Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
членов Комиссии:
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Брыкиной В.М.,
при участии представителей Государственного Учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации Борисова П.В., ООО "Тендер-инжиниринг" Хатунцева Д.В., о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Тендер-инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия Государственного Учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание типового решения регионального сегмента подсистемы "Электронный документооборот" АИС ПФР-2 и его внедрение в территориальных органах ПФР (номер извещения 0273100000115000058) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик планирует осуществить повторную оплату работ по созданию программного обеспечения, которые уже были выполнены и оплачены в рамках закупки N 0273100000113000370, что является нарушением целей осуществления закупки согласно части 3 статьи 13 Закона о контрактной системе и нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Заказчик планирует в рамках одной и той же закупки оплатить одну и ту же работу дважды - сначала в составе работ по Этапу 2, а затем в составе работ по Этапу 5.
3. Заказчик необоснованно установил в качестве одного из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе для оценки квалификации участника закупки наличие сертификата о работе на платформе IBM Certified System Administrator Lotus Notes and Domino 8, на которой не требуется реализация программного обеспечения, являющегося предметом закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.04.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 94 000 000,00 рублей;
4) окончание срока подачи заявок участниками закупки - 18.05.2015.
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки.
1. По мнению Заявителя, Заказчик планирует осуществить повторную оплату работ по созданию программного обеспечения, которые уже были выполнены и оплачены в рамках другой закупки.
Согласно части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 Закона о контрактной системе в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок; соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе; обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график; применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с Законом о контрактной системе Комиссия ФАС России не уполномочена рассматривать доводы о целях осуществления закупок и нецелевом использовании бюджетных средств.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчик планирует в рамках одной и той же закупки оплатить одну и ту же работу дважды - сначала в составе работ по Этапу 2, а затем в составе работ по Этапу 5.
Представитель Заказчика пояснил, что целью этапа 2 "Разработка программного обеспечения типового решения регионального сегмента подсистемы "Электронный документооборот" АИС ПФР-2" Технического задания является непосредственно разработка программного обеспечения, а целью этапа 5 "Развитие ПЭД ИД ПФР в части компонент: оперативная обработка документов; потоковое сканирование; архивная обработка документов; интеграция с подсистемой мобильный офис Руководителя; миграция исторических данных" Технического задания - развитие разработанного программного обеспечения. Соответственно, этапы по своему существу отвечают за различные действия исполнителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно установил в качестве одного из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе для оценки квалификации участника закупки наличие сертификата о работе на платформе IBM Certified System Administrator Lotus Notes and Domino 8, на которой не требуется реализация программного обеспечения, являющегося предметом закупки.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 30%;
2) Качество работ - Значимость критерия: 35%;
3) Квалификация участника закупки - Значимость критерия: 35%.
По критерию "Квалификация участника закупки" установлены показатели:
п/п Показатели Максимальное значение в баллах
11. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике Red Hat Certified Engineer Red Hat Enterprise Linux 4 или выше (подтверждается копиями сертификатов).
Заявке, в которой представлено максимальное число специалистов, имеющих сертификат уровня Red Hat Certified Engineer Red Hat Enterprise Linux 4 или выше, присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах, остальным заявкам присваивается балл
Кспец1=КЗ х 100 х (Кi/Кmax), где:
Кi - число специалистов, имеющих требуемый сертификат представленных в Заявке i-го Участника,
Кmax - максимальное число специалистов, имеющих указанный сертификат представленное участником закупки.
КЗ-коэффициент значимости показателя равен 0,5. 50
22. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике IBM Certified System Administrator Lotus Notes and Domino 8 и выше (подтверждается копиями сертификатов)
Заявке, в которой представлено максимальное число специалистов, имеющих сертификат уровня IBM Certified System Administrator Lotus Notes and Domino 8 и выше, присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах, остальным заявкам присваивается балл
Кспец2=КЗ х 100 х (Кi/Кmax), где:
Кi - число специалистов, имеющих требуемый сертификат представленных в Заявке i-го Участника,
Кmax - максимальное число специалистов, имеющих указанный сертификат представленное участником закупки.
КЗ-коэффициент значимости показателя равен 0,5. 50
Итого: 100
По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает предложение участника по каждому показателю. Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком составляет 100 баллов. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
"Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю).
НЦБспец1i = Кспец1,
НЦБспец2i = Кспец2,
где:
НЦБспец1i - среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике Red Hat Certified Engineer Red Hat Enterprise Linux 4 или выше";
НЦБспец2i - среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике IBM Certified System Administrator Lotus Notes and Domino 8 и выше".
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки":
Rнцбi = НЦБспец1i + НЦБспец2i
где Rнцбi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
НЦБспецi - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по каждому показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Квалификация участника закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Rинцб2i = Rспецi х K,
где Rинцб2i - итоговый рейтинг заявки по критерию "Квалификация участника закупки",
K - коэффициент значимости критерия, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.
Общая оценка каждой заявки рассчитывается путем суммирования значений по всем критериям:
= Rцибi + Rинцб1i + Rинцб2i
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер."
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что сертификат по тематике IBM Certified System Administrator Lotus Notes and Domino 8 и выше требуется исключительно в рамках оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и отсутствие указанного сертификата в заявке участника Конкурса не влечет отклонение участника закупки от участия в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, проведенной Конкурсной Комиссией, установлено следующее:
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен в том числе критерий оценки "Качество работ":
п/п Показатели Максимальное значение в баллах
Предложения по выполнению работ
11. Наличие в составе заявки участника предложений по технологии и методологии выполнения работ, отражающих степень изученности предмета закупки и проработанности (последовательности и детализации) предложения Участника закупки по реализации требований и выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Количество баллов оценивается по формуле:
Кпредл = КЗ х 100 х (Кi/Кmax),
где:
Кi - количество подпунктов Технических требований, указанных в заявке участника и описывающих технологии и методологии выполнения работ, отражающих степень изученности предмета закупки и проработанности (последовательности и детализации) предложения Участника закупки по реализации требований и выполнения работ, являющихся предметом закупки, в Заявке i-го участника,
Кmax - максимальное количество подпунктов Технических требований, технологии и методологии выполнения работ, отражающих степень изученности предмета закупки и проработанности (последовательности и детализации) предложения Участника закупки по реализации требований и выполнения работ, являющихся предметом закупки.
КЗ - коэффициент значимости показателя равен 1. 100
Итого: 100
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию "качество работ" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 19 Технического задания Конкурсной документации Заказчиком установлено обеспечение исполнения государственного контракта в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 28 200 000,00 (двадцать восемь миллионов двести тысяч) рублей.
Пунктом 18 Технического задания Конкурсной документации, пунктом 2.4.1. пункта 2 Проекта государственного контракта предусмотрена возможность авансирования в размере 100% стоимости выполнения работ по этапу N 1 исполнения контракта.
Стоимость выполняемых работ по этапу N 1 не установлена и определяется Протоколом соглашения о цене.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика не предоставил конкретную информацию о размере платежа по этапу N 1.
Комиссия приходит к выводу о том, что на основании Конкурсной документации размер оплаты по этапу N 1 установить невозможно.
Таким образом, Заказчик не установил порядок оплаты работ по контракту, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Тендер-инжиниринг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.05.2015 по делу N К-595/15 по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 19.05.2015 по делу N К-595/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Д.М. Баширова |
Члены Комиссии: |
Е.Д. Набатова |
|
В.М. Брыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2015 г. N К-597/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был