Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на Лот N 94: выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия, км 501+000 - км 517+000, Псковская область, протяженностью 16,039 км, с выполнением работ по разработке рабочей документации и обследованию местности на наличие взрывоопасных предметов (номер извещения 0372100041515000026) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчик:
1. В Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия оценки "Квалификация участников закупки", нарушающий требования Закона о контрактной системе и ограничивающий количество участников закупки.
2. Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении копии актов приемки законченного строительства объекта приемочной комиссии (форма КС-14).
3. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в том числе на особо опасные и технически сложные объекты).
4. Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установил надлежащим образом срок действия контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.04.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 040 065 040 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
5) в соответствии с часть 13 статьи 56 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Конкурсной документацией Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1. Цена контракта (ЦБ) (значимость - 60%)
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
По данному критерию устанавливаются следующие показатели:
а) качество работ (значимость - 20%).
По критерию "Квалификация участников закупки." в Конкурсной документации установлен следующий показатель:
а) Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (значимость - 20%);
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (величина значимости показателя 100%).
Для указанных показателей устанавливается следующая шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений:
Таблица N2.
Шкала оценки показателей критерия "Квалификация участников закупки"
Показатели Количество баллов
"Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема"
Опыт выполнения за последние 3 года данного вида работ сопоставимого объема в качестве генерального подрядчика на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. При отсутствии объектов или информации по данному критерию либо при суммарной стоимости объектов менее 30% от начальной максимальной цены контракта по настоящему конкурсу
0 баллов
От 30% до 50% включительно 25 баллов
Свыше 50% до 80% включительно 50 баллов
Свыше 80% до 100% включительно 75 баллов
Более 100% 100 баллов
Участник размещения заказа подтверждает сведения по показателю нестоимостного критерия "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" представленными в составе заявки копиями Государственных контрактов, которые успешно исполнены и дата заключения которых не старше трех лет, предшествующей дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения, заключенных ранее с данным участником и копиями оформленных Справок о стоимости выполненных работ формы КС-3, копиями Актов приемки объектов в эксплуатацию.
Изучив Конкурсную документацию, представленную представителями Заказчика на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия оценки "Квалификация участников закупки", нарушающий требования Закона о контрактной системе и ограничивающий количество участников закупки, не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении копии актов приемки законченного строительства объекта приемочной комиссии (форма КС-14).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что требование о предоставлении акта по форме КС-14 в Конкурсной документации отсутствует. При этом, в Конкурсной документации, в разделе 17.6.2 "Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки" установлено "Участник размещения заказа подтверждает сведения по показателю нестоимостного критерия "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" представленными в составе заявки копиями Государственных контрактов, которые успешно исполнены и дата заключения которых не старше трех лет, предшествующей дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения, заключенных ранее с данным участником и копиями оформленных Справок о стоимости выполненных работ формы КС-3, копиями Актов приемки объектов в эксплуатацию". Данное требование установлено для подтверждения опыта участников по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 01.10.202 N ИС-834-р "О рассмотрении и утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог искусственных сооружений на них", согласно которому приемка в эксплуатацию осуществляется, в том числе в соответствии с требованиями ВСН 19-89, предусматривающим наличие акта приемки объекта в эксплуатацию.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно установил требование по о предоставлении копии актов приемки законченного строительства объекта приемочной комиссии (форма КС-14), не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в том числе на особо опасные и технически сложные объекты).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12.1 раздела 12 "К участнику закупки устанавливаются следующие обязательные требования: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
- копии документов, подтверждающих наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.8. Здания и сооружения объектов связи".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в том числе на особо опасные и технически сложные объекты), не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установил надлежащим образом срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что срок действия контракта установлен в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, также условия о банковской гарантии соответствуют положениям Закона о контрактной системе. В пунктом 5.1 проекта государственного контракта установлено "Календарные сроки выполнения работ по Объекту и сроки завершения отдельных видов работ определяются Календарным графиком производства работ (Приложение N 1 к Контракту). Сроки выполнения работ: начало: с момента заключения государственного контракта; окончание: 10 декабря 2015 года. В пунктом 4.2 проекта государственного контракта "Оплата работ осуществляется в течение 20 дней с момента подписания акта сдачи-приёмки выполненных работ".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установил надлежащим образом срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок обеспечения исполнения контракта, не нашел своего подтверждения
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Спецстрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2015 г. N К-627/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был