Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Эльтон" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту фасада и кровли здания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Единой комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования, не позволяющие участнику закупки предложить надлежащие значения характеристик объекта закупки.
2. Разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) изменяют её суть.
3. Техническое задание содержит требование к выполнению работ, противоречащее Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 266 933,33 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 05.05.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
8) минимальное предложение о цене контракта подано участником Аукциона с номером заявки "9220753" и составило 29 607 570,59 рублей.
В ходе рассмотрения жалобы 30.04.2015 в целях всестороннего рассмотрения Комиссия приняла решение о переносе заседания на 05.05.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям содержатся в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе содержит, в том числе Инструкцию по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов).
Согласно доводу Заявителя, по товару "пропитка антисептическая для древесины - комплексная огнебиозащита древесины с усиленным огнезащитным действием и контрольным тонированием" в Приложении N 1 к Техническому заданию установлен следующий требуемый параметр: "пропиточный коэффициент по поглощению должна быть: 0,6<".
При этом, по мнению Заявителя, требуемое значение, установленное в виде "0,6<" вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает возможность предложения характеристик товаров.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно Инструкции представленной в составе документации об Аукционе "...знак "<" - следует читать как "менее"". Следовательно, руководствуясь Инструкцией, участники закупки читают: "...должен быть менее 0,6".
Согласно доводу Заявителя, по параметру "номинальное напряжение" товара Коробка клеммная Заказчиком установлено следующее :">650В, 50-60Гц", то есть помимо требуемого значения собственно напряжения установлено другое значение "50-60Гц", которое вводит участников закупки в заблуждение.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно техническим регламентам, стандартам и иным требованиям, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании средства защиты, обеспечивающие электробезопасность, должны выбираться с учетом номинального напряжения и частоты тока.
Таким образом, одновременное указание номинального напряжения и частоты тока является стандартным показателем и участникам закупки по данному параметру необходимо указать - "номинальное напряжение тока частотой 50-60 Гц которое составляет более 650 В". При этом согласно Инструкции значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение.
По мнению Заявителя по параметру "номинальный ток в пределах" товара Коробка клеммная Заказчик установил требуемое значение в виде "20< >26", что невозможно понять Заявителю.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что руководствуясь Инструкцией, где "...знак "<" - следует читать как "менее", а "...знак ">" - следует читать как "более".
Также представители Заказчика представили пояснения по аналогичным случаям в отношении товаров с показателями, где участники закупки должны руководствоваться положениями Инструкции:
- товар "Кабель силовой с медными однопроволочными (оп) и многопроволочными (мп) токопроводящими жилами, с изоляцией из ПВХ-пластиката, в оболочке из ПВХ-пластиката нераспространяющего горения" с показателем "количество жил";
- товар "Разветвительная коробка" с показателями "габаритные размеры корпуса коробки (с гермовводами)" и "напряжение в шлейфах";
При изучении документов и сведений, представленных на заседании представителями Заказчика Комиссия установила, что по товару "Суспензия пигментов и наполнителей в алкидном лаке, с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ, должна быть одноупаковочная химстойкая быстросохнущая" в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требуемые параметры: "Эластичность пленки при изгибе "не более 1 и не менее 1,5 мм".
Вместе с тем, установленное требуемое значение не позволяет участнику закупки предложить надлежащее значение, которое одновременно удовлетворяет требованиям "не более 1 и не менее 1,5 мм".
Учитывая изложенное, Заказчиком не установлены надлежащим образом требования к эластичности пленки при изгибе товара "Суспензия пигментов и наполнителей в алкидном лаке, с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ", что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при изучении протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 30.03.2015 N 0195100000515000018 - 1 Комиссия установила, что Единая комиссия Заказчика не отклонила ни одной заявки на участие в Аукционе по данному показателю.
Таким образом, выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повиляло на результаты проведения Аукциона.
2. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Руководствуясь частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
При рассмотрении документации об Аукционе на заседании Комиссии установлено следующее.
Согласно представленным документам, Заказчику поступил запрос о разъяснении положений документации в Аукционе в отношении следующих товаров:
- товар "наружный датчик": размеры (В/Ш/Т) " 79< 90> / 41< <50 / 33<" мм
Заказчиком даны разъяснения, которые размещены 22.04.2015 на Официальном сайте: "...Допущена опечатка. Следует читать: "не менее 79 / менее 50 / более 33". Указание приведенных размеров основанием для отказа в допуске являться не будет...".
- товар "метеостанция": Размеры " 85<x<159x42< " мм
Заказчиком даны разъяснения, которые размещены 22.04.2015 на Официальном сайте: "...Допущена опечатка. Следует читать: "более 85 х менее 159 х более 42". Указание приведенных размеров основанием для отказа в допуске являться не будет...".
