Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Генеральная схема
очистки территории города Новосибирска
(утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 17 мая 2010 г. N 137)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Генеральная схема очистки территории города Новосибирска (далее по тексту - Генеральная схема) разработана в соответствии с Федеральными законами "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации (МДК 7-01.2003), утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 21.08.2003 N 152, Уставом города Новосибирска, Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824 (далее по тексту - Генеральный план), стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 N 575 (далее по тексту - Стратегический план).
1.2. Проект Генеральной схемы разработан федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" по заданию департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города.
1.3. Генеральная схема устанавливает порядок организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Новосибирска и определяет очередность осуществления данных мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.
2. Краткая характеристика города Новосибирска и
природно-климатических условий
2.1. Город Новосибирск является муниципальным образованием и наделен Законом Новосибирской области от 02.06.2004 N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" статусом городского округа.
2.2. Территория города Новосибирска состоит из 10 внутригородских территориальных единиц - районов города Новосибирска, границы которых утверждены решением городского Совета Новосибирска от 31.01.2001 N 397 "Об утверждении границ районов города Новосибирска".
2.3. Информация о месторасположении города Новосибирска, его административном и промышленно-экономическом значении, делении на районы, разделении территории реками, железнодорожными и автомобильными магистралями, а также характеристика природно-климатических условий представлена в Генеральном плане.
3. Существующее состояние и развитие города Новосибирска на перспективу
Сведения о существующем состоянии и развитии города Новосибирска приводятся в Генеральном плане, Стратегическом плане, а также в ежегодных отчетах об исполнении планов социально-экономического развития города Новосибирска, утвержденных решениями Совета депутатов города Новосибирска.
4. Характеристика существующего состояния системы очистки и
уборки территории города Новосибирска
4.1. Организационная структура системы очистки и
механизированной уборки
Организационная структура системы очистки и механизированной уборки территории города Новосибирска представлена на рисунке 1.
Рисунок 1
/---------------------------------------\
| Мэрия города Новосибирска |
\---------------------------------------/
/------------------/ \---------------------\
/-----------------------------------------\ /--------------------------------------------\
| Департамент транспорта и дорожно- | | | Департамент энергетики, жилищного |
| благоустроительного комплекса мэрии | | и коммунального хозяйства города |
| города Новосибирска | | | |
\-----------------------------------------/ \--------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ | /-------------------\ /----------------------\
| Главное управление благоустройства и | --| Муниципальное | | Комитет жилищно- |
| озеленения мэрии города Новосибирска | | | унитарное | | коммунального |
\-----------------------------------------/ | предприятие | |хозяйства мэрии города|
/-----------------------------------------\ | | г. Новосибирска | | Новосибирска |
| Муниципальные учреждения | |"Спецавтохозяйство"| | |
|г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационные|--| \-------------------/ \----------------------/
| учреждения" (МУ г. Новосибирска "ДЭУ"): | /-------------------\
|-----------------------------------------| | | Муниципальное |
| МУ г. Новосибирска | МУ г. Новосибирска| --| унитарное |
| "ДЭУ Советского | "ДЭУ N 1" | | | предприятие |
| района" | | | г. Новосибирска |
|---------------------+-------------------| | | "Горводоканал" |
| МУ г. Новосибирска | МУ г. Новосибирска| \-------------------/
| "ДЭУ N 6" | "ДЭУ N 3" | | /--------------------------------------------\
|---------------------+-------------------| --| Организации, обслуживающие полигоны |
| МУ г. Новосибирска | МУ г. Новосибирска| | | твердых бытовых отходов (ТБО): |
| "ДЭУ N 5" | "ДЭУ N 4" | |--------------------------------------------|
\-----------------------------------------/ | | Полигон ТБО | Полигон ТБО |
| МУ г. Новосибирска| "Гусинобродский" |
| | "ДЭУ N 3" | |
|-------------------+------------------------|
| | Полигон ТБО | Полигон ТБО |
| ГУП "ЖКХ ННЦ СО | ООО "Новосибвторресурс"|
| | РАН" | |
\--------------------------------------------/
|
/-----------------------------------\ /----------------------------\
| Организации, осуществляющие |- - - - - - -|Управляющие компании районов|
|вывоз отходов в городе Новосибирске| | города Новосибирска |
\-----------------------------------/ \----------------------------/
Условные обозначения и сокращения:
_____ прямое подчинение;
- - - - - взаимодействие.
4.2. Оснащенность предприятий и учреждений по очистке и
механизированной уборке
4.2.1. Специализированные базы по содержанию и ремонту техники
4.2.1.1. Муниципальное учреждение г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение N 1" (далее по тексту - МУ "ДЭУ N 1"):
административно-бытовой корпус расположен по ул. Фрунзе, 96;
занимаемая площадь - 25800 кв. м, в том числе складская база - 15821 кв. м, ремонтно-механическая мастерская - 4320 кв. м (оснащена токарным цехом, кузнечным, сварочным, агрегатным, карбюраторным и моторным участками), бокс-стоянка на 100 машино-мест (Дзержинский район - 328 кв. м, Железнодорожный район - 1369 кв. м, Заельцовский район - 188 кв. м, Октябрьский район - 2300 кв. м), автозаправочная станция (далее по тексту - АЗС).
4.2.1.2. Муниципальное учреждение г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение N 3" (далее по тексту - МУ "ДЭУ N 3"):
административно-бытовой корпус расположен по ул. Троллейной, 93 и по ул. Школьной, 2а;
эксплуатируются 2 участка: по ул. Троллейной, 93 и по ул. Школьной, 2а;
занимаемая площадь первого участка - 5629,9 кв. м, в том числе административно-бытовой корпус - 388,6 кв. м, гараж - 4749,7 кв. м (оснащен оборудованием, смотровой ямой, сварочным, слесарным, моторным, компрессорным участками, 2 токарными станками, вертикально-сверлильным станком, вулканизаторным, электро- и аккумуляторным участками), открытая площадка-эстакада (эксплуатируется в летний период), складская база - 491,6 кв. м;
занимаемая площадь второго участка - 3776,1 кв. м, в том числе административно-бытовой корпус - 438,7 кв. м, гараж - 2021,6 кв. м (с зоной технического обслуживания на 15 машино-мест), складская база - 1315,8 кв. м.
4.2.1.3. Муниципальное учреждение г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение N 4" (далее по тексту - МУ "ДЭУ N 4"):
административно-бытовой корпус расположен по Северному проезду, 10а;
занимаемая площадь - 17000 кв. м, в том числе ремонтно-механическая мастерская - 952,6 кв. м, бокс-стоянка - 1030 кв. м на 23 машино-места (с бытовыми помещениями), бокс-стоянка - 1008 кв. м на 15 машино-мест (оснащена участками по вулканизацизации, ремонту и техническому обслуживанию спецмашин).
4.2.1.4. Муниципальное учреждение г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение N 5" (далее по тексту - МУ "ДЭУ N 5"):
административно-бытовой корпус расположен по ул. Первомайской, 144/1;
эксплуатируются 2 участка: по ул. Первомайской, 144/1 и по ул. Эйхе, 8;
занимаемая площадь первого участка - 19318 кв. м, в том числе административно-бытовой корпус - 3202 кв. м, бокс - 3600 кв. м;
занимаемая площадь второго участка - 800 кв. м, в том числе ремонтно-техническая мастерская - на 6 машино-мест (оснащена 2 токарно-винторезными, 2 вертикально-сверлильными и наждачно-заточным станками), стоянка для бензовоза, АЗС на одну колонку.
4.2.1.5 . Муниципальное учреждение г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение N 6" (далее по тексту - МУ "ДЭУ N 6"):
административно-бытовой корпус расположен по ул. Богдана Хмельницкого, 115;
занимаемая площадь - 6000 кв. м, в том числе складская база - 40 кв. м; ремонтная база - 600 кв. м на 12 машино-мест (оснащена токарным, фрезерным и сварочным цехами, аккумуляторным, вулканизаторным и медицинским участками), бокс-стоянка - 1200 кв. м на 40 машино-мест.
