Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Основные итоги реализации налоговой политики
1. Борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций
Противодействие уклонению от налогов с использованием офшоров - направление, которым занимаются почти все страны мира.
В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды принят федеральный закон, которым внедрены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
Так, с 1 января 2015 года вступили в силу следующие новые положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
1) Введена новая глава 3.4 Кодекса, предусматривающая внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
Действие главы 3.4 Кодекса распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их.
Введены новые понятия: контролируемая иностранная компания и контролирующее лицо.
Контролируемой иностранной компанией признаются иностранная организация или иностранная структура без образования юридического лица - нерезиденты Российской Федерации, контролирующими лицами которой являются налоговые резиденты Российской Федерации.
При этом контролирующими лицами иностранных компаний признаются лица с долей прямого или косвенного участия единолично более 25% или более 10 %, если совместно с иными налоговыми резидентами РФ доля более 50%.
Главой 3.4 Кодекса вводятся условия в отношении иностранных компаний, соответствие хотя бы одному из которых влечет за собой освобождение прибыли этой компании от налогообложения.
Налоговые резиденты Российской Федерации (контролирующие лица) обязаны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), о контролируемых иностранных компаниях, а также уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании.
При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц за налоговый период в случае, если ее величина составила более 10 млн. руб. (2015 год - более 50 млн. руб., 2016 год - более 30 млн. руб.).
2) Введено понятие налогового резидентства организаций.
Налоговыми резидентами Российской Федерации, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором.
Такие организации будут уплачивать налог на прибыль организаций в Российской Федерации.
Иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации, а также отказаться от такого статуса.
3) Введение фактического получателя дохода.
Норма направлена на пресечение выведения доходов в низконалоговые юрисдикции с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (в отношении дивидендов, процентов, платежей по нематериальным активам). Раскрытие информации о фактических получателях дохода привнесет существенный вклад в собираемость налогов.
Кроме того, в целях повышения эффективности осуществления мероприятий налогового контроля в рамках противодействия уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний:
- ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Положения данной Конвенции обеспечивают возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами-участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях;
- утверждено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией. На основе данного Типового соглашения возможно заключение соответствующих двусторонних межправительственных соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.
В совокупности вышеуказанные нормы направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.
2. Стимулирование инвестиций
2.1. Территории опережающего социально-экономического развития
С 1 января 2015 года для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития предусмотрены налоговые преференции по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых.
Предоставлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в заявительном порядке в случае предоставления вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договора поручительства управляющей компании, предусматривающего обязательство этой компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им в результате возмещения налога.
При соблюдении определенных условий указанными резидентами, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
Кроме того, размер налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.
Также таким резидентам - плательщикам налога на добычу полезного ископаемого дано право применения специального коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого и равного 0, до начала применения пониженной ставки по налогу на добычу полезных ископаемых.
В частности, в течение десяти лет ставка НДПИ применяется с коэффициентом, характеризующим территорию добычи полезного ископаемого, и при этом коэффициент равномерно увеличивается от 0 до 1.
2.2. Налоговые каникулы для малого бизнеса
В целях стимулирования развития малого предпринимательства принят федеральный закон, предусматривающий предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 - 2018 годах.
Также субъектам Российской Федерации предоставлено право установления ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей, превышение которых за налоговый период является основанием для лишения права применения указанной нулевой налоговой ставки.
3. Налогообложение недвижимого имущества физических лиц
В рамках совершенствования налогообложения имущества физических лиц с 2015 года в Кодекс введена новая глава 32 "Налог на имущество физических лиц".
Целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества.
Обеспечивая равенство налогообложения и защиту социально-незащищенных категорий граждан, на федеральном уровне предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения, налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, а также понижающие коэффициенты, применяемые в течение первых четырех налоговых периодов после введения нового налога.
Учитывая местный характер налога, широкие полномочия по установлению налога предоставлены субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований.
Так, по решению субъекта Российской Федерации устанавливается порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. временное (до 2020 года) сохранение действующего порядка).
По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки, могут увеличиваться размеры налоговых вычетов и устанавливаться дополнительные налоговые льготы.
4. Имущественные налоги
4.1. Налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы
В законодательство о налогах и сборах внесены изменения, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов на имущество путем минимизации налоговых платежей в результате перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на специальные налоговые режимы.
