Временное положение о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации
(Подкомиссия по летным и кабинным экипажам, сотрудникам по обеспечению полетов)
(утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 21 мая 2010 г.)
1. Общие положения
1.1. ВКК ГА осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, Федеральными авиационными правилами и настоящим Положением.
1.2. В состав ВКК ГА входят: ВКК центрального аппарата Росавиации, территориальные квалификационные комиссии при Межрегиональных территориальных управлениях воздушного транспорта (ТКК МТУ ВТ и РГ ТКК МТУ ВТ), рабочие группы ВКК (РГ ВКК) при учебных заведениях (авиационных учебных центрах) и уполномоченных федеральным органом в области гражданской авиации предприятиях (РГ ВКК предприятий ГА). При необходимости по решению председателя ВКК ГА организуют выездные группы ВКК в управлениях, учебных заведениях и предприятиях ГА.
1.3. ВКК ГА возглавляется Председателем, который назначается приказом руководителя Росавиации и непосредственно ему подчиняется.
1.4. ВКК Росавиации состоит из отдела ВКК и трех подкомиссий по выдаче сертификатов (свидетельств) авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности:
- подкомиссия по летным и кабинным экипажам, сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам);
- подкомиссия по персоналу обслуживания (управления) воздушного движения, авиационно-космического поиска и спасания;
- подкомиссия по персоналу технического обслуживания воздушных судов.
Председатели подкомиссий являются заместителями председателя ВКК ГА и назначаются приказом Руководителя Росавиации.
1.5. ВКК Росавиации состоит из специалистов центрального аппарата Росавиации. Состав ВКК Росавиации утверждается приказом Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта.
1.6. Председатель и секретарь ТКК МТУ ВТ назначается руководителем МТУ ВТ по согласованию с председателем ВКК ГА. Рабочие группы ВКК возглавляются председателями, членами ВКК ГА центрального аппарата Росавиации, назначаемые председателем ВКК ГА, а секретари РГ ВКК назначаются руководителями учреждений гражданской авиации. Выездные группы ВКК ГА возглавляются членом ВКК ГА, назначаемым председателем ВКК ГА.
1.7. Состав ТКК МТУ ВТ и РГ ВКК по представлению руководителей утверждается председателем ВКК ГА.
2. Задачи Высшей квалификационной комиссии
2.1. Основными задачами Высшей квалификационной комиссии являются определение соответствия установленным квалификационным требованиям и выдача свидетельства специалиста гражданской авиации.
2.1.1. При осуществлении основных задач, высшая квалификационная комиссия определяет приемлемый уровень квалификации авиационного персонала путем оценки программ подготовки с последующим их утверждением.
2.1.2. Положение о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации является документом, определяющим правила и процедуры в области сертификации летного состава, технического и диспетчерского персонала и выдачи свидетельств в соответствии с Положением о Росавиации.
2.1.3. Положение определяет порядок выдачи свидетельств авиационному персоналу, осуществляющему функции, установленные для обладателей следующих свидетельств:
пилота-любителя (самолет, дирижабль, вертолет);
коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);
пилота многочленного экипажа (самолет);
линейного пилота (самолет, вертолет);
пилота планера;
пилота свободного аэростата;
пилота сверхлегкого воздушного судна;
штурмана;
бортрадиста;
бортинженера (бортмеханика);
бортпроводника;
бортоператора;
специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники;
сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера;
диспетчер управления воздушным движением;
парашютист-инструктор.
2.1.4. Квалификационные требования, предъявляемые к лицам, являющимся обладателями Свидетельства специалиста авиационного персонала и осуществляющие функции, связанные с выполнением обязанностей по их реализации - определены Федеральными авиационными правилами от 12 сентября 2008 г. N 147 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" и от 26 ноября 2009г. N 216 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам"
2.1.5. Выдача свидетельств специалистам гражданской авиации, указанным в пункте 2.1.3. осуществляется:
- ВКК Росавиации - по всем категориям свидетельств;
- ТКК и рабочими группами ТКК межрегиональных территориальных управлений Росавиации - в пределах компетенции делегированной от имени ВКК;
- Рабочими группами ВКК при авиакомпаниях и образовательных учреждений - в пределах компетенции делегированной от имени ВКК.
