Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ДИФ" (далее - Заявитель) на действия Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Заказчик), Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию автомобильной дороги "Шоссе Авиаторов" от международного аэропорта Волгоград до ул. Историческая ("Самарский разъезд") (номер извещения 0129200001915000974) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В извещении о проведении Аукциона, размещенном на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаем отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом размещены на Официальном сайте ответы на запросы разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющие суть документации об Аукционе, а также Заказчиком не дан ответ по запросу Заявителя от 24.04.2015 N 37419 в отношении предоставления перечня неизменяемых диапазонных показателей Технического задания документации об Аукционе.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены неисполнимые требования к длине нитей целлюлозного волокна по материалу Щебеночно-мастичный асфальтобетон, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены единицы измерения показателей товаров.
6. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе сведений в отношении материалов, не используемых при выполнении работ по Аукциону.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 13.05.2015. В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией, на основании пункта 3.33 Административного регламента, объявлен перерыв до 14.05.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 13.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 450 950 850 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 18.05.2015.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
При этом в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99 установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.23.11.130 "Работы общестроительные по устройству оснований покрытий магистральных дорог и улиц городов", при этом начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону превышает 10 000 000 рублей и составляет 2 450 950 850 рублей.
В соответствии с пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом предъявлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99. В соответствии с пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона не содержится информация об установленных требованиях к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99. Также извещение о проведении Аукциона не содержится информация об установленных требованиях в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение не повлияло на процедуру определения подрядчика, в связи с тем, что документация об Аукционе содержит перечень требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что не позволяет участникам закупки определить, какие из представленных в документации об Аукционе показатели должны быть указаны участниками закупки в заявке на участие в Аукционе в виде диапазонных значений, и какие из данных показателей следует указывать в виде конкретных значений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Приложению 2 к Информационной карте документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что Заказчиком размещены на Официальном сайте ответы на запросы разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющие суть документации об Аукционе, а также Заказчиком не дан ответ по запросу Заявителя от 24.04.2015 N 37419 в отношении предоставления перечня неизменяемых диапазонных показателей Технического задания документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что на Официальном сайте 27.04.2015 Заказчиком размещено разъяснение положений документации об Аукционе N РД9 по запросу Заявителя. При этом на вопрос "просим указать исчерпывающий перечень диапазонных показателей, значения которых участники размещения заказ изменять не вправе?" Заказчиком не составлен отдельный файл с перечнем неизменяемых диапазонных показателей, поскольку указанные действия изменяют суть документации об Аукционе. Вместе с тем, представитель Заказчика также сообщил, что исчерпывающий перечень показателей товаров, требуемых при выполнении работ, установлен в Техническом задании документации об Аукционе. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что положения части 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе устанавливают обязанность Заказчика разъяснить положения документации об Аукционе, но не представить участникам закупки все возможные варианты заполнения заявки на участие в Аукционе.
Также, на заседании Комиссии установлено, что разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте, не изменяют суть документации об Аукционе.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств обратного.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неисполнимые требования к длине нитей целлюлозного волокна по материалу Щебеночно-мастичный асфальтобетон, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе для материала "Щебеночно-мастичная высокоплотная асфальтобетонная смесь" Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее требование "Целлюлозное волокно должно иметь ленточную структуру нитей от 0,1 мм до 2,0 мм".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанное требование установлено в соответствии с потребностями Заказчика, при этом, оборудование, изготавливающее целлюлозное волокно, позволяет установить заданный параметр длины нитей, в том числе в диапазоне от 0,1 мм до 0,2 мм.
Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, следовательно, установленное Заказчиком, Уполномоченным органом требование в отношении длины нитей не ограничивает количество участников закупки.
В этой связи, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены неисполнимые требования к длине нитей целлюлозного волокна по материалу Щебеночно-мастичный асфальтобетон, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены единицы измерения показателей товаров.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения".
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены единицы измерения противоречащие ГОСТ. Так, например, для материала "Щебеночно-мастичная высокоплотная асфальтобетонная смесь (ЩМА-20)" Заказчиком установлено: "Битум должен иметь следующие характеристики. Глубина проникания иглы при 25°C, 0,1 мкм не менее 90".
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" установлено требование к глубине проникания иглы "Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25°C".
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены единицы измерения показателей товаров, используемых при выполнении работ по контракту, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представитель Заказчика сообщил, что по указанному нарушению Закона о контрактной системе на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе, следовательно, указанное нарушение в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не повлияло на результаты определения подрядчика.
6. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе сведений в отношении материалов, не используемых при выполнении работ по Аукциону, а именно следующих материалов: эмульсия битумно-дорожная; асфальтобетон плотный марка I, тип А; лампы газоразрядные высокого давления ДНаТ 100.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил доказательства, в соответствии с которыми, перечисленные в доводе жалобы Заявителя материалы содержатся в проектно-сметной документации об Аукционе, следовательно, указанные материалы используются исполнителем при выполнении работ по контракту.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, подтверждающих довод Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ДИФ" обоснованной в части неустановления Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона дополнительных требований к участникам закупки в соответствии Постановлением N 99, а также неустановления единиц измерения показателей товаров, соответствующих законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу не выдавать, так как выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на процедуру определения подрядчика.
4. Передать материалы дела от 14.05.2015 N К-550/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 мая 2015 г. N К-550/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был