Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства по туризму (далее - Конкурсная комиссия), Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ (номер извещения 0173100006515000025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией допущены ошибки при оценке участников Конкурса, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
2. Техническое задание Конкурсной документации не отражает цель научного исследования, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
3. Конкурсная комиссия неправомерно выбрала победителя Конкурса по лоту N 3.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 24.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта:
по лоту N 1 - 2 000 000 рублей;
по лоту N 2 - 2 600 000 рублей;
по лоту N 3 - 2 000 000 рублей.
4) на участие в Конкурсе подано:
по лоту N 1 - 9 заявок от участников закупки;
по лоту N 2 - 13 заявок от участников закупки;
по лоту N 3 - 12 заявок от участников закупки.
5) к участию в Конкурсе по лотам N 1, N 2, N 3 допущены все участники закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок - 20.04.2015;
7) победителем Конкурса:
по лоту N 1 признано ФГБОУ ВПО "РГУТиС" с минимальным предложением о цене контракта 1 800 000 рублей.
по лоту N 2 признано ФГБОУ ВПО "ГУУ" с минимальным предложением о цене контракта 2 400 000 рублей.
по лоту N 3 признано ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения" с минимальным предложением о цене контракта 1 600 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией допущены ошибки при оценке участников Конкурса, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах) (Значимость критерия: 25%). Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (Значимость критерия: 50%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 25%).
На заседании Комиссии, представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно определены результаты оценки по критерию "Качество предлагаемой НИР", поскольку члены Конкурсной комиссии неправильно применили математические действия при начислении баллов заявкам участников Конкурса.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что по каждому показателю Конкурсной документации участники Конкурса оценивались в соответствии с установленными в Конкурсной документации формулами. По каждой заявке Конкурсная комиссия оценивала качество предлагаемой НИР, а именно предложения, улучшающие качественные характеристики объекта закупки, с выставлением соответствующих баллов.
Изучив Конкурсную документацию, представленную представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, Конкурсная комиссия действовала в соответствии с требованиями Конкурсной документации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Конкурсной комиссией допущены ошибки при оценке участников Конкурса,
Таким образом, довод жалобы Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Техническое задание Конкурсной документации не отражает цель научного исследования, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 20.04.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 29.04.2015 (вх. N 42727/15), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно выбрала победителя Конкурса по лоту N 3.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.04.2015 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения) победителем Конкурса по лоту N3 признана заявка ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения" (далее - Победитель).
По мнению Заявителя, деятельность Победителя, согласно уставным документам и кадровому составу не соответствует целям и задачам исследования, изложенным в Конкурсной документации, в связи с чем, Заявитель считает, что решение Конкурсной комиссии в части определения победителя Конкурса является незаконным.
Согласно извещению о проведении Конкурса по лоту N 3, предметом закупки является выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма".
При этом положениями Конкурсной документации не предусмотрено, что деятельность участника Конкурса должна соответствовать целям и задачам исследования Конкурса.
Законом о контрактной системе определен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в нем отсутствует требование к участникам закупки о соответствии деятельности участника закупки предмету закупки.
Также, представитель Заказчика пояснил, что указанный вид деятельности не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе Протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения не содержит предусмотренных Законом о контрактной системе приложений с информацией о предложении участника Конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего Протокол рассмотрения без приложения информации о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки Конкурса нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" на положения Конкурсной документации.
4. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
5. Передать материалы от 07.05.2015 по делу N К-512/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2015 г. N К-512/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был