4.2.1.6. Муниципальное учреждение г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение Советского района" (далее по тексту - МУ "ДЭУ Советского района"):
административно-бытовой корпус расположен по пр. Строителей, 27;
эксплуатируются два участка: по пр. Строителей, 27 и по ул. Слюдянке, 110;
занимаемая площадь первого участка - 10326 кв. м, в том числе административно-бытовой корпус - 388,6 кв. м, гараж-стоянка - 1796 кв. м на 100 машино-мест (оснащен оборудованием, смотровой ямой, сварочным, слесарным, моторным, компрессорным участками, 2 токарными станками, вертикально-сверлильным станком, вулканизаторным, электро- и аккумуляторным участками), открытая площадка-эстакада (эксплуатируется в летний период), складская база - 72 кв. м, ремонтная база - 443,6 кв. м.
занимаемая площадь второго участка - 13395 кв. м, в том числе гараж-стоянка - 1352,2 кв. м на 80 машино-мест.
4.2.1.7. Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" (далее по тексту - МУП "САХ"):
административно-бытовой корпус расположен по Северному проезду, 10;
занимаемая площадь - 89500 кв. м, в том числе 3 стояночных бокса - 5184 кв. м на 115 автомобилей; авторемонтные мастерские из 3 модулей - 1560 кв. м (оснащены сварочным, слесарным, шиномантажными, малярными, моторным, компрессорным, кузнечным участками, участками ремонта агрегатов и гидрооборудования, топливной аппаратуры, электрооборудования).
4.2.1.8. Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Заельцовская" (далее по тексту - МУП "УК "Заельцовская"):
административно-бытовой корпус расположен по ул. Тимирязева, 2б;
занимаемая площадь - 2250 кв. м, в том числе ремонтная база - 150 кв. м (оснащена оборудованием, смотровой ямой, 2 токарными станками, вертикально-сверлильным станком), складская база - 30 кв. м.
4.2.1.9. Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук" (далее по тексту - ГУП "ЖКХ ННЦ СО РАН"):
административно-бытовой корпус расположен по бульвару Молодежи, 36;
занимаемая площадь - 11729 кв. м, в том числе 3 гаражных бокса - 945,9 кв. м на 75 машино-мест, ремонтно-механическая мастерская - 2800 кв. м (оснащена оборудованием, смотровой ямой, сварочным, слесарным, моторным, компрессорным участками, 2 токарными станками, вертикально-сверлильным станком, вулканизаторным, электро- и аккумуляторным участками).
4.2.1.10. Открытое акционерное общество "Управление автомобильным транспортом Новосибирского завода химконцентратов" (далее - ОАО "УАТ НЗХК"):
административно-бытовой корпус расположен по ул. Богдана Хмельницекого#, 94;
занимаемая площадь - 45000 кв. м, в том числе: 4 гаражных бокса - 12256 кв. м на 330 машино-мест, 3 ремонтно-механических мастерских - 6516 кв. м (оснащены оборудованием, смотровой ямой, сварочным, слесарным, моторным, компрессорным, вспомогательными участками, окрасочным цехом), открытая площадка-эстакада (эксплуатируется в летний период); складская база - 577 кв. м.
4.2.1.11. Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Спасдом" (далее по тексту - ЗАО "УК "Спасдом"):
административно-бытовой корпус расположен по ул. Татарской, 83;
эксплуатируются два участка: по ул. Татарской, 83 и по ул. Большой;
занимаемая площадь первого участка - 479,1 кв. м, в том числе гаражный бокс - на 24 машино-места;
занимаемая площадь второго участка - 980 кв. м, в том числе гаражный бокс - на 25 машино-мест.
4.2.1.12. Общество с ограниченной ответственностью "ЧиП" (далее по тексту - ООО "ЧиП"):
административно-бытовой корпус расположен по ул. Гоголя, 15;
занимаемая площадь - 300 кв. м, в том числе ремонтная база.
4.2.2. Используемая техника (спецмашины и иные механизмы)
4.2.2.1. Использование техники в летний период представлено в таблице 1.
Таблица 1
Техника предприятий и учреждений по очистке и механической уборке
территории города Новосибирска, используемая в летний период
Примечание: *- сведения представлены без учета имеющейся техники с износом - 100 %.
4.2.2.2. Использование техники в зимний период представлено в таблице 2.
Таблица 2
Техника предприятий и учреждений по очистке и механической уборке территории города Новосибирска, используемая в зимний период
Примечание: *- сведения представлены без учета имеющейся техники с износом - 100 %.
4.2.2.3. Использование техники для вывоза твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) представлено в таблице 3.
Таблица 3
Техника специализированных организаций,
используемая для вывоза ТБО
Примечание: *- сведения представлены без учета имеющейся техники с износом - 100 %.
4.2.2.4. Средний износ используемой техники представлен в таблице 4.
Таблица 4
Средний износ используемой техники, с учетом имеющихся спецмашин
и механизмов с износом - 100 %
4.2.2.5. Транспортные средства, спецмашины и механизмы, выпускаемые для очистки и механизированной уборки территории города Новосибирска, в том числе для вывоза ТБО, проходят обязательную процедуру технического осмотра, технически исправны и соответствуют требованиям по эксплуатации транспортных средств.
4.3. Основные характеристики работ по уборке дорожных покрытий
4.3.1. Летние виды работ по уборке дорожных покрытий
4.3.1.1. Общая площадь дорожных покрытий, убираемых механизированным способом в летний период, составляет около 11075,7 тыс. кв. м.
4.3.1.2. К летним видам работ по уборке дорожных покрытий относятся: подметание, мойка и полив покрытий, уборка грунтовых наносов, газонов от сухих ветвей, листьев, мусора и др. Среди них наиболее распространенными являются подметание, мойка и полив твердых покрытий дорог, проездов, тротуаров и площадей. Остальные работы носят периодический характер и в общем объеме незначительны.
4.3.1.3. По степени механизации работы подразделяются на механизированную, полумеханизированную и ручную уборку.
4.3.1.4. По режимам уборки работы делятся на регулярные и выполняемые по мере необходимости - разовые.
4.3.1.5. Дорожно-эксплуатационные учреждения работают в круглосуточном режиме: в две смены - дневную и ночную.
4.3.1.6. Перечень работ и используемой техники по уборке дорожных покрытий в летнее время представлен в таблице 5.
Таблица 5
Перечень работ и используемой техники по уборке дорожных покрытий
в летнее время
4.3.1.7. Смет и грязь с проезжей части, относящиеся к отходам IV класса опасности, вывозятся на полигоны ТБО города Новосибирска. В 2008 году вывезено 130619 тонн отходов.
4.3.1.8. Технологический порядок и периодичность уборки дорожных покрытий в летнее время представлены в таблице 6.
Таблица 6
Технологический порядок и периодичность уборки дорожных
покрытий в летнее время
4.3.1.9. Мойка и поливка дорожных покрытий производится поливомоечными машинами. Поливку производят при температуре воздуха +25°С и выше. Поливомоечные машины движутся в общем потоке транспортных средств. Специальные насадки обеспечивают высоту струи над поверхностью дорог не более 1,5 м, расход воды 0,2 - 0,25 л/кв. м.
Заправка поливомоечных машин водой производится из городского водопровода в пунктах, водяные гидранты которых снабжены шлангами или трубами с большим диаметром. Заправочные пункты имеют удобный подъезд для машин, обеспечивают наполнение цистерн емкостью 6 куб. м за 5 - 8 минут и расположены по следующим адресам:
МУ "ДЭУ N 1": ул. Фрунзе, 96, ул. Максима Горького, 10, ул. Волочаевская, 8;
МУ "ДЭУ N 3": ул. Троллейная, 93;
МУ "ДЭУ N 4": Северный проезд, 10а;
МУ "ДЭУ N 5": ул. Эйхе, 8а;
МУ "ДЭУ N 6": ул. Богдана Хмельницкого, 115;
МУ "ДЭУ Советского района": пр. Строителей, 27;
МУ "Горзеленхоз": ул. Сибиряков-Гвардейцев, 66.
4.3.2. Зимние виды работ по уборке дорожных покрытий
4.3.2.1. Общая площадь дорожных покрытий, убираемых механизированным способом в зимний период, составляет около 11075,7 тыс. кв. м.
4.3.2.2. К зимним видам работ по уборке дорожных покрытий относятся: очистка от снега и льда; устранение скользкости поверхности проезжей части дорог и тротуаров; уборка смета и др. Работы основаны на принципах комплексного использования средств механизации и технологических материалов.
4.3.2.3. В зависимости от степени интенсивности движения транспортных средств работы подразделяются на однооперационные (менее 100 машин в час на одной полосе движения) и многооперационные (не менее 100 машин в час на одной полосе движения).
