Письмом ФНС России от 18 июня 2015 г. N СА-4-7/10549@ в письмо внесены изменения
Письмо Федеральной налоговой службы от 8 декабря 2014 г. N СА-4-7/25287@
"О разъяснении взаимодействия налоговых органов"
18 июня 2015 г.
Федеральная налоговая служба в целях повышения эффективности правовой деятельности налоговых органов и усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты правовой работы, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы сообщает следующее.
Налоговым органам необходимо предусмотреть в положениях о юридических (правовых) отделах, должностных регламентах сотрудников юридических (правовых) отделов налоговых органов обязанность визирования проектов актов по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, визирования проектов решений, выносимых руководителями (заместителями руководителей) налоговых органов по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, а также предусмотреть обязанность сотрудников юридических (правовых) отделов составления в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте акта или решения, в связи с их незаконностью, необоснованностью и противоречием сложившейся судебной практики, докладной записки на имя руководителя налогового органа, содержащей выводы юридического (правового) отдела об обоснованности выводов, содержащихся в проектах актов и решений инспекции, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, о полноте собранной доказательственной базы.
При визировании сотрудниками юридических (правовых) отделов должна проверяться как законность и обоснованность, изложенных в проектах актов и решений выводов о допущенных налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) нарушениях законодательства о налогах и сборах либо об их отсутствии, так и полнота, законность и обоснованность аргументации, обосновывающей выводы, с учетом судебной практики по соответствующим вопросам и аналогичной аргументации.
Федеральная налоговая служба обязывает:
- представлять на согласование в Правовое управление, Контрольное управление и Управление налогообложения ФНС России проекты актов по результатам проведенных налоговых проверок, предварительно доработанные Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, в которых содержатся выводы о порядке применения пунктов 2, 3, 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее, чем за 15 календарных дней до вручения справки об окончании выездной налоговой проверки или до окончания срока проведения камеральной налоговой проверки.
Указанные проекты актов представляются по эпизодам, связанным с выводами налогового органа о порядке применения пунктов 2, 3, 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации.
- представлять незамедлительно информацию о судебных делах независимо от размера суммы исковых требований, предметом которых являлось рассмотрение судами споров о порядке применения пунктов 2, 3, 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная информация подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 Приказа Федеральной налоговой службы от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ (в редакции приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@) на постоянной основе.
- обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных делах и материалов судебных дел по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными бездействий налоговых органов вне зависимости от суммы исковых требований.
Данная информация подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 Приказа Федеральной налоговой службы от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ (в редакции приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@) на постоянной основе.
- обеспечить ежеквартально представление информации о кассационных жалобах в Судебную коллегию Верховного суда и надзорных жалобах в Президиум Верховного суда Российской Федерации.
Данная информация подлежит представлению в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным кварталом по форме в соответствии с приложениями NN 1, 2.
- обеспечить согласование с Правовым управлением ФНС России заявлений об отводах судей (состава суда). Без согласования Правового управления ФНС России запрещаются любые обращения с жалобами на действия судей. Подлежат обязательному согласованию Правовым управлением ФНС России проекты обращений (жалоб) на имя председателей (заместителей председателя) судов.
При необходимости заявления отвода непосредственно в процессе судебного заседания связываться по телефонам 8 (495) 913-04-46 с Правовым управлением ФНС России.
- представлять не позднее, чем за 15 календарных дней до вручения справки об окончании выездной налоговой проверки или до окончания срока проведения камеральной налоговой проверки на согласование в Правовое управление, Управление налогообложения юридических лиц и по принадлежности в Контрольное управление, либо Управление камерального контроля ФНС России проекты актов по результатам проведенных налоговых проверок, предварительно доработанные Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, в которых содержатся выводы о доначислении налогов (уменьшения убытка) вследствие переквалификации налоговым органом деятельности российского лица в деятельность иностранного лица на территории Российской Федерации, в том числе приводящей к образованию постоянного представительства в целях налогообложения.
- обеспечить согласование с Правовым управлением ФНС России заявлений налоговых органов по арбитражным делам, предметом которых является признание регистрационных действий предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ недействительными и ответчиком в которых указаны налоговые органы.
Данная информация подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 Приказа Федеральной налоговой службы от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ (в редакции приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@) на постоянной основе.
- представлять в Правовое управление ФНС России для согласования проекты заявлений о взыскании налогов в судебном порядке предусмотренных подпунктом 2, 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная информация подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 Приказа Федеральной налоговой службы от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ (в редакции приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@) на постоянной основе.
Несогласованные заявления о взыскании налогов в судебном порядке по основаниям, предусмотренным подпунктом 2, 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, направлению в суды не подлежат.
- представлять незамедлительно информацию в Правовое управление ФНС России в случае отмены арбитражным судом (полностью или частично) решения налогового органа, принятого с учетом позиции, изложенной в письмах Федеральной налоговой службы, размещенных на сайте ФНС России www.nalog.ru раздел "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговым органами".
