Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
утверждено постановлением
Главы администрации области
от 15 апреля 1996 г. N 224
Временный порядок сертификации услуг общественного питания
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает правила и порядок проведения обязательной сертификации (далее - сертификации) услуг общественного питания, подтверждения типа и класса предприятий, проводимых Органами по сертификации, аккредитованными Госстандартом России в установленном порядке.
2. Определения
В настоящем документе использованы термины, приведенные в документах: законах РФ "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей". "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Руководстве ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видах деятельности", ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации".
3. Общие положения
3.1. Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам.
3.2. При сертификации услуг общественного питания проверяются характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и используются методы, позволяющие:
- полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при обязательной сертификации;
- провести идентификацию услуг, в т.ч. кулинарной продукции, проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам.
3.3. Перечень сертифицируемых услуг и нормативной документации, на соответствие которым проводится сертификация услуг общественного питания, приведен в приложении 1.
3.4. Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг общественного питания в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами Органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания.
4. Порядок проведения сертификации услуг
4.1. Подача и рассмотрение заявки.
4.1.1. Для проведения сертификации услуг общественного питания заявитель - юридическое лицо направляет заявку в орган по сертификации. Форма заявки приведена в приложении 2. При наличии у предприятия общественного питания филиалов, сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым филиалом.
4.1.2. Заявитель дополнительно к заявке заполняет анкету (приложение 3).
4.1.3. Срок рассмотрения заявки и принятие решения о проведении (непроведении) сертификации не должен превышать одного месяца после ее получения Органом по сертификации.
4.1.4. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги.
Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от органов Госсанэпидемнадзора о несоответствии предприятия санитарным правилам и нормам.
4.1.5. Орган по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию услуг выполняет следующие функции:
- выбирает схему сертификации услуги;
- определяет наименование продукции, количество и порядок отбора образцов продукции, подлежащей испытаниям;
- определяет аккредитованную испытательную лабораторию, которая будет проводить испытания;
- запрашивает у заявителя, при необходимости, дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность производства и качества услуг, в т.ч. заключения Госсанэпидемнадзора. Госторгинспекции, Госпожнадзора, данные о поставках сырья и материалов, ассортимент производимой продукции (согласованный с органами санэпиднадзора) и др.
4.1.6. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение. Если решение по заявке принимается отрицательное, то Орган по сертификации аргументированно сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации услуг.
4.1.7. При положительном решении по заявке Орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации услуг, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами. К договору также прилагаются: календарный план работ по этапам, калькуляция работ. Работы по рассмотрению заявки (п.4.1.5.) включается в договор. Заявитель в срок не более 10 дней рассматривает и подписывает договор.
4.1.8. После получения от заявителя подписанного договора Орган по сертификации приступает к сертификации услуг и испытаниям кулинарной продукции.
4.2. Проведение проверок и испытаний при сертификации.
4.2.1. Сертификационные проверки и испытания проводятся для удостоверения соответствия сертифицируемых услуг обязательным требованиям нормативных документов.
4.2.2. Сертификационные проверки услуг общественного питания выполняются комиссией, в состав которой включаются эксперты по сертификации услуг и специалисты-консультанты местных органов регулирования торговли и общественного питания.
4.2.3. Порядок проведения сертификационных проверок и испытаний определяется схемами сертификации. Нумерация схем дана в соответствии с документом "Система сертификации ГОСТ Р. "Основные положения и порядок проведения сертификации услуг".
Схемы, применяемые при сертификации услуг общественного
питания.
_________________________________________________________________________
N Оценка Аттеста- Сертификация Выборочная Инспекционный
схемы процесса ция пред- системы ка- проверка контроль
оказания приятия чества результата
услуг услуги
_________________________________________________________________________
2 + + +
4 + + +
5 + +
_________________________________________________________________________
Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, включая выполнение всех составляющих ее элементов, в том числе соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, наличие нормативных и технологических документов, соблюдение требований к обслуживающему и производственному персоналу, состояние технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, а также осуществляется выборочная проверка (испытания) кулинарной продукции по показателям безопасности.
Схема предусматривает инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги.
Данная схема рекомендуется для сертификации всех услуг общественного питания, кроме услуг питания.
Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия общественного питания, что включает проверку:
- санитарно-гигиенических и технологических условий производства и реализации кулинарной продукции, условий обслуживания потребителей;
- состояния материально-технической базы (технологическое и сантехническое оборудование, лифты, система вентиляции, состав помещений, посуда, мебель и др.) в соответствии с ассортиментом кулинарной продукции;
- наличия нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию в соответствии с ассортиментом;
- соответствия качества услуг типу и классу предприятия;
- соответствия требований к обслуживающему и производственному персоналу.
Схема предусматривает выборочную проверку (испытание) кулинарной продукции.
При инспекционном контроле проводится выборочная проверка (контроль качества) кулинарной продукции по показателям безопасности. Схема применяется для сертификации услуг питания ресторана, бара, кафе, закусочной, столовой и предприятий других типов.
При сертификации по этой схеме проводится подтверждение типа и класса.
Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Применяется при добровольной сертификации.
Все схемы сертификации предусматривают проверку наличия заключений органов Госсанэпиднадзора России и Пожарной инспекции о соответствии предприятий санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям противопожарной безопасности, наличия сертификатов соответствия на пищевые продукты, используемые на предприятиях общественного питания.