4.3.2.4. При выполнении однооперационных работ очистка дорожных покрытий от снега осуществляется без применения технологических материалов (реагентов) путем сгребания и сметания снега плужно-щеточными снегоочистителями. Также однооперационная снегоочистка может осуществляться при снегопадах менее 0,5 мм в час.
Периодичность работы машин при однооперационной снегоочистке представлена в таблице 7.
Таблица 7
Периодичность работы машин при однооперационной снегоочистке
N |
Температура, °С |
Периодичность снегоочистки, час. |
1 |
2 |
3 |
1 |
-2 - -10 |
0,75 |
2 |
Ниже -10 |
1,5 |
3 |
Выше -2 |
0,5 |
4.3.2.5. При выполнении многооперационных работ очистка дорожных покрытий от снега осуществляется с применением технологических материалов (реагентов) путем перемешивания их со снегом. Как правило, для обработки проезжей части дорог используется пескосоляная смесь, которая изготавливается и хранится на двух площадках: Чернышевский спуск, 20 (площадь 60000,0 кв. м; объем заготавливаемой пескосмеси - 99000,0 тонн), пр. Строителей, 27 (объем заготавливаемой пескосмеси - 6000,0 тонн).
Перечень работ и используемой техники при многооперационной уборке дорожных покрытий в зимнее время представлен в таблице 8.
Таблица 8
Перечень работ и используемой техники при многооперационной уборке дорожных покрытий в зимнее время
4.3.2.6. Уход за дорожными покрытиями в зимний период производится в следующей последовательности:
скоростные автомобильные дороги (улицы с интенсивным движением, имеющие троллейбусные и автобусные линии; улицы, имеющие уклоны, сужение проездов, где снежные валы особенно затрудняют движение транспорта);
автомагистрали (площади перед вокзалами, зрелищными предприятиями, магазинами, рынками и прочими местами с интенсивным пешеходным движением);
обычные автомобильные дороги.
4.3.2.7. Сроки вывоза снега с территории автомобильных дорог представлены в таблице 9.
Таблица 9
Сроки вывоза снега с территории автомобильных дорог
4.3.2.8. Снежно-ледяные образования, собранные в валы и кучи, удаляются следующими способами: безвывозным, вывозным и комбинированным. Вывозной способ применяется на дорогах, отличающихся повышенной интенсивностью движения обычного и пассажирского транспорта.
Снег вывозится самосвалами на специально отведенные для этого площадки для складирования снега (снегоотвалы), оборудованные подъездами, освещением, бытовыми помещениями и ограждениями. В зимний период самосвалам наращиваются борта (высотой от 600 до 900 мм).
Характеристика мест складирования снега (снегоотвалов) представлена в таблице 10.
Таблица 10
Характеристика мест складирования снега (снегоотвалов)
4.4. Система сбора и вывоза ТБО, образующихся на территории жилищного фонда, оборудованного мусоропроводами и (или)
контейнерными площадками
4.4.1. Вывоз ТБО, образующихся на территории жилищного фонда, оборудованного мусоропроводами и (или) контейнерными площадками, осуществляется ежедневно один раз в день.
4.4.2. Сбор ТБО и транспортирование их на полигоны ТБО производится без промежуточных операций одними и теми же транспортными средствами (мусоровозами), маршруты которых характеризуются удаленностью обслуживаемых микрорайонов от транспортных баз и используемым одноэтапным методом сбора отходов.
Основные маршруты вывоза ТБО в городе Новосибирске представлены в таблице 11.
Таблица 11
Характеристика основанных маршрутов вывоза ТБО в городе Новосибирске
4.4.3. Основные типы контейнеров, используемых в городе Новосибирске, представлены в таблице 12.
Таблица 12
Основные типы контейнеров, используемых в городе Новосибирске
4.5. Система сбора и вывоза ТБО, образующихся на территории
жилищного фонда (частного сектора)
4.5.1. Вывоз ТБО, образующихся в зонах индивидуальной жилой застройки - на территории жилищного фонда (частного сектора), осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми между жителями домов и специализированными организациями.
При этом из образующихся в течение года отходов в объеме приблизительно 242,8 тыс. куб. м:
около 15,9 % ТБО (38,6 тыс. куб. м) - утилизируется самими жителями индивидуальных жилых домов;
около 57,4 % ТБО (139,36 тыс. куб. м) - попадает на несанкционированные свалки, вывоз 14 % таких отходов (19,51 тыс. куб. м) ежегодно организуется администрациями районов города Новосибирска;
около 26,7 % ТБО (64,83 тыс. куб. м) - вывозится на полигоны ТБО.
4.5.2. Объем ТБО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора), представлен в таблице 13.
Таблица 13
Объем ТБО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора)
4.6. Система размещения ТБО
4.6.1. ТБО, образующиеся на территории города Новосибирска, размещаются на четырех полигонах ТБО и на иных объектах размещения ТБО, находящихся во владении, пользовании или собственности организаций.
4.6.2. При размещении отходов на полигонах некоторыми организациями осуществляется отбор ликвидных вторичных материальных ресурсов: картон, металлы, пластик и др. (далее по тексту - ВМР), что продлевает срок службы полигонов. На полигоне ТБО "Гусинобродский" данную деятельность осуществляет ООО "Пластсервис".
4.6.3. Отбор вторичных материальных ресурсов осуществляется также при непосредственном сборе ТБО, что позволяет сократить объем вывоза отходов на полигоны ТБО примерно на 20 %.
4.6.4. С октября 2006 года функционирует закрытое акционерное общество "Новосибирский мусороперерабатывающий завод N 2" (далее по тексту - ЗАО "НМПЗ N 2"), имеющее возможность осуществлять сортировку и переработку ТБО объемом не менее 450 тыс. куб. м в год.
4.6.5. Морфологический состав ТБО, образующихся на территории города Новосибирска, представлен в таблице 14.
Таблица 14
Морфологический состав ТБО, образующихся на территории
города Новосибирска
4.7. Состояние и характеристики полигонов ТБО
4.7.1. Полигон ТБО МУ "ДЭУ N 3":
эксплуатируется с 1995 года, расположен в Новосибирском районе Новосибирской области (зона кольцевой развязки дороги "Новосибирск-Ордынское") на земельном участке площадью 9,3 га;
среднесуточный объем принимаемых ТБО составляет 1344 куб. м, емкость - 9011600 куб. м;
складирование ТБО на полигоне осуществляется на рабочих картах, суточная емкость которых в плотном состоянии 411 куб. м (на карту складирования могут разгружаться одновременно до 5 мусоровозов; карты складирования разбиваются на два участка: на одном разгружаются мусоровозы, на другом осуществляется уплотнение ТБО бульдозерами 4-кратным проходом);
складирование осуществляется в три яруса высотой по 2,5 м (ТБО 1-го яруса складируются методом сталкивания, 2-го и 3-го ярусов - методом надвига рабочего слоя снизу вверх; между ярусами - изолирующие слои из суглинистого грунта толщиной 0,8 м);
для сдвигания, уплотнения отходов, изоляции инертным материалом слоев применяются 3 бульдозера (в настоящее время 1 из них в нерабочем состоянии).
4.7.2. Полигон ТБО "Гусинобродский" МУП "САХ":
эксплуатируется с 1967 года, расположен в Дзержинском районе города Новосибирска на земельном участке площадью 48,8 га;
среднесуточный объем принимаемых ТБО составляет 5205 куб. м, емкость - 107776100 куб. м;
организация работ по захоронению ТБО определяется технологической схемой эксплуатации полигона с указанием номеров карт;
для сдвигания, уплотнения отходов, изоляции инертным материалом слоев применяются 11 бульдозеров, 3 экскаватора.
4.7.3. Полигон ТБО ООО "НовосибВторРесурс":
эксплуатируется с 1975 года, расположен в Калининском районе города Новосибирска на земельном участке площадью 3,22 га;
емкость составляет 2800000 куб. м, размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки - 1000 м;
для сдвигания, уплотнения, изоляции инертным материалом слоев применяются 2 бульдозера.
4.7.4. Полигон ТБО ГУП "ЖКХ ННЦ СО РАН":
эксплуатируется с 1989 года, расположен в Новосибирском районе Новосибирской области (в зоне автодороги на пос. Кольцово и в 3 км к северо-востоку от Академгородка) на земельном участке площадью 4,2 га;
емкость принимаемых ТБО составляет 3585000 куб. м;
в качестве изолирующего инертного материала слоев отходов используется грунт и строительный мусор;
для сдвигания, уплотнения отходов, изоляции инертным материалом слоев применяется 1 бульдозер.