- товар "Материал на основе низкообжиговых гипсовых вяжущих веществ для ремонта лепных балясин цилиндрических бутылочных высотой до 750 мм с догипсовкой и расчисткой от трудноудаляемых покрасок: Прочность образца-балочки из затвердевшего раствора, через 2 часа, МПа на изгиб, " не менее 55 " МПа
Заказчиком даны разъяснения, которые размещены 22.04.2015 на Официальном сайте: "...Прочность образца-балочки из затвердевшего раствора, через 2 часа должна быть не менее 55 кгс/см2...".
- товар "Материал на основе низкообжиговых гипсовых вяжущих веществ для ремонта лепных погонных изделий высотой до 300 мм с догипсовкой и расчисткой от трудноудаляемых покрасок": Прочность образца-балочки из затвердевшего раствора, через 2 часа, МПа на изгиб, " не менее 55" МПа
Заказчиком даны разъяснения, которые размещены 22.04.2015 на Официальном сайте: "...Прочность образца-балочки из затвердевшего раствора, через 2 часа должна быть не менее 55 кгс/см2...".
- товар "ГВВС-16": Прочность образца-балочки из затвердевшего раствора, через 2 часа, МПа на изгиб, "не менее 55 " МПа
Заказчиком даны разъяснения, которые размещены 22.04.2015 на Официальном сайте: "...Прочность образца-балочки из затвердевшего раствора, через 2 часа должна быть не менее 55 кгс/см2...".
Следовательно, разъяснения, данные Заказчиком, изменяют суть требований, при этом изменения в документацию об Аукционе Заказчиком не были внесены.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушении части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе на Официальном сайте размещены разъяснения документации об Аукционе, изменяющие ее суть, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно разделу "Общие требования к выполнению работ" Технического задания документации об Аукционе "... Подрядчик должен производить поставку товаров, материалов, оборудования на Объект только по согласованию с Государственным заказчиком. Все виды, объемы и сроки выполнения работ в обязательном порядке согласовываются с Государственным заказчиком".
По мнению Заявителя, указанные требования не соответствуют положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика на заседании комиссии пояснили, что в соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При этом, приложениями к государственному контракту являются, в том числе: "Техническое задание", "Ведомость объемов работ" и "Календарный план на выполнение работ по текущему ремонту административного здания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
При этом, в соответствии с пунктом 13.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Все изменения к Контракту действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в соответствии с "Общими требованиями к выполнению работ" Технического задания документации об Аукционе требуется согласование исключительно товаров, материалов, оборудования, видов, объемов и сроков выполнения работ с улучшенными характеристиками.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не содержится доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 30.03.2015 N 0195100000515000018 - 1 участнику закупки с защищенным номером заявки "5056775" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "В составе первой части заявки участника закупки N 5056775 представлены не достоверные сведения: N 35 Краска фасадная с показателями (характеристиками): ВД-АК-111, гладкая, соотношение песка 2:1, что не соответствует требованиям ГОСТ 28196-89. В соответствии с ГОСТ 28196-89 песок в состав краски ВД-АК-111 не входит".
В Техническом задании по "Краска фасадная" Заказчиком установлены в том числе следующие требования к краске: "гладкая; рельефная", "соотношение при введении песка в краску 2:1".
Изучив заявку с защищённым номером "5056775", представленную на заседание Комиссии представителями Заказчика по товару по товару "краска фасадная" предложена краска "ВД-АК-111 гладкая; соотношение при введении песка в краску 2:1".
Согласно ГОСТ 28196-89 песок в состав гладкой краски не входит, для получения рельефной краски в краску ВД-АК-111р перед применением вводят крупнодисперсный наполнитель - песок по ГОСТ 8736 в соотношении 2:1.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, о том, что Заказчиком в документации об Аукционе по товару "краска фасадная" установлено одновременное соответствие ГОСТ 8736-93, 28196-89, а также выбор между гладкой и рельефной краской, при этом Заказчиком установлена одна характеристика к краске "соотношение при введении песка в краску 2:1", которая не позволяет участнику закупки предложить гладкую краску.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование показателям к товара.
Учитывая изложенное, а именно требование к товару "краска фасадная", установленное ненадлежащим образом, Единая комиссия приняла неправомерное решение об отказе участнику закупки с защищенным номером заявки "5056775" в участии в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия Единой комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Эльтон" обоснованной в части размещения на Официальном сайте разъяснений, изменяющих суть документации об Аукционе, а также установления в документации об Аукционе ненадлежащих требований к показателям товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 05.05.2015 по делу N К-495/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 мая 2015 г. N К-495/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был