Помимо указанных схем сертификации на срок не более 1 года применяется форма сертификации, основанная на заявлении-декларации исполнителя, предусматривающая обследование предприятия и выдачу сертификата соответствия с последующим инспекционным контролем за сертифицированной услугой. Применяется для сертификации всех видов услуг.
В случае выявления при инспекционном контроле несоответствия сертифицированной услуги установленным требованиям повторная сертификация проводится по одной из схем, указанных в таблице.
4.2.4. Сертификационные проверки и испытания проводятся в соответствии с аттестованными методиками и по утвержденным программам.
Сертификационные проверки оформляются актами, испытания - протоколами.
4.2.5. Акты сертификационных проверок и протоколы испытаний направляются органу по сертификации и в копии заявителю.
4.2.6. На основании анализа полученных результатов Орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.
При отрицательных результатах Орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата. Основанием для отказа в выдаче сертификата является отсутствие положительного результата сертификационных проверок и/или испытаний, а также отказ исполнителя услуги от оплаты процедур сертификации. При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации услуг.
4.3. Оформление результатов сертификации.
Орган по сертификации на основании акта сертификационных проверок процесса оказания услуги, протокола испытаний - контроля качества кулинарной продукции оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю. В сертификате указываются акты и протоколы испытаний с указанием испытательных лабораторий их выдавших. В сертификате также указывают подтвержденный тип и класс предприятия (при сертификации по схеме 4).
Сертификат соответствия вступает в силу с момента его регистрации в реестре органа по сертификации услуг общественного питания.
Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации с учетом предложений, содержащихся в заключении Госсанэпидемнадзора, но не более чем на три года.
4.4. Орган по сертификации может выдать дополнительно исполнителю копии сертификата, заверенные подлинной подписью и печатью органа. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание (электрографическим, фотографическим).
4.5. Право применения знака соответствия предоставляется исполнителю лицензией, выдаваемой органом по сертификации в установленном Госстандартом России порядке. В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуг нормативным документам. Форма, размеры и технические требования к знаку соответствия при обязательной сертификации установлены в ГОСТ Р 50460-92.
5. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами
5.1. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированными услугами проводится органом по сертификации с целью установления, что оказываемая услуга продолжает соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована.
Порядок проведения инспекционного контроля обусловливается принятой для данной услуги схемой сертификации.
5.2. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания-контроль качества кулинарной продукции не реже 2-х раз в год.
5.3. Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ:
- сбор и анализ информации о сертифицированных услугах;
- разработка и утверждение программы инспекционного контроля;
- формирование группы для проведения инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки;
- оформление результатов инспекционного контроля и принятие решений по результатам.
ИК предусматривает:
- проверку стабильности процесса предоставления услуг в соответствии со схемой выполнения сертификации;
- подтверждения того, что в процессе оказания услуги не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.
Для проведения ИК привлекаются специалисты территориальных органов регулирования торговли и общественного питания, Государственной торговой инспекции, Госсанэпидемнадзора, представители общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей.
5.4. ИК предусматривает проведение проверки услуг непосредственно на предприятии-заявителе. Оценка качества (испытаний) кулинарной продукции (отобранных проб) производится аккредитованной испытательной лабораторией.
5.5. ИК проводится по инициативе органа по сертификации, за исключением случаев, когда предприятие-заявитель внесло изменение в нормативную документацию или проведет переоснащение. В этих случаях предприятие-заявитель заблаговременно извещает ОС о необходимости проведения ИК, который должен быть проведен в обязательном порядке.
5.6. Внеплановый инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений органов Госсанэпиднадзора, Госстандарта РФ, Госторгинспекции, обществ потребителей и др. об отрицательных результатах проверок сертифицированных услуг, жалоб и претензий потребителей к исполнителю услуги.
5.7. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки заявителя и испытаний образцов продукции и делается общее заключение о состоянии процесса оказания услуги и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации. Копии направляются предприятию-исполнителю услуги и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о сохранении действия сертификата или повторном проведении сертификации услуг.
6. Приостановление или аннулирование действия сертификата
соответствия
6.1. Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия по результатам ИК в случае:
- несоблюдения требований нормативных документов, контролируемых при сертификации услуг;
- изменения процесса оказания сертифицируемой услуги и условий обслуживания, системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации;
- представления материалов от территориальных органов санэпидемнадзора о нарушениях санитарных норм и правил.
6.2. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение Знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.
6.3. Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей услуг, органов Госсанэпиднадзора и заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.
6.4. После выполнения корректирующих мероприятий Орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомление о снятии приостановления действия сертификата, запрета на применение знака соответствия, об отмене приостановления действия лицензии.
6.5. Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях:
- корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок;
- недостатки не устранены в установленный Органом по сертификации срок.
6.6. Отмена сертификата действует с момента принятия решения Органом по сертификации.
6.7. Повторная сертификация услуги, на которую был отменен сертификат, осуществляется в том же порядке.
7. Рассмотрение апелляций
При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подать апелляцию в Орган по сертификации, региональный орган по управлению сертификацией услуг общественного питания, центральный Орган системы сертификации Госстандарт России. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, применения знаков соответствия, выдачи и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.