4.7.5. Характеристики полигонов ТБО, на которых осуществляется прием отходов, образующихся на территории города Новосибирска, представлены в таблице 15.
Таблица 15
Характеристики полигонов ТБО, на которых осуществляется прием
отходов, образующихся на территории города Новосибирска
4.7.6. Основной объем отходов, образующихся на территории жилищного фонда города Новосибирска (более 60 %), вывозится на полигон ТБО "Гусинобродский" МУП "САХ". На полигоны ТБО, помимо отходов, образующихся на территории города Новосибирска, принимаются отходы от некоторых муниципальных образований Новосибирского района.
4.8. Система обращения с жидкими бытовыми отходами
4.8.1. Сбор, транспортирование и размещение жидких бытовых отходов (далее по тексту - ЖБО) осуществляется посредством систем канализации; их обезвреживание, переработка и захоронение - посредством систем очистных сооружений. Информация об обеспеченности города Новосибирска системами канализации и очистными сооружениями представлена в Генеральном плане.
4.8.2. Пункты приема ЖБО представляют собой колодцы на коллекторах, где расход сточных вод способен создать необходимое разбавление отходов во избежание засоров на сетях канализации. Пункты приема ЖБО оборудованы подъездными путями, рассредоточены по городу Новосибирску для сокращения расстояний перевозки отходов с учетом их удаленности от жилой застройки.
4.8.3. ЖБО, образующиеся на территории города Новосибирска, принимаются в следующих пунктах (по согласованию с муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска "Горводоканал"):
ул. Саратовская, 73 (участок городской канализации - 1, перед верхней камерой Саратовского канализационного дюкера через реку Обь);
Колыванское шоссе (главная насосная станция);
Бердское шоссе (в районе остановочной платформы "Речпорт");
Карьер Мочище, ул. Кубовая, 2/1 (канализационно-насосная станция N 28);
ул. В. Высоцкого, 2/1 (канализационно-насосная станция N 26);
ул. Петухова (в районе завода "ВИНАП").
4.8.4. Транспортируемые из неканализованного жилищного фонда города Новосибирска ЖБО сливаются в коллекторы системы канализации города.
4.9. Система обращения с отходами иных видов
4.9.1. Строительные отходы
Сбор и транспортирование строительных отходов осуществляется специализированными организациями на полигоны ТБО.
На 1 кв. м общей площади возводимого здания (сооружения) расходуется от 0,5 до 2 куб. м исходного материала (в зависимости от конструкции), из этого объема доля строительных отходов (трудноустранимых безвозвратных потерь) составляет 1 - 4 %.
4.9.2. Медицинские отходы
4.9.2.1. Медицинские отходы образуются в лечебно-профилактических учреждениях (далее по тексту - ЛПУ), являются сложными и разнообразными по своему морфологическому составу, относятся к категории опасных отходов, которые содержат вещества, обладающие опасными свойствами или возбудителями инфекционных болезней, и представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека.
4.9.2.2. Отходы, образующиеся в ЛПУ, разделяются по классам:
класс А - неопасные отходы ЛПУ (могут быть отнесены к ТБО);
класс Б - опасные (рискованные) отходы ЛПУ;
класс В - чрезвычайно опасные отходы ЛПУ;
класс Г - отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным;
класс Д - радиоактивные отходы ЛПУ.
4.9.2.3. Для организации процессов утилизации отходов в соответствии с их классификацией ЛПУ города Новосибирска заключены договоры с соответствующими организациями:
отходы класса А передаются на утилизацию МУП "САХ", ООО "Экологическая компания", ОАО "НАПО", ЗАО "УК "Спасдом", ЗАО "Сибэнерго Комфорт", ООО "ЧиП", МУП "УК "Заельцовская", ООО "Строймонтаж", ООО "Экология плюс", ООО "Утилитсервис", МУ "ДЭУ N 3", ООО "Пацифик", ГУП "ЖКХ ННЦ СО РАН";
отходы класса Б, В передаются на утилизацию и уничтожение ФГУ "ГНЦВБ "Вектор";
отходы класса Г передаются на утилизацию ООО "СибРтуть".
4.9.2.4. Объем отходов, образующихся в муниципальных ЛПУ города Новосибирска в год, представлен таблице 16.
Таблица 16
Объем отходов, образующихся в муниципальных ЛПУ города Новосибирска в год
4.9.2.5. Объем отходов, образующихся в государственных (областных) ЛПУ, расположенных на территории города Новосибирска, в год, представлен таблице 17.
Таблица 17
Объем отходов, образующихся в государственных (областных) ЛПУ в год
4.9.2.6. Сбор и утилизация отходов ЛПУ производится в соответствии с классификацией и требованиями по инженерному обеспечению. Для организации повседневного контроля над процессами обращения с отходами приказами руководителей ЛПУ:
назначены ответственные специалисты, прошедшие обучение в специализированном центре по обращению с отходами и имеющие свидетельство (сертификат) установленного образца на право организации работ по обращению с опасными отходами;
утверждены схемы удаления отходов и инструкции, устанавливающие правила обращения с отходами.
4.9.3. Промышленные отходы
4.9.3.1. Промышленные отходы (отходы производства), образующиеся на предприятиях города Новосибирска, многообразны по составу, зависящему от технологий производства или выпуска новой продукции, или рыночной конъюнктуры. Также в зависимости от специфики деятельности предприятий существенно различаются объемы образования отходов: от килограммов и литров до десятков и сотен тонн.
4.9.3.2. На 28 предприятиях города Новосибирска осуществляются гальванические производства. Гальванические отходы I - II класса опасности образовываются на 7 предприятиях (2,47 т), отходы III класса опасности - на 21 предприятии (0,965 т).
4.9.3.3. Многообразие видов отходов, нестабильность их составов и свойств, широкий диапазон объема образования обуславливает сложность решения проблемы их утилизации. Промышленные отходы, размещаются на полигонах ТБО города Новосибирска, а также на иных объектах размещения отходов.
4.9.3.4. В городе Новосибирске функционируют организации, осуществляющие переработку отдельных видов промышленных отходов:
ОАО "Новосибвторцветмет", ОАО "Объединение Вторчермет" - прием и переработка черных и цветных металлов;
ОАО "Новосибирский завод "Экран" - прием и переработка стеклобоя;
ОАО "СИБИАР" - термическое обезвреживание жидких отходов;
ОАО "ЗапСибВторРесурс", ФГУ "ИПП "Советская Сибирь", ООО "Вета-Сибирь" - прием и переработка бумаги и картона;
ООО "Викторика", ФГУ "ГНЦВБ "Вектор" - обезвреживание биологически опасных и ядовитых отходов, медицинских отходов;
ООО "СибРтуть", ООО "Демеркуризация" - обезвреживание ртутьсодержащих отходов.
5. Основные проблемы существующего состояния очистки и
уборки территории города Новосибирска
Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления в городе Новосибирске выявил следующие текущие проблемы:
применяется в некоторых случаях малоэффективное оборудование для обеспечения процессов сбора, временного хранения и вывоза отходов;
используется неполностью потенциал полигонов ТБО по причине недостаточного технического обеспечения (спецтехника, бульдозеры);
отсутствует весовой контроль поступающих отходов на полигоны ТБО, что не способствует точному определению объемов поступающих отходов и, как следствие, оплате за размещение;
развита не в полной мере система сбора и вывоза бытовых отходов, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора), что обуславливает образование несанкционированных свалок;
развита не в полной мере система раздельного сбора и переработки ВМР.
6. Мероприятия по совершенствованию системы очистки и
уборки территории города Новосибирска
6.1. Сводный перечень мероприятий по совершенствованию системы очистки и уборки территории
6.1.1. Мероприятия по совершенствованию системы очистки и уборки территории города Новосибирска подразделяются в зависимости от срока выполнения на следующие виды:
мероприятия на первую очередь (2010 - 2014 гг.);
мероприятия на расчетный срок (2015 - 2029 гг.).
6.1.2. Сводный перечень мероприятий по совершенствованию системы очистки и уборки территории города Новосибирска представлен в таблице 18.
Таблица 18
Сводный перечень мероприятий по совершенствованию системы очистки и уборки территории города Новосибирска
6.2. Совершенствование системы захоронения ТБО
6.2.1. Объем ТБО, которые предположительно должны поступить на полигоны ТБО для захоронения в период с 2010 по 2029 годы
Объем ТБО, которые предположительно должны поступить на полигоны ТБО для захоронения (без учета сортировки) в период с 2010 по 2029 годы, рассчитан в соответствии с оптимальным распределением потоков перемещения отходов до объектов размещения, а также с учетом поступления отходов от прилегающих к городу Новосибирску населенных пунктов, расположенных на территории Новосибирского района Новосибирской области, и представлен в таблице 19.
