Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2015 г. N 16-КГ15-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2015 г. гражданское дело по иску Деркачевой Т.В. к администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, муниципальному образованию городского округа - города Волжского в лице Управления финансов администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области о взыскании сумм невыплаченной пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе главы городского округа - города Волжского Волгоградской области Воронина И.Н. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 6 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 августа 2014 г., которыми исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области Кошелевой Г.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Деркачевой Т.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Деркачева Т.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, муниципальному образованию городского округа - города Волжского в лице Управления финансов администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области о взыскании сумм невыплаченной пенсии за выслугу лет.
В обоснование своих требований Деркачева Т.В. указала, что она работала ... администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, имеет стаж муниципальной службы 27 лет. В связи с выходом на пенсию ей, как замещавшей должность муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области, в соответствии с Городским положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД, принятым постановлением Волжской городской Думы от 30 июня 2007 г. N 41/58, с 18 сентября 2013 г. была назначена пенсия за выслугу лет в размере 75% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего, составившая на момент назначения ... руб. ... коп.
Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД было принято новое Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области, на основании которого администрацией городского округа - города Волжского Волгоградской области был произведён перерасчёт ранее назначенных пенсий за выслугу лет. В результате произведённого с применением новых правил перерасчёта размер пенсии за выслугу лет, выплачиваемой Деркачевой Т.В., уменьшился, в декабре 2013 года она получила пенсию за выслугу лет в размере ... руб. ... коп.
Полагая снижение размера выплачиваемой ей пенсии за выслугу лет неправомерным, Деркачева Т.В. с учётом заявления об уточнении исковых требований просила суд взыскать с муниципального образования городского округа - города Волжского в лице Управления финансов администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области сумму недоплаченной ей пенсии за период с декабря 2013 года по апрель 2014 года в размере ... руб. ... коп., компенсировать расходы на оплату услуг представителя в сумме ... руб., возложить на администрацию городского округа - города Волжского Волгоградской области обязанность по выплате ей ежемесячно пенсии за выслугу лет с 1 мая 2014 г. в размере ... руб. ... коп.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 6 июня 2014 г. исковые требования Деркачевой Т.В. удовлетворены. С администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области в пользу Деркачевой Т.В. взысканы задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с декабря 2013 года по апрель 2014 года в сумме ... руб. ... коп. и расходы на оплату услуг представителя в сумме ... руб. Администрация городского округа - города Волжского Волгоградской области обязана производить с 1 мая 2014 г. начисление и выплату Деркачевой Т.В. пенсии за выслугу лет за счёт средств бюджета городского округа - города Волжского Волгоградской области в размере ... руб. ... коп. ежемесячно.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 августа 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Глава городского округа - города Волжского Волгоградской области Воронин И.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Волжского городского суда Волгоградской области от 6 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 августа 2014 г. и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Деркачевой Т.В.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 11 марта 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 21 мая 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё Деркачевой Т.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.
Как установлено судом, Деркачева Т.В. замещала должность муниципальной службы - ... администрации городского округа города Волжского Волгоградской области, стаж её муниципальной службы на момент увольнения с работы составил 27 лет.
На основании постановления главы городского округа - города Волжского Волгоградской области от 18 сентября 2013 г. N 822-ГО Деркачевой Т.В. как лицу, ранее замещавшему должность муниципальной службы в администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, с 18 сентября 2013 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере ... руб. ... коп.
На момент назначения Деркачевой Т.В. пенсии за выслугу лет действовало Городское положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области, от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД (в редакции решения Волжской городской Думы N 375-ВГД от 28 июня 2013 г. "О внесении изменений в Городское положение от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области"), пунктами 6.1, 6.4 которого было предусмотрено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 2.2 настоящего Положения (не менее 15 лет при увольнении), в размере 45% ежемесячного денежного содержания. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75% ежемесячного среднего заработка муниципального служащего.
Впоследствии решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД принято новое положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области (далее - Положение от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД). Положение от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД с вступлением в силу нового положения утратило силу (пункт 10.2 Положения от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД).
На основании пунктов 6.1, 6.4 Положения от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 2.2 данного положения (не менее 15 лет при увольнении), в размере 45% среднемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 1% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего; при этом пенсия не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 1,2 должностного оклада.