- представлять незамедлительно информацию в Правовое управление ФНС России по судебным делам, связанным с применением соглашений об избежании двойного налогообложения, а также налогообложением как офшорных компаний, имеющих представительство на территории Российской Федерации, так и российских организаций, исполняющих обязанность налогового агента по сделкам с офшорными компаниями.
- представлять незамедлительно информацию в Правовое управление ФНС России по судебным спорам с банками и представительствами иностранных организаций в Российской Федерации, предметом которых является рассмотрение результатов налоговых проверок указанных организаций.
Данная информация подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 Приказа Федеральной налоговой службы от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ (в редакции приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@).
ФНС России сообщает о необходимости исключить в работе налоговых органов случаев формального подхода к подготовке процессуальных документов, в том числе, отзывов в арбитражные суды Российской Федерации, суды общей юрисдикции и в Верховный Суд Российской Федерации.
Производство в арбитражном суде первой, апелляционной и кассационной инстанциях - это стадии арбитражного процесса, каждая из которых выполняет свои особые функции.
На стадии судебного разбирательства в первой инстанции, направленной на разрешение спора по существу, налоговый орган должен представлять в материалы дела доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается; в отзыве и письменных пояснениях должны приводиться факты и доводы, подтверждающие позицию по делу; исходя из анализа фактов и доводов, приведенных налогоплательщиком, должен решаться вопрос о необходимости представления дополнительных доказательств, заявления всевозможных ходатайств (о вызове свидетелей, о проведении экспертизы, об истребовании доказательств). При этом следует понимать, что процессуальные факты (необходимость вызова свидетелей, проведения экспертизы, отсутствие возможности самостоятельно получить доказательства) также должны быть доказаны, если это имеет значение для правильного разрешения дела или какого-то отдельного процессуального вопроса. Необходимо исключить из практики налоговых органов подачу немотивированных, необоснованных ходатайств, когда текст ходатайства ограничивается лишь описанием того процессуального действия, которое налоговый орган просит совершить арбитражный суд.
Кроме того, Федеральная налоговая служба обращает внимание, что в соответствии со статьей 131 АПК РФ ответчик обязан направить или представить в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении. Такой отзыв может быть представлен в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в сети "Интернет". Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде. В случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам или при невозможности рассмотреть дело без отзыва вправе установить новый срок для его представления. При этом арбитражный суд может отнести на ответчика судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.
При доказывании по делу также необходимо учитывать положения части 3.1. статьи 70 АПК, согласно которым обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В апелляционной инстанции арбитражное дело рассматривается повторно с целью решения вопросов не только законности, но и обоснованности обжалуемого решения по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. При этом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает ограничения по представлению доказательств в апелляционную инстанцию.
Так, дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (ч. 2 ст. 268 АПК РФ).
При рассмотрении спора в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. В отличие от предыдущих инстанций кассационная инстанция не рассматривает дело по существу, в связи с чем Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено право сторон по делу заявлять новые требования и представлять дополнительные доказательства. Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации проверяет существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобе.
В интересах законности Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении. При этом Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении дела.
Федеральная налоговая служба обращает внимание на недопустимость в правовой работе налоговых органов случаев ненадлежащей подготовки к судебным заседаниям, а также, обязательное соблюдение налоговыми органами требований статей 41, 65, 131, 262, 277, 279, 291.1, 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба поручает руководителям Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить контроль за своевременным исполнением вышеприведенных поручений.
Ответственность за исполнение вышеприведенных поручений возлагается персонально на руководителей УФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Настоящим письмом ФНС России отменяет письма от 30.05.2006 N ШС-6-14/550@, от 25.01.2012 N СА-4-7/1099@, от 25.11.2011 N СА-4-7/19810@, от 09.11.2011 N СА-4-7/18723@, от 13.07.2011 N СА-4-7/11260@, от 15.06.2011 N СА-4-7/9460@, от 28.02.2011 N СА-4-7/3061@, от 17.02.2011 N СА-4-7/2653@, от 17.02.2011 N СА-4-7/2654@, от 17.02.2011 N СА-4-7/2655@, от 22.09.2012 N СА-4-7/8358@, от 03.10.2011 N СА-4-7/16233@, от 12.03.2012 N СА-4-7/4121@, от 12.03.2012 N СА-4-7/4122@, от 12.03.2012 N СА-4-7/4123@, от 12.09.2012 N СА-4-7/15198@, от 03.09.2012 N СА-4-7/14567@, от 10.02.2012 СА-4-7/2149@, от 11.09.2012 N СА-4-7/15119@, от 12.12.2013 N СА-4-7/22406@.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N СА-4-7/8358@ следует читать как "от 22.05.2012"
Отмена письма от 12.12.2013 N СА-4-7/22406@ не отменяет требований предусмотренных письмом от 27.01.2014 N СА-4-14/1138@.
Приложение: на 2л.
Действительный |
С.А. Аракелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 8 декабря 2014 г. N СА-4-7/25287@ "О разъяснении взаимодействия налоговых органов"
Текст письма официально опубликован не был