Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Автономной Некоммерческой Образовательной Организации Высшего Профессионального Образования "Институт Экономики Бизнеса" Фонда профессионального образования и инновационной деятельности торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - Заявитель) на действия Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития" (номер извещения 0273100000115000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, что нарушает законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 02.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 995 850 рублей;
4) дата вскрытия конвертов с заявками - 12.05.2015.
Согласно доводу жалобы Заявителя, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку неправомерно установлен критерий оценки заявок "Квалификация участника закупки" по показателю "Опыт участника закупки по оказанию образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) за 4 предыдущих года" (далее - "Опыт участника закупки").
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах) (Значимость критерия: 45%). "Квалификация участника закупки" (Значимость критерия: 55%).
Согласно положениям Конкурсной документации критерий "Квалификация участника закупки" содержит, в том числе, показатель "Опыт участника закупки", согласно которому: "Подтверждается сведениями о ранее реализованных аналогичных государственных или муниципальных контрактах на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) за предыдущих 4 года с численностью слушателей не менее 20 человек одновременно (копиями контрактов, договоров, актов сдачи-приемки оказанных услуг), представленными Участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе, а также информацией из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.
Аналогичными государственными контрактами (договорами) являются контракты (договоры), соответствующие одному из нижеприведенных условий:
1) Государственный контракт (договор) считается аналогичным в случае, если предметом государственного контракта (договора) является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) по темам: "Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития", "Правовое регулирование земельно-имущественных отношений. Тенденции развития земельного и гражданского законодательства".
2) Государственный контракт (договор) считается аналогичным в случае, если предметом государственного контракта (договора) является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) и в рамках представленного государственного контракта (договора) проводилось обучение (минимум) по 4-м темам, входящим в учебную программу и/или учебный план, содержащим нижеприведенные словосочетания:
1. управление недвижимостью;
2. учет объектов недвижимости и/или учет недвижимого имущества;
3. реестр федерального имущества и/или государственный реестр прав и/или государственный реестр прав на недвижимое имущество;
4. государственный кадастровый учет и/или кадастровый учет недвижимости;
5. порядок эффективного использования и обеспечение сохранности федерального имущества и/или эффективное использование недвижимого имущества;
6. судебно-арбитражная практика и/или практика арбитражных судов".
По мнению Заявителя, Конкурсная документация в отношении показателя "Опыт участника закупки" содержит ненадлежащую формулировку о том, что опыт участника закупки подтверждается выполнением "ранее реализованных аналогичных государственных или муниципальных контрактов", что подменяет формулировку, установленную Правилами, которая в отношении опыта участника закупки звучит как "опыт успешного оказания образовательных услуг сопоставимого характера и объема".
На заедании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что Правила устанавливают формулы оценки заявок на участие в закупке, при этом, законодательно не закреплено каким образом должна проводится оценка заявок по показателю, оценивающего опыт участника закупки. В этой связи, Заказчик по своему усмотрению, в соответствии с указанными в Правилах критериями осуществляет оценку участников закупки.
Вместе с тем, согласно пункту 27, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Также, Заявитель, сообщил, что согласно установленному в Конкурной документации порядку оценки заявок на участие в Конкурсе договоры до 100 тыс. рублей с коммерческими и некоммерческими организациями, содержащие опыт работы по указанной в извещении о проведении Конкурса теме не будут учитываться при оценке заявок на участие в Конкурсе. Следовательно, не будут учтены представленные в составе заявки на участие в Конкурсе контракты по ранее выполненным работам, совпадающие полностью с темой Конкурса.
Представитель Заказчика пояснил, что указанный показатель установлен для проверки наличия в реестре контрактов, представленных в заявках на участие в Конкурсе сведений в отношении оказанных ранее услуг с целью подтверждения достоверных сведений, представленных в заявке на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки" не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод жалобы Заявителя, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу Автономной Некоммерческой Образовательной Организации Высшего Профессионального Образования "Институт Экономики Бизнеса" Фонда профессионального образования и инновационной деятельности торгово-промышленной палаты Российской Федерации необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2015 г. N К-517/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был