Таблица 19
Объем ТБО, которые поступят на полигоны ТБО для захоронения
(без учета сортировки)
6.2.2. Организация резервных площадей для размещения отходов
6.2.2.1. В целях совершенствования системы эксплуатации полигонов ТБО, организации резервных площадей для размещения отходов рекомендуется запланировать мероприятия по рекультивации отработанных карьеров.
6.2.2.2. В качестве мероприятия на первую очередь необходимо запланировать использование брикетированных отходов ЗАО "НМПЗ N 2" на территории отработанного глиняного карьера ООО "Завод строительных материалов N 7" (далее по тексту - ООО "ЗСМ N 7"). Карьер объемом 720,0 тыс. куб. м расположен вблизи автомобильной дороги "Новосибирск-Ордынское" на территории Новосибирского района Новосибирской области.
6.2.2.3. В качестве мероприятия на расчетный срок необходимо запланировать использование отходов на территории отработанного карьера ООО "Стройкерамика". Карьер объемом 980,0 тыс. куб. м расположен на территории Новосибирского района Новосибирской области в 3 км от поселка Каменка.
6.2.3. Количество специализированной техники, требующейся для эксплуатации полигонов ТБО и рекультивации отработанных карьеров
6.2.3.1. Расчет количества специализированной техники выполнен в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министром строительства Российской Федерации от 02.11.96.
6.2.3.2. При выполнении расчета учтены:
годовой объем отходов, поступающих на полигоны ТБО;
объем ежегодного увеличения поступления отходов на полигоны ТБО;
амортизация существующего парка техники и необходимость приобретения дополнительной техники.
6.2.3.3. Количество специализированной техники, требующейся для эксплуатации полигонов ТБО и рекультивации отработанных карьеров представлено в таблице 20.
Таблица 20
Количество специализированной техники, требующейся для эксплуатации полигонов ТБО и рекультивации отработанных карьеров
6.2.4.Количество специализированной техники, подлежащей приобретению дополнительно к имеющейся в целях обустройства и увеличения мощностей полигонов ТБО и рекультивации отработанных карьеров
Расчет специализированной техники, подлежащей приобретению дополнительно к имеющейся (17 бульдозеров, 1 из которых в нерабочем состоянии; 3 экскаватора), и ориентировочных капиталовложений представлен в таблице 21.
Таблица 21
Специализированная техника, подлежащая приобретению
дополнительно к имеющейся
6.2.5. Расширение полигона ТБО ГУП "ЖКХ ННЦ СО РАН", реконструкция и развитие полигона ТБО МУ "ДЭУ N 3"
На первую очередь в соответствии с инвестиционными программами организаций коммунального комплекса запланированы следующие мероприятия:
развитие полигона ТБО МУ "ДЭУ N 3" (строительство подъездной автодороги протяженностью 900 м, ограждений территории полигона протяженностью 1500 м, устройство скважины для пожаротушения, наружного освещения по периметру полигона протяженностью 1500 м, генераторная подстанция 30 кВт) - объем капиталовложений составляет 11200,0 тыс. рублей;
расширение полигона ТБО ГУП "ЖКХ ННЦ СО РАН" (строительство временной подъездной автодороги протяженностью 107 м, котлована площадью 12000 кв. м, дамбы протяженностью 100 м) - объем капиталовложений составляет 9942,2 тыс. рублей.
6.2.6. Характеристика перспективных площадок полигонов ТБО и отработанных глиняных карьеров
Характеристика перспективных площадок полигонов ТБО и отработанных глиняных карьеров представлена в таблице 22.
Таблица 22
Характеристика перспективных площадок полигонов ТБО и отработанных глиняных карьеров
6.2.7. Расчет сроков эксплуатации полигонов ТБО и рекультивации отработанных карьеров
Сроки эксплуатации полигонов ТБО и рекультивации отработанных карьеров представлены в таблице 23.
Таблица 23
Сроки эксплуатации полигонов ТБО и рекультивации отработанных карьеров
6.3. Оптимизация схемы по транспортированию отходов
на полигоны ТБО
6.3.1. В целях оптимизации схемы транспортных маршрутов по вывозу отходов, образующихся на территории города Новосибирска на полигоны ТБО, проанализированы средние показатели пробегов специализированной техники (мусоровозов) от участков сбора отходов до полигонов ТБО и представлены в таблице 24.
Таблица 24
Средние показатели пробега специализированной техники (мусоровозов)
6.3.2. С учетом расположения районов города Новосибирска наиболее оптимальными транспортными маршрутами вывоза отходов на полигоны ТБО являются следующие:
районы города Новосибирска: Дзержинский, Железнодорожный, Заельцовский (частично), Калининский (частично), Октябрьский, Первомайский Центральный - полигон ТБО "Гусинобродский" МУП "САХ";
районы города Новосибирска: Заельцовский (частично), Калининский (частично) - полигон ТБО ООО "НовосибВторРесурс";
районы города Новосибирска: Кировский, Ленинский - полигон ТБО МУ "ДЭУ N 3", отработанный карьер ООО "ЗСМ N 7" (для приема отходов с ЗАО "НМПЗ N 2");
Советский район города Новосибирска - полигон ТБО ГУП "ЖКХ ННЦ СО РАН".
При вводе в эксплуатацию расширенной части полигона ТБО ГУП "ЖКХ ННЦ СО РАН" оптимальным транспортным маршрутом вывоза ТБО, образующихся на территории Первомайского района, станет указанный полигон.
6.4. Совершенствование системы сбора и транспортирования отходов, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора)
6.4.1. Анализ существующей ситуации с вывозом отходов, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора) города Новосибирска, показал эффективность действующего кольцевого метода сбора ТБО в зонах индивидуальной жилой застройки, не требующего каких-либо конструктивных изменений на существующем этапе и в перспективе.
6.4.2. Объем ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора), представлен в таблице 25.
Таблица 25
Объем ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда
(частного сектора)
6.4.3. В целях совершенствования системы сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора), необходимо осуществить следующие мероприятия:
продолжить внедрение кольцевого метода сбора ТБО и КГО;
приобрести недостающую специализированную технику (мусоровозы с задней загрузкой, бункеровозы, снегоочистительную технику);
приобрести устройства для сбора отходов (контейнеры К-0,6, бункеры К-7,5, пластиковые пакеты и контейнеры емкостью до 60 л);
определить оптимальные места для размещения контейнерных площадок, установки бункеров К-7,5;
развивать систему договорных отношений с жителями индивидуальных жилых домов в сфере вывоза ТБО и КГО с участием общественных организаций;
осуществлять экологическое просвещение жителей индивидуальных жилых домов о правилах обращения с отходами, административной ответственности;
выполнять популяризацию положительных примеров содержания придомовых территорий, проведение конкурсов между уличными комитетами с поощрением победителей и освещением в средствах массовой информации.
6.4.4. Расчет необходимого количества специализированных автотранспортных средств для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора), осуществляется по формулам:
6.4.4.1. Потребность в специализированном автотранспорте (мусоровозах):
Пгод
М = _________________
365*Псут*Кисп
где: М - количество необходимых специализированных автотранспортных средств (округляется до целых чисел), шт.;
П год - количество отходов, подлежащих вывозу в течение года, куб. м;
П сут - суточная производительность единицы данного вида транспорта, куб. м;
К исп - коэффициент использования (0,75).
6.4.4.2. Суточная производительность мусоровоза:
П сут = Р*Е,
где: П сут - суточная производительность единицы данного вида транспорта, куб. м;
Р - количество рейсов в смену, шт.;
Е - количество отходов, перевозимых за один рейс, куб. м.
6.4.4.3. Количество рейсов в смену:
Т - (Тпз+То)
Р = _____________________
Тпог.+ Тразг.+ Тпрб.
где:
Р - количество рейсов в смену, шт.;
Т - продолжительность смены, час.;
Т пз - время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции в гараже, час.;
То - время, затрачиваемое на нулевые пробеги (от гаража до места работы и обратно), час.;
Т пог. - продолжительность погрузки, включая переезды и маневрирование, час.;
Т разг. - продолжительность разгрузки, включая маневрирование, час.;
Т прб. - время, затрачиваемое на пробег от места сбора ТБО до объекта размещения ТБО и обратно, час.
