику.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 июня 2015 г. N 03-03-06/1/35994
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", август 2015 г., N 8