Размер пенсии за выслугу лет, установленной Деркачевой Т.В. на основании Положения от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД, составил в декабре 2013 года ... руб. ... коп.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований Деркачевой Т.В., суд первой инстанции исходил из того, что действия администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области по установлению истцу с декабря 2013 года меньшего размера пенсии за выслугу лет, чем определено Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", являются неправомерными. По мнению суда, в нарушение пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, решение Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД применено к правоотношениям по пенсионному обеспечению Деркачевой Т.В., возникшим до его принятия (пенсия за выслугу лет была назначена Деркачевой Т.В. 18 сентября 2013 г.).
Кроме того, суд первой инстанции указал, что вопрос о перерасчёте размера пенсии за выслугу лет Деркачевой Т.В. совместной комиссией не рассматривался, постановление главы городского округа, являющееся основанием для проведения соответствующих выплат, не принималось. Расчёт размера пенсии за выслугу лет Деркачевой Т.В. от 23 декабря 2013 г., подписанный главой городского округа - города Волжского Волгоградской области и послуживший основанием для уменьшения размера пенсии за выслугу лет Деркачевой Т.В., по мнению суда, является незаконным и применению не подлежит.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, поддержала позицию суда первой инстанции, добавив при этом, что норма пункта 10.1. Положения от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД, придающая ему обратную силу и приводящая тем самым к снижению размеров пенсий, назначенных и рассчитанных по ранее действовавшему порядку, противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации о сохранении разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Кроме того, суд апелляционной инстанции сделал вывод о противоречии решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД положениям пункта 1 статьи 6 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", устанавливающим размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области. При этом суд апелляционной инстанции указал, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе в части размера подлежащей выплате пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищённости гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения её размера урегулированы принятым Волгоградской областной Думой Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Согласно статье 4 этого закона финансирование пенсии за выслугу лет поименованных выше лиц производится за счёт средств областного бюджета.
Статьёй 6 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" предусмотрено, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 данного закона (не менее 15 лет), в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области и составлять более 2,6 должностного оклада (в редакции законов Волгоградской области от 28 декабря 2009 г. N 1977-ОД, от 20 апреля 2012 г. N 41-ОД, от 6 июня 2014 г. N 90-ОД).
Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой. В соответствии со статьёй 9.2 этого закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счёт средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
С учётом изложенного вывод судебных инстанций о противоречии решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД пункту 1 статьи 6 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" в части размера подлежащей выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области, основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и действующего в Волгоградской области законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих городского округа - города Волжского Волгоградской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определёнными с учётом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданским служащих субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих городского округа - города Волжского Волгоградской области, в том числе и Деркачевой Т.В., и нарушающее их право на пенсионное обеспечение.
Ссылки судебных инстанций на то, что в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД не распространяется на правоотношения, возникшие между сторонами до введения в действие названного решения, не основаны на законе. Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер, порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия органов местного самоуправления городского округа - города Волжского Волгоградской области по снижению размера пенсии по выслуге лет Деркачевой Т.В., как муниципальному служащему городского округа - города Волжского Волгоградской области противоречат позиции Конституционного Суда Российской Федерации о сохранении разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, нельзя признать правильным.
Несостоятельным является и указание в решении суда первой инстанции на отсутствие решения совместной комиссии о перерасчёте размера пенсии за выслугу лет Деркачевой Т.В. и соответствующего постановления главы городского округа. Оно опровергается имеющейся в материалах дела копией решения совместной комиссии Волжской городской Думы, контрольно-счётной палаты и администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области по назначению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, осуществлявшим службу на муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа, от 23 декабря 2013 г. Названным решением в связи с признанием утратившим силу Городского положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области, от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД главе городского округа - города Волжского Волгоградской области рекомендовано осуществлять начисление пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, в соответствии с Положением от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД с момента вступления его в силу. На основании этого 23 декабря 2013 г. был произведён расчёт пенсии за выслугу лет Деркачевой Т.В., подписанный главой городского округа - города Волжского Волгоградской области Ворониным И.Н.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
В связи с этим решение Волжского городского суда Волгоградской области от 6 июня 2014 г. и оставившее его без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 августа 2014 г. об удовлетворении исковых требований Деркачевой Т.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Деркачевой Т.В.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 6 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 августа 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать Деркачевой Т.В. в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, муниципальному образованию городского округа - города Волжского в лице Управления финансов администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области о взыскании сумм невыплаченной пенсии за выслугу лет, установлении ежемесячного размера пенсии в сумме ... руб. ... коп. с 1 мая 2014 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2015 г. N 16-КГ15-13
Текст определения официально опубликован не был