6.4.4.4. Количество специализированных автотранспортных средств, необходимых для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора), представлено в таблицах 26.
Таблица 26
Расчет специализированных автотранспортных средств, необходимых для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора)
6.4.5. Для ликвидации и предупреждения образования несанкционированных свалок и организации сбора ТБО и КГО на территории жилищного фонда (частного сектора) - в местах по согласованию с уполномоченными структурными подразделениями мэрии города Новосибирска и специализированными организациями по вывозу ТБО - необходимо установить контейнеры типа К-0,6 (V = 0,6 куб. м) и бункеры типа К-7,5 (V = 7,5 куб. м).
6.4.5.1. Расчет необходимого количества контейнеров типа К-0,6 (V = 0,6 куб. м) и бункеров типа К-7,5 (V = 7,5 куб. м) производится по формуле:
Пгод.* t *
Б = ______________ ,
365 * V
где: Б - количество контейнеров либо бункеров, шт.;
Пгод - годовое накопление ТБО, куб. м;
t - периодичность сбора и вывоза ТБО и КГО, сут.;
К1 - коэффициент неравномерности отходов, 1,25;
V - вместимость контейнеров либо бункеров, куб. м.
6.4.5.2. При определении списочного числа контейнеров либо бункеров показатель Б умножается на коэффициент К2 = 1,1, учитывающий число контейнеров либо бункеров, находящихся в ремонте и резерве.
6.4.5.3. Количество контейнеров и бункеров, необходимых для обслуживания территории жилищного фонда (частного сектора), представлены в таблице 27.
Таблица 27
Количество контейнеров и бункеров, необходимых для обслуживания территории жилищного фонда (частного сектора)
6.4.6. Приобретение нового оборудования и специализированной техники целесообразно производить по мере списания существующей с учетом амортизационного срока ее эксплуатации.
Объем финансирования на приобретение оборудования и специализированной техники для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора), рассчитан на основании среднеэкономических показателей с учетом имеющегося специального автотранспорта и оборудования и представлен в таблице 28.
Таблица 28
Объем финансирования (ориентировочно) на приобретение оборудования и специализированной техники для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора)
6.5. Совершенствование системы сбора и транспортирования отходов, образующихся на территории жилищного фонда (многоквартирных
домов) и объектов инфраструктуры
6.5.1. Объем ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры, представлен в таблице 29.
Таблица 29
Объем ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры
6.5.2. Расчет необходимого количества специализированных автотранспортных средств для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры, осуществляется по формулам, использованным для расчета необходимого количества специализированных автотранспортных средств для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (частного сектора), и представлен в таблице 30.
Таблица 30
Расчет специализированных автотранспортных средств, необходимых для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры
6.5.3. Расчет необходимого количества контейнеров типа К-0,6 (V = 0,6 куб. м) и бункеров типа К-7,5 (V=7,5 куб. м) для обслуживания жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры производится по формуле, использованной для расчета необходимого количества контейнеров и бункеров для обслуживания жилищного фонда (частного сектора).
6.5.3.1. Общее количество контейнеров и бункеров, необходимых для обслуживания жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры, представлено в таблице 31.
Таблица 31
Общее количество контейнеров и бункеров, необходимых для обслуживания жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры
6.5.3.2. Расчет количества контейнеров для обслуживания жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры, которые необходимо приобрести дополнительно к имеющимся на первую очередь, результаты расчета представлены в таблице 32.
Таблица 32
Количество контейнеров, которые необходимо приобрести дополнительно к имеющимся, для обслуживания территории жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры, на первую очередь
6.5.3.3. Количество контейнеров для обслуживания жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры, которые необходимо приобрести дополнительно к имеющимся, на расчетный срок составляет: для жилищного фонда (многоквартирных домов) - 14355 шт., для объектов инфраструктуры - 9674 шт. При этом детальные показатели по районам города Новосибирска должны рассчитываться с учетом процента износа контейнерного парка по фактическому состоянию.
6.5.3.4. Определение мест размещения контейнеров на контейнерных площадках, их проектирование и строительство осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, территории и климатических особенностей города Новосибирска.
6.5.4. Объем финансирования на приобретение оборудования и специализированной техники для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры, рассчитан на основании среднеэкономических показателей с учетом имеющегося специального автотранспорта и оборудования и представлен в таблице 33.
Таблица 33
Объем финансирования (ориентировочно) на приобретение оборудования и специализированной техники для сбора и транспортирования ТБО и КГО, образующихся на территории жилищного фонда (многоквартирных домов) и объектов инфраструктуры
6.6. Организация работ по использованию ТБО в качестве ВМР
на полигонах ТБО
6.6.1. Общие положения
6.6.1.1. В качестве одного из мероприятий по сокращению (не менее чем на 20 %) количества ТБО, подлежащих захоронению на полигонах ТБО, рекомендуется организация работ по извлечению ценных компонентов - ВМР (вторичного сырья) - на специальных разгрузочных площадках полигонов посредством сортировки и селективного сбора отходов при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
6.6.1.2. Доходы предприятий от реализации ВМР (вторичного сырья) следует аккумулировать в пределах возможных масштабов для организации будущих производств с использованием стационарных сооружений для сортировки поступающих отходов на полигоны ТБО, что повысит эффективность и технологичность процессов.
6.6.1.3. Производственный цикл по извлечению ВМР (вторичного сырья) состоит из следующих процессов:
основной технологический процесс (сортировка ТБО и промышленных отходов, изъятие из них ВМР, первичная подготовка к товарному виду);
вспомогательные процессы - обеспечение бесперебойного протекания основного технологического процесса (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; обеспечение электроэнергией, теплом и водой);
обслуживающие основной и вспомогательные процессы, не создающие продукцию (выгрузка ТБО; хранение подготовленного к реализации вторичного сырья; транспортирование ТБО; транспортирование вторичного сырья к местам реализации; радиационный и санитарно-эпидемиологический контроль сырья (ТБО) и рабочей зоны; санитарно-гигиенические работы).
6.6.2. Организация пилотного проекта по селективному (раздельному) сбору ТБО
6.6.2.1. В целях уменьшения объемов депонирования отходов на полигонах ТБО и в связи с функционированием мусоросортировочного завода ЗАО "НМПЗ N 2", который может использоваться как место для профессиональной сортировки "сухой" фракции отходов по видам ВМР, представляется целесообразным организовать реализацию пилотного проекта по селективному (раздельному) сбору ТБО.
6.6.2.2. Задачей селективного (раздельного) сбора является предотвращение потери потенциальной товарной ценности двух основных фракций отходов: "сухой" и "влажной". Отделение "сухих" ВМР от "влажных" позволяет предотвратить загрязнение основной доли ВМР, в несколько раз повысить экономическую эффективность их дальнейшей переработки.
6.6.2.3. При осуществлении селективного (раздельного) сбора ТБО целесообразно осуществлять уплотнение "сухих" раздельно собранных отходов, что позволит повысить эффективность их транспортирования.
6.6.2.4. Селективный (раздельный) сбор ТБО с их последующей переработкой является экономически обоснованным, поскольку требует наименьших финансовых затрат по сравнению с другими методами. В предельном значении затраты на организацию селективного (раздельного) сбора ТБО сопоставимы с затратами на их захоронение.
6.6.2.5. Информация о переходе на селективный (раздельный) сбор должна быть доступна для жителей города Новосибирска. Реализацию пилотного проекта по селективному (раздельному) сбору ТБО рекомендуется проводить на базе товариществ собственников жилья (далее по тексту - ТСЖ) или управляющих организаций, обслуживающих несколько контейнерных площадок.
6.6.3. Организация пилотного проекта - пунктов приема ВМР
6.6.3.1. В целях увеличения объема ТБО, использующихся в качестве ВМР, рекомендуется организовать экологические ресурспункты путем размещения на территории города Новосибирска: стационарных пунктов приема ВМР (далее по тексту - СПП) и передвижных пунктов приема ВМР (далее по тексту - ППП).
При полном охвате территории города сетью СПП и ППП процент сбора ВМР может достигать не менее 20 % от общего объема ТБО. Для более полного извлечения утильных компонентов ТБО целесообразно развитие механической сортировки отходов, поступающих на объекты размещения ТБО. Объем отбора ВМР в результате механической сортировки может составлять от 8 до 11 % от общего объема ТБО.