2.1.6. Продление срока действия свидетельств специалистов ГА осуществляется в ВКК гражданской авиации.
2.1.7. Высшая квалификационная комиссия делегирует права и полномочия рабочим органам, ТКК Межрегиональных территориальных управлениях ГА, РГ ВКК при образовательных учреждениях ГА, а также РГ ВКК при авиапредприятиях, имеют гербовую печать с соответствующим регистрационным номером и осуществляют свою деятельность от имени ВКК гражданской авиации в пределах полномочий определяемых положением о рабочем органе.
2.1.8. Выдача свидетельств, гражданам других государств, производится на основании настоящего Положения при наличии договоров на обучение и в соответствии с международными соглашениями с участием Российской Федерации.
2.1.9. Иностранные свидетельства авиационного персонала, выданные гражданину Российской Федерации, проходят процедуру признания на основании ВК Российской Федерации, Положения о Росавиации и других нормативных актов Росавиации.
2.1.10. Изменения и дополнения к Положению вносятся в порядке, определяемом действующим законодательством.
3. Функции Высшей квалификационной комиссии
3.1. Основными функциями является:
3.1.1. Организация и проведение экзаменов по проверке теоретических знаний, практических умений и навыков при осуществлении деятельности, связанной с пилотированием воздушного судна и самолетовождением в соответствии с квалификационными требованиями.
3.1.2. Выдача свидетельств о соответствии присвоенной квалификацией.
3.1.3. Определение соответствия квалификации при продлении срока действия свидетельства.
3.1.4. Разработка национальных стандартов по выдаче свидетельств специалистам гражданской авиации.
3.1.5. Проведение проверки теоретической подготовки и практических навыков летных специалистов при выявлении несоответствия их квалификации установленным требованиям или признание выданных свидетельств недействительными.
3.1.6. Осуществление руководства деятельностью ТКК МТУ и рабочих групп ВКК при образовательных учреждениях ГА и авиапредприятиях.
3.1.7. Рассмотрение и утверждение решения ТКК МТУ и РГ ВКК образовательных учреждений ГА и авиапредприятий.
3.1.8. Рассмотрение заявления кандидатов на соответствие квалификационным требованиям.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.1.10. Рассмотрение конфликтов, связанных с решением рабочих органов ВКК по вопросам квалификационной оценки.
3.1.11. Определение потребности в свидетельствах и ведение учета выдачи свидетельств специалистам ГА, базы данных с учетом квалификации пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров службы движения и других специалистов, имеющих свидетельства специалистов гражданской авиации.
3.1.12. Ведет статистический анализ количественных и качественных показателей уровня подготовки авиационного персонала.
3.1.13. Ведет базу данных по авиационному персоналу гражданской авиации.
4. Организационная структура ВКК
4.1. С целью оперативного взаимодействия с физическими и юридическими лицами и организациями, ВКК ГА делегирует права и полномочия ТКК МТУ, рабочим группам (РГ ВКК), структурно входящим в состав ВКК ГА и ведущим свою деятельность от имени ВКК ГА.
4.2. Перечень рабочих групп, их функции, права и полномочия определяются решением Председателя ВКК ГА.
4.3. ТКК МТУ и рабочие группы ВКК имеют гербовую печать квалификационной комиссии, отличающуюся регистрационным номером, полученным от ВКК ГА. Контрольные оттиски выданных квалификационным комиссиям печатей хранятся в ВКК в течение всего срока действия свидетельств данного образца.
4.4. Председатели ТКК МТУ и рабочих групп ВКК при образовательных учреждениях ГА и других организациях являются полномочными представителями ВКК ГА и имеют право подписывать и заверять гербовой печатью комиссии записи в свидетельствах в пределах делегированных комиссии полномочий от имени ВКК ГА.
4.5. Для осуществления своих функций ВКК ГА и ее рабочие органы проводят выездные сессии в организациях, учреждениях и учебных заведениях с целью реализации функций ВКК по сертификации авиационного персонала.
