Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 июля 2015 г. N 03-05-06-03/38153
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с выдачей свидетельства о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, и сообщает, что ввиду отсутствия соответствующих документов на указанные объекты недвижимого имущества дать однозначный ответ не представляется возможным.
При этом сообщаем, что согласно пункту 5 статьи 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица за выдачу свидетельства о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти.
Учитывая положения статьей 20 и 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 11 НК РФ, наличие у наследника в паспорте гражданина Российской Федерации сведений о регистрации по месту жительства наследодателя (по месту наследуемого недвижимого имущества), по мнению Департамента, является достаточным основанием для подтверждения факта проживания наследника совместно с наследодателем и, соответственно, освобождения его от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.
В случае, если у наследника в паспорте гражданина Российской Федерации отсутствуют сведения о регистрации по месту жительства наследодателя (по месту наследуемого недвижимого имущества), то факт совместного проживания может быть подтвержден справкой из соответствующего жилищного органа или городской (сельской) администрации, отдела внутренних дел, а также решением суда.
При наследовании жилого дома освобождение от уплаты государственной пошлины распространяется на земельный участок, на котором расположен данный жилой дом в границах, определенных государственным кадастром недвижимости.
По вопросу, касающемуся правомерности использования сведений об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, выдаваемых специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (далее - органы БТИ), для целей исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельств о праве на наследство необходимо учитывать следующее.
В заключении Минэкономразвития России (письма от 7 марта 2014 г. N Д23и-691 и от 16 марта 2015 г. N Д23и-957) отмечено, что с 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации") порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Порядок учета) (в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации).
Пунктами 3, 7 Порядка учета предусмотрено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
Также в настоящее время продолжает действовать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 (далее - Инструкция). В соответствии с Инструкцией расчет инвентаризационной стоимости является одним из компонентов организации работ по учету жилищного фонда. При этом с 1 января 2013 г. в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" проведение технической инвентаризации объектов жилищного фонда не является обязательной и осуществляется по желанию собственника объекта жилищного фонда.
Органы БТИ, проводившие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда по состоянию на запрашиваемую дату.
Следовательно, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство по выбору плательщика может быть предъявлен документ с указанием инвентаризационной стоимости.
В случае, если в отношении объекта жилищного фонда до 1 января 2013 года не был произведен государственный технический учет и техническая инвентаризация и не была определена его инвентаризационная стоимость, то для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство на объект жилищного фонда может быть предъявлен документ с указанием рыночной или кадастровой стоимости.
По вопросам применения правовых актов, связанных с порядком определения стоимости недвижимого имущества, следует обращаться в Минэкономразвития России.
Что касается вопроса взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера, то данный вопрос не относится к компетенции Минфина России.
Согласно статье 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы о нотариате) контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата возложены на Министерство юстиции Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по некоторым вопросам, связанным с выдачей свидетельства о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором он расположен.
В частности, наличие у наследника в паспорте гражданина России сведений о регистрации по месту жительства наследодателя (по месту наследуемого недвижимого имущества), по мнению Минфина России, является достаточным основанием для подтверждения факта проживания наследника совместно с наследодателем и, соответственно, освобождения его от уплаты госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.
В случае, если у наследника в паспорте отсутствуют сведения о регистрации по месту жительства наследодателя (по месту наследуемого недвижимого имущества), то факт совместного проживания может быть подтвержден справкой из соответствующего жилищного органа или городской (сельской) администрации, отдела внутренних дел, а также решением суда.
При наследовании жилого дома освобождение от уплаты госпошлины распространяется на земельный участок, на котором расположен данный жилой дом в границах, определенных государственным кадастром недвижимости.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 июля 2015 г. N 03-05-06-03/38153
Текст письма официально опубликован не был