6.6.3.2. Объем возможного отбора ВМР (вторичного сырья) при организации экологических ресурспунктов и механической сортировки на первую очередь представлен в таблице 34.
Таблица 34
Объем возможного отбора ВМР при организации экологических ресурспунктов
и механической сортировки на первую очередь
6.6.3.3. ППП рекомендуется приобретать на базе специализированных прицепов грузоподъемностью 500 кг, оснащенных пакетировочным прессом и весами, выполняющими функцию приемного окна и места прессования. Прессование ВМР позволяет снизить транспортные расходы.
6.6.3.4. Пакетированные и увязанные в кипы ТБО складируются отдельно. Собранные за смену и пакетированные ВМР необходимо вывозить малотоннажным автомобилем типа "Газель" в часы снижения транспортной нагрузки в городе Новосибирске. Работу экологических ресурспунктов необходимо организовывать по определенному графику с доведением до населения информации о местах их размещения, режиме работы, видах и стоимости принимаемых отходов.
6.6.3.5. Характеристика пакетировочного пресса представлена в таблице 35.
Таблица 35
Характеристика пакетировочного пресса
6.6.3.6. Основные виды и объем ВМР, принимаемых экологическими ресурспунктами, представлены в таблице 36.
Таблица 36
Основные виды и объем ВМР, принимаемых экологическими ресурспунктами
6.6.3.7. Первый пилотный проект - пункты приема ВМР - предлагается реализовать на территории Железнодорожного района города Новосибирска. Общий объем ТБО на территории жилищного фонда и объектов инфраструктуры в Железнодорожном районе составит: на первую очередь - 210,83 тыс. куб. м в год, на расчетный срок - 284,82 тыс. куб. м в год. Расчетная доля ВМР, принимаемых ППП, составляет 5 % от общего объема образуемых ТБО.
Таким образом, из общего объема образования ТБО на территории жилищного фонда и объектов инфраструктуры в Железнодорожном районе города Новосибирска пунктами приема ВМР может быть извлечено:
на первую очередь - 10,5 тыс. куб. м ВМР в год;
на расчетный срок - 14,2 тыс. куб. м ВМР в год.
С учетом веса отходов, принимаемых одним ППП (100,74 т в год или 311,88 кг в сутки) произведен расчет необходимого количества ППП и объема финансирования. Результаты расчета представлены в таблице 37.
Таблица 37
Необходимое количество ППП и объем финансирования
6.6.4. Организация строительства мусоросортировочных комплексов
6.6.4.1. Строительство комплексов по сортировке ТБО позволит решить несколько задач: масштабно выделить ВМР (вторичное сырье) для дальнейшей реализации; снизить общие расходы на захоронение ТБО и других отходов; улучшить экологическую ситуацию; продлить сроки эксплуатации существующих полигонов ТБО.
6.6.4.2. Показатели необходимой мощности мусоросортировочных комплексов и объема финансирования (ориентировочно) приведены на начало расчетного срока (2015 год) и представлены в таблице 38.
Таблица 38
Показатели необходимой мощности мусоросортировочных комплексов объема финансирования (ориентировочно)
6.6.5. Организация переработки ВМР в целевые продукты
6.6.5.1. В рамках мероприятий по оптимизации существующей одноэтапной системы сбора ТБО на период расчетного срока рекомендуется организация производств по переработке ВМР на площадках мусоросортировочных заводов с выделением под эти задачи производственных и складских площадей в основном производственном комплексе завода.
6.6.5.2. Перерабатывающие мощности оборудования необходимо подбирать с учетом возможности организации пилотных проектов в направлении переработки ВМР с выводом конкретных производств на требуемый уровень (в соответствии с объемами образования отходов и спросом на рынке) по фактическим показателям эффективности.
6.6.5.3. Рекомендуются следующие способы и методы переработки ВМР:
6.6.5.3.1. Переработка полимерных отходов.
Для переработки полимерных отходов рекомендуется оборудование, предназначеное# для производства полимерпесчаных изделий, используемых для нужд благоустройства: канализационные люки, бордюры, поребрики, столбы, тротуарная плитка, цветочные вазы, черепица и прочие изделия.
Гарантированный срок службы полимерпесчаных изделий составляет не менее 50 лет. Эта продукция относится к строительным материалам первого класса. Диапазон температур для использования полимерпесчаных материалов от -65°С до +250°С. Себестоимость продукции в 2 - 3 раза ниже традиционной. Вся продукция должна отвечать требованиям государственных стандартов.
В качестве сырья используются отходы различных полимеров (пластиковые бутылки, пленка и т. п.), песок, цемент и краситель. По физическим свойствам используется полиэтилен высокого и низкого давления (бытовые отходы полиэтилена: банки, канистры, пленка, пакеты, стрейч пленка).
6.6.5.3.2. Переработка отходов бумаги и картона (макулатуры).
При производстве бумаги и картона большое значение имеют как ограничение (степень белизны) и прочностные свойства волокнистой массы, так и скорость ее обезвоживания при отливе бумаги и картона. Последний показатель характеризуется степенью помола массы, которая зависит от композиционного состава картонно-бумажной продукции. Наибольшими прочностными свойствами обладает целлюлоза (хвойная, лиственная, беленая, небеленая). Композиционный состав бумаги и картона определяет направление их вторичного использования (для выработки определенного вида бумаги, картона или другой продукции). Основная часть макулатуры (до 75 %) может использоваться для производства туалетной бумаги и картона (коробочного, тарного, гофрокартона). До 20 % макулатуры может быть использовано в производстве кровельных материалов.
С учетом полноты переработки ВМР рекомендуется осуществлять производство по изготовлению картонной упаковки и кровельных материалов.
В качестве оборудования для переработки макулатуры рекомендуется использование универсальных бумагоделательных машин (далее по тексту - БМД), предназначенных для выпуска различных видов бумаги и картона (сангигиенические виды, оберточная бумага, лайнер-флютинг, мешочная бумага, картон кровельный). Стоимость БМД зависит от ее комплектации, типа выпускаемой продукции и может варьировать от 4 до 5 млн. рублей.
В целях расширения ассортимента выпускаемой продукции, а также большего вовлечения в переработку отдельных компонент ТБО, на перспективу развития рекомендуется внедрение технологии по переработке тетрапаков (Tetra Pak) и алюмопластиков. Такой вид упаковки занимает достаточный объем в общей массе ТБО для обеспечения эффективности производства.
Антисептические картонные упаковки имеют несколько слоев: полиэтилен; картон; алюминиевая фольга. Принцип технологии разделения на компоненты заключается в механо-химическом воздействии на сырье. Конечная продукция состоит из пластиковой пленки - 70 %, алюминиевой стружки - 16 % и бумажной массы - 3 %, потери - 11 %.
6.6.5.3.3. Переработка отходов древесины.
Содержание древесных отходов в общей массе ТБО в городе Новосибирске составляет 5 %, без учета отходов при обрезке зеленых насаждений. Таким образом, при удельной плотности сухой древесины 0,95 т/куб. м, расчетный объем образования составит - 148 тыс. т в год.
Для переработки древесины рекомендуется использовать оборудование, предназначенное для приготовления арболитовой смеси, состоящей из отходов древесины, вяжущего компонента и воды. Технология производства позволяет получать высококачественный строительный материал - арболит, не имеющий аналогов по совокупности свойств на рынке строительных материалов. Материал должен соответствовать нормативным требованиям, быть экологичен и прост в применении. Производительность оборудования - 20 куб. м в сутки.
Конструкции из арболита применяются в качестве панелей и блоков наружных и внутренних стен, плит перекрытий и покрытий, панелей перегородок, теплоизоляционных плит в ограждающих конструкциях. Стоимость оборудования в миникомплектации для производства арболита - 600 - 800 тыс. рублей.
6.6.5.3.4. Переработка изношенных шин.
Объем образования изношенных шин в городе Новосибирске составляет около 12 - 15 тыс. т в год.
Переработку изношенных шин рекомендуется осуществлять методом пиролиза - одним из важнейших промышленных методов получения сырья для нефтехимического синтеза. Целевой продукт пиролиза - конденсируемые газы, богатые непредельными углеводородами: этиленом, пропиленом, бутадиеном. На основе этих углеводородов получают различную продукцию: топливо, полимеры для производства пластических масс, синтетических волокон и каучуков.
Полученное топливо, себестоимость производства которого значительно ниже природного, может использоваться в качестве котельного на энергетических установках. Теплотворная способность - 20 - 25 МДж/кг.
