Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования ООО "ТЦ РОУК" представители ОАО "Единая электронная торговая площадка" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТЦ РОУК" (далее - Заявитель) на действия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисных машин и оборудования для нужд Федерального фонда обязательного медицинского страхования (номер извещения 0273100001115000024) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам многофункционального устройства (далее - МФУ), ограничивающие количество участников закупки и соответствующие только одному производителю, а именно - ООО "Фирма "АРТИ";
2. Заказчиком в документации об Аукционе к ряду товаров, закупаемых Заказчиком, не установлены необходимые характеристики, позволяющие установить требования к качеству товара;
3. В документации об Аукционе установлено требование к гарантийному сроку и гарантийному обслуживанию поставляемого оборудования в автоматизированных сервисных центрах производителя, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 15.04.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 941 531 рубль;
4) дата окончания подачи заявок - 08.05.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2.3 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к техническим и качественным характеристикам, функциональным (потребительским свойствам) характеристикам, эксплуатационным характеристикам опции контроля печати в МФУ, в том числе:
1. "Автоматический сбор статистической информации по объемам и стоимости производственных работ;
2. Просмотр образов любых ранее напечатанных работ из любых приложений (Word, Excel и пр.);
3. Экспорт результата обработки данных в формат PDF или MS Exсel;
4. Защита печатных данных от несанкционированного доступа по классу защищенности не хуже 1Д".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что опция контроля печати является самостоятельным программным продуктом, т.е. технологически и функционально не связана с МФУ и не входит в комплект МФУ.
В подтверждение данного довода представители Заявителя на заседании Комиссии представили письма от поставщиков IT-оборудования, а именно от ООО "1 ТИС" (исх. от 05.05.2015 N 75/05), ООО "Канон Ру" (исх. от 30.04.2015 N 1504301059), ООО Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша" (исх. от 05.09.2015), ООО "Шарп Электроникс Раша" (исх. от 06.05.2015), ООО "Киосера Документ Солюшенз Рус" (исх. от 07.05.2015 N 810), ООО "Никотех" (исх. от 06.05.2015 N 016), ЗАО "Алтэкс-Софт" (исх. от 27.042015 N П-311), согласно которым опция контроля печати не входит в состав МФУ, а также печатных устройств, а является отдельным программным и аппаратным комплексом, которое можно использовать с МФУ и печатными устройствами разных производителей. Согласно письму поставщика IT-оборудования от 05.05.2015 N 75/05 ООО "1ТИС" производителем программы, имеющим сертификации ФСТЭК, является ООО "Фирма "Арти".
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что учитывая вышеизложенное, требования, указанные в пункте 2.3 Технического задания документации об Аукционе, а именно о поставке МФУ с опцией контроля печати МФУ Заказчиком неправомерно объединена в один объект закупки (один лот) поставки оборудования и программного обеспечения, технологически и функционально не связанных друг с другом, что в свою очередь, ограничивает количество участников закупки. Кроме того, данная опция контроля печати соответствует только системе защиты информации "Принт-Контроль" производства ООО "Фирма "АРТИ".
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что опция контроля печати МФУ устанавливается на стороннее оборудование Заказчика.
Таким образом, требования к поставляемому товару, установленные Заказчиком в пункте 2.3 Технического задания документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заявитель в своей жалобе указал на отсутствие требований и показателей к ряду товаров, закупаемых Заказчиком, позволяющих определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о конторкой системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе содержит описание объекта закупки.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и потребностью Заказчика требования к характеристикам и показателям устанавливаются Заказчиком самостоятельно.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
В пункте 3 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к гарантийному сроку и гарантийному обслуживанию поставляемого оборудования, а именно Заказчиком указано, что "Победитель аукциона или Участник аукциона, с которым заключен Контракт (далее - Поставщик) должен обеспечить гарантийное обслуживание Оборудования, в том числе на следующих условиях:
Гарантийное обслуживание осуществляется в авторизованных сервисных центрах производителя на основе стандартных условий гарантийного обслуживания производителя. Информация о местах нахождения авторизованных сервисных центров производителя и порядке обращения может находиться в сопроводительной документации к Оборудованию. При необходимости по запросу Заказчика Поставщик должен предоставить адреса авторизованных сервисных центров производителя".
По мнению Заявителя, данное требование ведет к ограничению количества участников закупки, в связи с тем, что гарантийное обслуживание осуществляется в непосредственных сервисных центрах производителя оборудования.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Руководствуясь частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Вместе с тем, согласно представленным на заседании Комиссии документам, Заказчику поступил запрос на разъяснение положений документации об Аукционе следующего содержания: "Требования к гарантийному сроку и гарантийному обслуживанию поставляемого Оборудования:
"Победитель аукциона или Участник аукциона, с которым заключен Контракт (далее - Поставщик) должен обеспечить гарантийное обслуживание Оборудования на следующих условиях:
- Мелкий ремонт и замена комплектующих должны производиться с выездом специалиста на место эксплуатации Оборудования в течение 48 часов. Крупный ремонт должен производиться в авторизованном сервисном центре производителя, причем доставка Оборудования в авторизованный сервисный центр производителя и из авторизованного сервисного центра производителя должна осуществляться за счет Поставщика;
Гарантийное обслуживание осуществляется в авторизованных сервисных центрах производителя на основе стандартных условий гарантийного обслуживания производителя. Информация о местах нахождения авторизованных сервисных центров производителя и порядке обращения может находиться в сопроводительной документации к Оборудованию. При необходимости по запросу Заказчика Поставщик должен предоставить адреса авторизованных сервисных центров производителя".
Заказчиком на вышеуказанный запрос даны разъяснения, которые размещены 30.04.2015 на Официальном сайте: Сервисный центр должен быть авторизован производителем оборудования.
Учитывая изложенное, Заказчиком даны разъяснения, меняющие суть документации, при этом соответствующие изменения в документацию об Аукционе не внесены, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТЦ РОУК" обоснованной в части установления требования к закупаемому оборудованию, ограничивающего количество участников закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 07.05.2015 N К-528/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2015 г. N К-528/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был