Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО ПФК "ФинИнСтрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту фасада и кровли здания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Единой комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) изменяют её суть.
2. Техническое задание содержит требования к сырью из которого изготавливаются товары, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 31.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 266 933,33 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 05.05.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона.
8) минимальное предложение о цене контракта подано участником Аукциона с защищенным номером заявки "9220753" и составило 29 607 570,59 рублей.
В ходе рассмотрения жалобы 30.04.2015 в целях всестороннего рассмотрения Комиссия приняла решение о переносе заседания на 05.05.2015.
1. Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 стать 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
По мнению Заявителя, Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения документации об Аукционе, меняющие её суть.
Комиссия, изучив размещенные на Официальном сайте и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
По запросам участников закупки Заказчиком на Официальном сайте были размещены, например, следующие разъяснения:
- Запрос по товару "Плиты минераловатные": "... "Прочность на сжатие при 10%-ной деформации после сорбционного увлажнения, не менее 7 МПа", значение не соответствует ГОСТ. Видимо 7 взято из следующей строчки ГОСТ "Массовая доля органических веществ, %, не более 7%" Просим внести изменения.
Ответ Заказчика: В связи с технической ошибкой, содержащейся в Приложении N1 к Техническому заданию: "Плиты минераловатные повышенной жесткости": "Плиты минераловатные повышенной жесткости гофрированной структуры на синтетическом связующем" "Прочность на сжатие при 10%-ной деформации после сорбционного увлажнения, не менее 7 Мпа".
Участникам электронного аукциона следует руководствоваться ГОСТ 22950-95, согласно которому: "Прочность на сжатие при 10%-ной деформации после сорбционного увлажнения, не менее 0,030 или 0,045".
Однако, в случае указания участником закупки в заявке на участие в электронном аукционе значения, согласно значению, установленного в настоящей документации, а именно: "Плиты минераловатные повышенной жесткости" "Плиты минераловатные повышенной жесткости гофрированной структуры на синтетическом связующем" "Прочность на сжатие при 10%-ной деформации после сорбционного увлажнения, не менее 7 Мпа", основания для отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику аукциона в связи с технической ошибкой Заказчика по данному основанию, не будет.
Таким образом, в разъяснении Заказчик указывает на то, что в указанном пункте была допущена техническая ошибка.
Следовательно, разъяснения, данные Заказчиком, изменяют суть требований, при этом изменения в документацию об Аукционе Заказчиком не были внесены.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушении части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе на Официальном сайте размещены разъяснения документации об Аукционе, изменяющие ее суть, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя в документации об Аукционе содержатся требования к сырью из которого изготавливаются товары, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об Аукционе указаны Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Указанное приложение содержит сведения о качественных характеристиках товаров, к примеру:
- "Доски хвойных пород", "Бруски обрезные хвойных пород", указанные Заказчиком в том числе в соответствии с требованиями ГОСТ 8486-86, распространяющегося на пиломатериалы хвойных пород и устанавливающего технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и экспорта.
- "Дверное полотно противопожарное". В соответствии с ГОСТ 30247.2- 97 дверь - конструктивный элемент, служащий для заполнения проемов в ограждениях и состоящий из подвижных и неподвижных элементов, включая элементы крепления к ограждениям.
Согласно пункту 1.5. ГОСТа 24698-81 "Двери деревянные наружные для жилых и общественных зданий" в структуру условного обозначения (марки) дверей входят такие показатели как "размер проема по высоте" и "размер проема по ширине".
Представители Заказчика сообщили, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался требованиями пункта 2 части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и использовал стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик товара, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Также представители Заказчика пояснили, что данные требования относятся исключительно к качеству используемого при выполнении работ товара и обусловлены необходимостью качественного и надлежащего выполнения работ.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не содержится доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 30.03.2015 N 0195100000515000018 - 1 участнику закупки с защищенным номером заявки "5056775" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "В составе первой части заявки участника закупки N 5056775 представлены не достоверные сведения: N35 Краска фасадная с показателями (характеристиками): ВД-АК-111, гладкая, соотношение песка 2:1, что не соответствует требованиям ГОСТ 28196-89. В соответствии с ГОСТ 28196-89 песок в состав краски ВД-АК-111 не входит".
В Техническом задании по "Краска фасадная" Заказчиком установлены в том числе следующие требования к краске: "гладкая; рельефная", "соотношение при введении песка в краску 2:1".
Изучив заявку с защищённым номером "5056775", представленную на заседание Комиссии представителями Заказчика по товару по товару "краска фасадная" предложена краска "ВД-АК-111 гладкая; соотношение при введении песка в краску 2:1".
Согласно ГОСТ 28196-89 песок в состав гладкой краски не входит, для получения рельефной краски в краску ВД-АК-111р перед применением вводят крупнодисперсный наполнитель - песок по ГОСТ 8736 в соотношении 2:1.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, о том, что Заказчиком в документации об Аукционе по товару "краска фасадная" установлено одновременное соответствие ГОСТ 8736-93, 28196-89, а также выбор между гладкой и рельефной краской, при этом Заказчиком установлена одна характеристика к краске "соотношение при введении песка в краску 2:1", которая не позволяет участнику закупки предложить гладкую краску.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование показателям к товара.
Учитывая изложенное, а именно требование к товару "краска фасадная", установленное ненадлежащим образом, Единая комиссия приняла неправомерное решение об отказе участнику закупки с защищенным номером заявки "5056775" в участии в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия Единой комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям содержатся в Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
При изучении документов и сведений, представленных на заседании представителями Заказчика Комиссия установила, что по товару "Суспензия пигментов и наполнителей в алкидном лаке, с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ, должна быть одноупаковочная химстойкая быстросохнущая" в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требуемые параметры: "Эластичность пленки при изгибе "не более 1 и не менее 1,5 мм".
Вместе с тем, установленное требуемое значение не позволяет участнику закупки предложить надлежащее значение, которое одновременно удовлетворяет требованиям "не более 1 и не менее 1,5 мм".
Учитывая изложенное, Заказчиком не установлены надлежащим образом требования к эластичности пленки при изгибе товара "Суспензия пигментов и наполнителей в алкидном лаке, с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ", что не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ПФК "ФинИнСтрой" обоснованной в части размещения на Официальном сайте разъяснений, изменяющих суть документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 05.05.2015 по делу N К-495/15 по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 05.05.2015 по делу N К-495/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 мая 2015 г. N К-496/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был