Углистое вещество может использоваться в качестве простейшего абсорбента или компонента для производства топливных брикетов. Теплотворная способность - QHР = 30 МДж/кг.
Газообразные продукты пиролиза представляют собой среднекалорийный газ (QНР = 15 - 22 МДж/нм. куб.), а при частичной газификации низкокалорийный газ (QНР = 4 - 8 МДж/нм. куб.). При постановке задачи прямого использования газа в качестве энергоносителя, процедура конденсации жидкой топливной фракции может быть исключена из технологического процесса, выход газа при этом составит 70 % от массы сухого сырья.
Выход конечного продукта составляет: мазут (35 - 40 %), содержание серы (0,5 %); сухое углистое вещество (полукокс) - 30 %; металлокорд - 10 %; вода разложения - 16 %; зола - 4 %.
Пиролиз является также наиболее приемлемым с точки зрения безопасности: процесс протекает при относительно низких температурах (как правило, не превышает 500°С) и при отсутствии избыточного давления. Процесс пиролиза происходит в закрытых аппаратах при отсутствии кислорода воздуха.
Стоимость установки производственной мощностью по сырью 3000 т в год составляет 3 - 3,5 млн. рублей.
6.6.5.3.5. Переработка отходов стеклобоя.
В качестве способа утилизации несортированного стеклобоя рекомендуется технология получения различных видов строительных материалов без использования методов, предусматривающих высокотемпературное воздействие на сырье. Эти материалы не предусматривают применения традиционных вяжущих веществ (цемент, известь, гипс) или заполнителей и позволяют полностью утилизировать стеклобой.
После сортировки, дробления, помола и рассеивания на фракции стекло можно считать полностью подготовленным для получения строительных материалов. Фракции стеклобоя более 5 мм используются в бетонах в качестве крупного заполнителя, мелкие фракции (менее 5 мм) - в качестве мелкого заполнителя (песка), а тонкомолотый порошок - как связующее.
Для обеспечения реакции гидратации необходимо использовать активизатор в виде соединений щелочного металла. В щелочной среде стеклобой гидратируется с образованием кремниевых кислот, которые при достижении определенных значений кислотности среды начинают превращаться в гель. Гель, уплотняясь, омоноличивает крупные и мелкие фракции заполнителя. В итоге получается плотный, прочный и долговечный силикатный конгломерат - стеклобетон. Материалы на основе стеклобоя должны отвечать соответствующим нормативным требованиям.
6.6.6. Мероприятия по выводу ЗАО "НМПЗ N2" на проектную мощность
6.6.6.1. ЗАО "НМПЗ N 2" расположен в Кировском районе города Новосибирска, проектная мощность составляет 500 тыс. куб. м в год. Предприятие принимает отходы, образующиеся на территории Кировского, Ленинского районов города Новосибирска и частично на территории районов правобережья.
6.6.6.2. Общий объем ТБО на территории жилищного фонда и объектов инфраструктуры Кировского и Ленинского районов города Новосибирска составит: на первую очередь - 927,43 тыс. куб. м в год; на расчетный срок - 1158,98 тыс. куб. м в год. Таким образом, в случае использования проектной мощности ЗАО "НМПЗ N 2" для захоронения на полигоны ТБО предположительно будет направлено 427,43 тыс. куб. м ТБО в год в период первой очереди и 658,98 тыс. куб. м ТБО в год в период расчетного срока.
6.6.6.3. Основными компонентами сортировки и переработки являются бумага, картон, макулатура (50 - 60 т в месяц), ПЭТ-бутылка (5 - 6 т в месяц), черный металл (3 - 4 т в месяц), стекло (10 т в месяц), пластик (2 - 3 т в месяц), алюминиевая банка (3 - 4 т в месяц) и негабаритный материал (дерево, ДВП, ДСП). Объем извлекаемых ВМР ЗАО "НМПЗ N 2" составляет 11 % от прошедших сортировку отходов.
6.6.6.4. Средние показатели пробега мусоровозного транспорта от ЗАО "НМПЗ N 2" до полигонов ТБО представлены в таблице 39.
Таблица 39
Средние показатели пробега мусоровозного транспорта
6.6.6.5. Наиболее оптимальным для размещения неутилизируемой части ТБО от ЗАО "НМПЗ N 2" является транспортирование их на полигон ТБО МУ "ДЭУ N 3". Также предлагается осуществлять захоронение брикетированных ТБО на площадке отработанного глиняного карьера ООО "ЗСМ N 7" в целях его рекультивации (в непосредственной близости от полигона ТБО МУ "ДЭУ N 3").
6.7. Совершенствование системы обращения с ЖБО в
неканализованном жилищном фонде
6.7.1. Объем образования ЖБО в неканализованном жилищном фонде города Новосибирска рассчитан исходя из численности неканализованных жилых домов и проживающего в них населения, а также с учетом объема образования ЖБО в среднем на 1 человека, и составляет: на первую очередь - 17,85 тыс. куб. м в год, на расчетный срок - 17,5 тыс. куб. м. в год.
6.7.2. Для вывоза ЖБО необходимо использовать специализированные вакуумные машины емкостью цистерны 3,75 куб. м.
6.7.3. Количество специализированных вакуумных машин, необходимых для вывоза ЖБО на территории города Новосибирска, представлено в таблице 40.
Таблица 40
Количество специализированных вакуумных машин для вывоза ЖБО
6.7.4. Организацией вывоза ЖБО в неканализованном жилищном фонде занимаются организации в соответствии с договорами, заключенными между ними и собственниками жилых домов.
6.7.5. Объем финансирования (ориентировочно) мероприятий по приобретению специализированных вакуумных машин для вывоза ЖБО составляет 7920,0 тыс. рублей.
6.8. Совершенствование системы механизированной уборки территории
6.8.1. Внедрение дополнительной специализированной техники
механизированной уборке
6.8.1.1. Необходимое количество специализированной техники рассчитывается по формуле:
= N x S,
где: M1 - количество машин, шт.;
N - нормативный показатель, шт. на 1 млн. кв. м;
S - площадь, кв. м.
6.8.1.2. Нормативные показатели для расчета необходимого количества специализированной техники представлены в таблице 41.
Таблица 41
Нормативные показатели для расчета специализированной техники
Примечания: * - плужно-щеточное оборудование монтируется на поливомоечные машины, скалыватели-рыхлители и частично распределители технологических материалов.
** - норматив рассчитан для случая распределения пескосоляной смеси.
6.8.1.3. Потребность города Новосибирска в специализированной технике на первую очередь и расчетный срок рассчитана по нормативным показателям и представлена в таблице 42.
Таблица 42
Потребность города Новосибирска в специализированной технике
6.8.2. Внедрение многофункциональной специализированной техники
6.8.2.1. В целях оптимизации системы механизированной уборки территории города Новосибирска и сокращения необходимого количества специализированной техники (до 58,7 %) без организации дополнительных ремонтных площадей представляется необходимым осуществлять мероприятия по внедрению многофункциональной специальной техники.
6.8.2.2. Необходимое количество специализированной техники по механизированной уборке территории города Новосибирска с учетом использования многофункциональной техники, объем финансирования рассчитаны и представлены в таблице 43.
Таблица 43
Необходимое количество специализированной техники по механизированной уборке территории города Новосибирска с учетом использования многофункциональной техники, объем финансирования (ориентировочно)
6.8.3. Внедрение снегоплавильных машин в структуре дорожно-благоустроительного комплекса
6.8.3.1. Сплав убираемого с территории города Новосибирска снега целесообразно организовать при помощи специализированных мобильных установок - снегоплавильных машин (снеготаялок).
6.8.3.2. Мобильная снегоплавильная машина решает вопрос утилизации загрязненного вредными веществами растопленного снега; снимает потребность в содержании снегоотвалов, высвобождая дополнительные площади; сокращает пробег спецтехники; сокращает время на удаление снега; уменьшает транспортную нагрузку на уличную сеть города; снижает уровень вредного воздействия на окружающую среду.
6.8.3.3. Слив талой воды необходимо производить в существующую сеть городской канализации, что обеспечит локализацию и обезвреживание вредных компонентов на городских очистных сооружениях.
6.8.3.4. По расчетам, для обеспечения работ по сплаву снега в городе Новосибирске необходимо 5 снегоплавильных машин.
6.8.3.5. Объем финансирования (ориентировчно) на приобретение снегоплавильных машин составляет: на первую очередь - 11500 тыс. рублей; на расчетный срок - 23000 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.