Так, в частности, в Кодекс введено положение, предусматривающее, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости. К таким объектам отнесены административно-деловые центры, торговые центры, офисные помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
В целях обеспечения равенства налогообложения аналогичные изменения внесены в Кодекс в отношении уплаты налога на имущество физических лиц налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы.
Указанные изменения применяются в случае перехода субъекта Российской Федерации и муниципального образования к исчислению соответствующих сумм налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости.
При этом субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в силу предоставленных им полномочий вправе установить ограничения по переходу организаций и физических лиц, применяющих специальные налоговые режимы, к исчислению соответствующих сумм налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости в виде установления минимальной площади объекта налогообложения.
4.2. Установление единого срока уплаты имущественных налогов физическими лицами
В целях удобства осуществления расчетов физическими лицами по имущественным налогам с 1 января 2015 года предусмотрены единые сроки уплаты физическими лицами транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
5. Налогообложение доходов физических лиц
5.1. Изменение механизма освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи жилых помещений
Предусматривается увеличение до пяти лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения. При этом минимальный предельный срок владения таким объектом недвижимого имущества составляет три года, в случае если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком одним из следующих способов:
- в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
- в результате приватизации;
- в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
Одновременно в целях предотвращения занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже физическим лицом объекта недвижимого имущества предусматривается исчисление налога с вмененного дохода, рассчитываемого как кадастровая стоимость продаваемого объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена продажа, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в случае, если доходы налогоплательщика от его продажи ниже этой величины.
При этом субъектам Российской Федерации предоставляется право уменьшать вплоть до нуля минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества и размер понижающего коэффициента.
Предусмотренный механизм налогообложения доходов физических лиц от продажи недвижимого имущества будет применяться в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность физических лиц после 1 января 2016 г.
5.2. Уточнение порядка налогообложения сумм пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения
Приняты изменения, которые позволяют избежать двойного налогообложения НДФЛ сумм пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, по которым пенсионные взносы были внесены работодателями в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ до 1 января 2005 года.
Также определены особенности возврата сумм НДФЛ, удержанного налоговым агентом с сумм пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, и доходов налогоплательщиков по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным работодателями до 1 января 2008 г., страховые взносы по которым были уплачены за счет средств работодателей не в полном объеме.
5.3. Расширение перечня доходов, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 13 процентов
Доходы от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах", облагаются по ставке 13%.
5.4. Уточнение порядка налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании патента
Иностранным гражданам, предоставлено право на осуществление трудовой деятельности по найму не только у физических лиц, но и в организациях. При этом общая сумма НДФЛ иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму, будет исчисляться организациями - налоговыми агентами и подлежать уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей.
6. Акцизное налогообложение
На период 2015 - 2017 годов предусмотрено замедление темпов индексации ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. При этом в целях предотвращения нелегального оборота алкогольной продукции, а также создания равных условий для предпринимательской деятельности в государствах - членах Евразийского экономического союза на 2015 и 2016 годы размеры ставок акцизов на крепкую алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов сохранены на уровне 2014 года.
Проиндексированы ставки акцизов на табачную продукцию. При этом на сигареты и папиросы адвалорная составляющая комбинированной ставки акциза увеличена в 2015 году до 11 процентов к стоимости сигарет, исчисленной в максимальных розничных ценах. Это позволит увеличить налоговую нагрузку на дорогие сигареты в большей степени, чем на дешевые.
Нефтепродукты и моторное топливо. В ходе реализации "налогового маневра" в перечень подакцизных товаров включены бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин при одновременном введении в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола, ортоксилола, а также лиц, осуществляющих заправку воздушных судов авиационным керосином, системы свидетельств, позволяющих применять вычеты начисленных сумм акциза.
Кроме того, в целях компенсации удорожания сырья в связи с повышением ставки НДПИ на сырую нефть снижены ставки акцизов на нефтепродукты.
Установлен порядок налогообложения акцизами природного газа, реализуемого в соответствии с международными соглашениями, если такое налогообложение предусмотрено международными соглашениями. Это решение позволяет выполнить положения международного соглашения Российской Федерации в отношении налогообложения акцизами природного газа, поставляемого по газопроводу "Голубой поток".
7. Налогообложение природных ресурсов
7.1. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья
В рамках реализации мер, предусматривающих поэтапный отказ (существенное сокращение до экономически обоснованного уровня) от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты Правительством Российской Федерации разработана реформа налогообложения добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, предусматривающая перенос фискальной нагрузки с экспорта на добычу нефти.
