Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-Т" (далее - Заявитель) на действия Государственного Учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Государственного Учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), Государственным унитарным предприятием "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств индивидуальной защиты по гражданской обороне (номер извещения 0273100000115000073) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком установлен срок подачи заявок менее 15 дней.
2. Заказчиком при описании объекта закупки в техническом задании документации об Аукционе использовал не стандартные требования к описанию объекта закупки, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в "Техническом задании" документации об Аукционе установлено требование к расположению фильтра самоспасателя, ограничивающие количество участников закупки.
4. Заказчик техническом задании документации об Аукционе установил излишние требования к гарантийному сроку хранения "самоспасателя - не менее 6 лет", что ограничивает количество участников закупки.
5. Заказчик в документации об Аукционе установил требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно "Универсальный фильтрующий самоспасатель (УФМС) "Шанс-Е".
6. Заказчик в техническом задании Документации об Аукционе не установил надлежащим образом требования к контейнеру для самоспасателя, что нарушает требования Закона о контрактной системе, а также ограничивает количество участников закупки.
7. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен срок действия контракта, вследствие чего невозможно установить срок действия банковской гарантии что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 30.04.2015 в 16:12 часов;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) дата и время окончания подачи заявок 15.05.2015 в 10:00 часов;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 146 715 600 рублей;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 22.05.2015.
1. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается Заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией установлено, что в соответствии с извещением о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок 30.04.2015 с 18:00, а дата и время окончания подачи заявок установлено 15.05.2015 в 10:00.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок подачи заявок на участие в Аукционе нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании Документации об Аукционе использовал не стандартные требования к описанию объекта закупки, а именно к системе натяжения оголовья, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 2 раздела 3 технического задания документации об Аукционе в функциональных характеристиках и потребительских свойствах к товару указано, что капюшон самоспасателя для изоляции подмасочного пространства должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья, обеспечивающую плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что внутренняя система натяжения оголовья обеспечивает плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья, что необходимо для изоляции подмасочного пространства внутри капюшона. Внутренняя система натяжения оголовья капюшона предназначена для исключения ошибок пользователей при надевании капюшона самоспасателя. Кроме того требованиям о наличии внутренней системе натяжения оголовья соответствуют как минимум 3 (три) современных сертифицированных в России самоспасателя фильтрующих (Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель (УФМС) "Шанс"-Е; самоспасатель SEKURA 2000 POZ; самоспасатель фильтрующий "Прометей"). В Разделе III Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об Аукционе содержится исчерпывающий перечень требований к товару, соответствующих потребностям Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании Документации об Аукционе использовал не стандартные требования к описанию объекта закупки, а именно к системе натяжения оголовья, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в "Техническом задании" документации об Аукционе установлено требование к расположению фильтра самоспасателя, ограничивающее количество участников закупки.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в техническом задании Документации об Аукционе установлено требование к "Самоспасатель фильтрующий - самоспасатель должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров)". Данное требование установлено в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства подтверждающие, что Заказчиком в "Техническом задании" документации об Аукционе установлено требование к расположению фильтра самоспасателя, ограничивающие количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчик техническом задании документации об Аукционе установил излишние требования к гарантийному сроку хранения "самоспасателя - не менее 6 лет", что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование о гарантийном сроке хранения самоспасателя - не менее 6 лет, позволяет Заказчику закупить самоспасатели с большим сроком хранения, что в дальнейшем позволяет реже осуществлять закупку новых самоспасателей и экономить бюджетные средства. Кроме того представителями Заказчика представлены паспорта (Руководство по применению) самоспасателя "Прометей", где в условиях хранения самоспасателя прописан гарантийный срок хранения 6 лет, и самоспасателя УФМС (универсальный фильтрующий самоспасатель) "Шанс-Е" гарантийный срок хранения 6 лет.
Вместе с тем Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств подтверждающих, что Заказчик техническом задании документации об Аукционе установил излишние требования к гарантийному сроку хранения "самоспасателя - не менее 6 лет", что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом довод заявителя о применении Заказчиком при описании объекта закупки излишних требований не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно "Универсальный фильтрующий самоспасатель (УФМС) "Шанс-Е".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что внутренняя система натяжения оголовья обеспечивает плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья, что необходимо для изоляции подмасочного пространства внутри капюшона. Внутренняя система натяжения оголовья капюшона предназначена для исключения ошибок пользователей при надевании капюшона самоспасателя. Кроме того, требованиям о наличии бокового расположения фильтров и внутренней системе натяжения оголовья соответствуют как минимум 3 (три) современных сертифицированных в России самоспасателя фильтрующих (Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель (УФМС) "Шанс"-Е; самоспасатель SEKURA 2000 POZ; самоспасатель фильтрующий "Прометей").
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства подтверждающие, что Заказчик в документации об Аукционе установил требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно "Универсальный фильтрующий самоспасатель (УФМС) "Шанс-Е".
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. По мнению Заявителя, Заказчик в техническом задании Документации об Аукционе не установил надлежащим образом требования к контейнеру для самоспасателя, что нарушает требования Закона о контрактной системе а также ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика, пояснили, что к контейнеру для самоспасателя все необходимые требования установлены в техническом задании Документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что Заказчик в техническом задании Документации об Аукционе не установил надлежащим образом требования к контейнеру для самоспасателя, что нарушает требования Закона о контрактной системе, а также ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. По мнению Заявителя, Заказчик не установил срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок действия банковской гарантии представляемой для обеспечения исполнения контракта из документации об аукционе, а также установил не соответствующий положениям Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии.
Согласно пункта 9.1 проекта контракта, контракт считается заключенным и вступившим в силу с момента направления оператором электронной площадки Поставщику Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и действует до полного исполнения каждой из Сторон своих обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что срок действия контракта установлен в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, также условия о банковской гарантии соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта отгрузка товара осуществляется в следующие сроки: этап N 1 -в течение 42 календарных дней с даты заключения Контракта; этап N 2 - в течение 57 календарных дней с даты заключения Контракта; этап N 3 - в течение 83 календарных дней с даты заключения Контракта; этап N 4 - в течение 110 - календарных дней с даты заключения Контракта.
Согласно пункту 5.4 проекта контракта в случае, если поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляется безотзывная банковская гарантия, такая банковская гарантия должна быть выдана на срок, превышающий 60 (шестьдесят) календарных дней срок действия Контракта.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок действия банковской гарантии представляемой для обеспечения исполнения контракта, а также установлен не соответствующий положениям Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии не нашел своего подтверждения.
8. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В документации об Аукционе и пункте 9.2 проекта контракта установлено что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) при снижении цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом количества товара, качества поставляемого товара и иных условий Контракта;
2) если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренным Контрактом количество товара не более чем на 10 (десять) процентов или уменьшается предусмотренным Контрактом количество поставляемого товара, не более чем на 10 (десять) процентов; а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом действия Заказчика утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе нарушают пункт 9 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" обоснованной в части неустановления надлежащего срока размещения извещения об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 63, пункта 9 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы от 20.05.2015 по делу К-598/15 в профильное Управление ФАС России для определения соответствия действий Заказчика положениям Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 ФЗ "О защите конкуренции".
5. Передать материалы дела от 20.05.2015 по делу К-598/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 мая 2015 г. N К-598/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был