При этом учитывая, что волатильность объемов экспорта нефти и нефтепродуктов гораздо выше, чем объемов добычи нефти, отказ от взимания экспортных пошлин в пользу налога, взимаемого при добыче, повысит стабильность и предсказуемость доходов федерального бюджета, а также повысит энергоэффективность отрасли.
В действующее законодательство внесены изменения, направленные на реализацию "большого налогового маневра", предусматривающие поэтапное (в течение 3 лет) снижение размера вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, и в 1,7 - 5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов), сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года) и одновременное увеличение ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).
При этом с целью недопущения роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также минимизации негативных шоков для отдельных отраслей предусматривается поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года), а также предоставление налоговой поддержки производителям (в виде вычетов из обязательств по уплате акциза на нефтепродукты) при реализации отдельных нефтепродуктов (бензин и ароматические углеводороды для нужд нефтехимических производств, авиационный керосин) их производителями на внутреннем рынке.
В рамках реализации комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал в отношении газа горючего природного, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, а также газового конденсата, добываемого совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, добываемого на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, установлена ставка НДПИ в размере 0 процентов.
В целях создания условий для эффективного инвестирования в освоение нефтяных ресурсов в новых нефтегазодобывающих регионах, нерентабельность разработки которых обусловлена необходимостью создания инфраструктуры и значительными объемами капитальных вложений, непосредственно связанными с географическими и геологическими особенностями месторождений Ненецкого автономного округа и полуострова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе до 2022 года продлены "налоговые каникулы" по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа и полуострова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, степень выработанности которых по состоянию на 01.01.2015 менее 5 процентов, и лицензии на пользование которыми выданы до 1 января 2009 года.
7.2. Водный налог
В целях приведения налоговой нагрузки пользователей водными ресурсами к уровню налоговой нагрузки 2004 года - году вступления в силу главы 25.2 "Водный налог" Кодекса, поскольку с указанного периода ставки водного налога не пересматривались, начиная с 1 января 2015 года предусмотрена поэтапная индексация ставок водного налога в течение 11 лет.
По окончании указанного периода, начиная с 2026 года, ставки водного налога будут применяться с учетом коэффициента, учитывающего фактическое изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
Кроме того, для приведения положений главы 25.2 Кодекса в соответствие с законодательством Российской Федерации в области использования подземных водных объектов уточнен порядок налогообложения водным налогом пользования подземными водными объектами.
8. Налогообложение прибыли организаций
8.1. Налогообложение социальных услуг
С 1 января 2015 г. льготный режим налогообложения, установленный для медицинских и образовательных учреждений, распространен также и на организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан. Так, по 1 января 2020 г. организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов по налогу на прибыль организаций.
При этом под деятельностью по осуществлению социального обслуживания граждан понимается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в перечень по видам таких услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
8.2. Новый порядок учета средств в виде субсидий
Принят Федеральный закон, направленный на усовершенствование порядка учета средств в виде субсидий, полученных организациями, за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора.
Ранее порядок учета средств в виде субсидий в целях налога на прибыль организаций не предусматривал отражение сумм полученных субсидий в доходах по мере признания расходов, произведенных за счет этих субсидий, в отношении налогоплательщиков, прямо перечисленных в статье 271 Кодекса.
Вместе с тем, на других налогоплательщиков - производителей товаров, работ, услуг, которым выделялись субсидии, указанный порядок не распространялся. В связи с чем, в отдельных случаях, возникал кассовый разрыв и необходимость исчисления сумм налога, когда субсидии были получены в одном налоговом периоде, а расходы за счет средств полученной субсидии произведены в другом.
Согласно внесенным в законодательство изменениям на всех налогоплательщиков - получателей субсидий (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора) распространяется единый порядок их учета, согласно которому доходы в виде полученных субсидий в целях налога на прибыль организаций будут признаваться по мере признания расходов, произведенных за счет этих субсидий. При этом учет средств в виде субсидий различается, во-первых, в зависимости от того, на что они получены на финансирование расходов или на компенсацию ранее произведенных расходов, и, во-вторых, от характера таких расходов - связаны или не связаны они с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав.
9. Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации
9.1. Дорожная карта "Совершенствование налогового администрирования"
В настоящее время совершенствование налогового администрирования реализуется в рамках указанной Дорожной карты. При этом разработаны все запланированные Дорожной картой проекты федеральных законов, ряд из которых уже принят. В частности, в законодательство о налогах и сборах внесены следующие изменения:
1) введен институт налогового мониторинга, который имеет целью формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа, повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата.
Внедрение налогового мониторинга позволит повысить прогнозируемость налоговых платежей, своевременно выявлять пробелы и коллизии в законодательстве о налогах и сборах, сокращать затраты на проведение налоговых проверок, судебные издержки в связи с сокращением налоговых споров, а также обеспечивать повышение уровня правовой культуры налогоплательщиков;
2) в законодательство о налогах и сборах введено понятие "личный кабинет налогоплательщика", а также урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами;
3) предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет;
4) предусмотрено исключение из доходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС;
5) исключено существующее ограничение на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительства;
6) в области налогового администрирования НДФЛ предусмотрено:
- установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;
- установление ответственности налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;
- предоставление права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета.
9.2. Дорожная карта "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта"
Налогоплательщикам налога на добавленную стоимость, осуществляющим внешнеторговые операции, дано право представлять в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, в электронном виде: в статью 165 Кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 октября 2015 года вводятся реестры документов в электронной форме, подтверждающие правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
9.3. Иные меры совершенствования налогового администрирования
Среди прочих важных изменений в области налогового администрирования необходимо выделить следующие:
1) урегулирован внесудебный порядок взыскания налогов с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает пяти миллионов рублей;
2) расширены возможности использования банковских гарантий;
3) предусмотрена обязанность налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, однократно сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу указанного сообщения предусмотрена с 1 января 2017 г.;
4) предусмотрено право налогоплательщиков заявить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации.
5) введена обязательность досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
6) предусмотрено право налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, заявлена сумма убытка, потребовать, чтобы налогоплательщик представил соответствующие пояснения;
7) введен запрет на открытие налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам приостановлены операции.
10. Прочие налоговые новации
10.1. Налогообложение дивидендов
С 1 января 2015 года к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками, установлена налоговая ставка в размере 13 процентов.
10.2. Индексация государственной пошлины
Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленные главой 25.3 Кодекса, не пересматривались с момента введения в действие этой главы - с 2009 года.
В связи с ростом среднего уровня цен по потребительские товары, в том числе с учетом уровня инфляции, проведена индексация размера государственной пошлины.
С учетом дифференцированного подхода средний коэффициент индексации государственных пошлин составил в среднем в 1,6 раза.
10.3. Налогообложение на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя
В 2014 году приняты необходимые решения по созданию нормативной правовой базы в области налогов и сборов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе обеспечена синхронизация законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя с законодательством Российской Федерации (по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, акцизному налогообложению). Также внесены изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части введения переходных положений и правил применения российского законодательства о налогах и сборах на территориях указанных субъектов.
Кроме того, с 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона (СЭЗ), в связи с чем:
1. Установлены налоговые ставки налога на прибыль организаций для участников СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, аналогичные ставкам, установленным статьей 284 Кодекса для резидентов особых экономических зон (0% по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет с правом субъекта Российской Федерации устанавливать пониженную ставку по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не выше 13,5%).
2. Предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника СЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного на территории данной СЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
3. Предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций - участников СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
4. Предусмотрена возможность применения ускоренной амортизации участниками СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Кроме того, законодательным органам Республики Крым и города федерального значения Севастополя предоставлено право устанавливать по единому сельскохозяйственному налогу и упрощенной системе налогообложения пониженные налоговые ставки: 0% в 2015-2016 годах, 4% - в 2017-2021 годах.
10.4. Обеспечение устойчивости бюджетов бюджетной системы и подходы к установлению налоговых льгот
В целях обеспечения бюджетной устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации по доходам разработан механизм противодействия уклонению налогоплательщиками-организациями от уплаты налога на движимое имущество, принятое к учету до 1 января 2013 года, при передаче (продаже) такого имущества с баланса одной организации на баланс другой организации, в том числе в результате реорганизации.
Предусматривается исключение из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций не всего движимого имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2013 года, а только имущества, включенного в первую или вторую амортизационную группу (т.е. движимого имущества, срок полезного использования которого не превышает 3 лет).
Остальное движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, освобождается от налогообложения при условии, что оно принято на учет не в результате реорганизации (ликвидации) организации или передачи (приобретения) имущества между взаимозависимыми лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.