4.6. При необходимости или отсутствии в составе ВКК ГА специалистов необходимого профиля, ВКК ГА по согласованию с учебными и производственными организациями ГА, привлекают к работе необходимых экспертов для работы в составе ВКК ГА.
4.7. Рабочие группы ВКК ГА формируются, как правило, на базе учебных заведений ГА из инструкторского и преподавательского состава и возглавляются руководителем учебного заведения, или его заместителем.
4.8. Выездные рабочие группы ВКК ГА при авиационных предприятиях или учреждениях ГА формируются из специалистов межрегионального управления, предприятия, организации, учреждения на период проведения мероприятий по аттестации (сертификации) специалистов. Председателем выездной группы назначается член рабочей группы ВКК ГА.
5. Программы подготовки авиационного персонала
5.1. Учебная организация, подавшая заявление о проведении сертификации, представляет в ВКК ГА программы подготовки авиационного персонала приемлемые для удовлетворения квалификационных требований, предъявляемых к специалистам гражданской авиации, заявленным в сфере подготовки учебной организации.
5.2. Квалификация, необходимая для выдачи свидетельств авиационному персоналу, легче и быстрее приобретается теми кандидатами, которые под тщательным наблюдением проходят систематическое и непрерывное обучение на курсах подготовки по спланированной программе или учебному плану.
5.3. Авиационный персонал, занятый эксплуатацией авиационной техники, осуществляющий управление летательными аппаратами и обслуживанием воздушного движения, должен иметь базовое авиационное образование.
5.4. Учебные программы и курсы подготовки, определяющие квалификацию специалиста ГА, утверждаются государственным полномочным органом в области деятельности гражданской авиации.
5.5. Независимо от видов и форм обучения, все виды квалификационной подготовки проводятся в сертифицированных учебных заведениях ГА.
5.6. Первоначальное присвоение квалификации специалистам, окончившим учебные заведения ГА, по видам деятельности, связанной с эксплуатацией авиационной техники, управлением летательными аппаратами и обслуживанием воздушного движения, проводится на основании решения государственной аттестационной комиссии. Свидетельства специалистов подписываются в ВКК Росавиации.
5.7. Результаты экзаменов и экзаменационные оценки по каждому специалисту заносятся в реестр (базу данных) и хранятся в соответствии со сроками, установленными законодательством.
5.8. Программы подготовки авиационного персонала пересматриваются и обновляются в установленные сроки (через 5 лет), если не требуется иного, в связи с нововведениями.
6. Свидетельства специалистов гражданской авиации
6.1. Свидетельство специалиста гражданской авиации является документом, дающим право его владельцу осуществлять соответствующие функциональные обязанности.
6.2. Свидетельство специалиста гражданской авиации первоначально может быть выдано лицам не моложе 18 лет.
6.3. Свидетельство специалиста гражданской авиации является личной собственностью лица на имя, которого оно выдано.
6.4. Действие свидетельства может быть приостановлено, если лицо являющееся владельцем данного свидетельства, не соответствует или утратило способность соответствовать квалификационным требованиям.
6.5. Содержание, форма и порядок нумерации пунктов свидетельств разработаны на основании требований настоящего Положения с учетом стандартов и рекомендаций Приложения 1 к Конвенции о международной гражданской авиации (1944 г.) и ФАП-147.
6.6. Свидетельство, выдаваемое иностранному специалисту, заполняется на языке, предусмотренном соответствующим соглашением.
6.7. Свидетельства всех категорий специалистов ГА (прил. 1 к настоящему Положению) имеют единую форму и содержат следующие пункты:
I - наименование государства, выдавшего свидетельство;
II - наименование свидетельства;
III - серия и порядковый номер свидетельства;
IV - фамилия, имя, отчество, год рождения владельца свидетельства;
V - адрес владельца свидетельства;
VI - гражданство владельца свидетельства;
VII - личная подпись владельца свидетельства;
VIII - наименование полномочного органа, выдавшего свидетельство;
IX - срок действия свидетельства и разрешения владельцу пользоваться правами, предоставляемыми владельцу свидетельства для выполнения функций, указанных в п.п. II и ХII свидетельства;
X - подпись должностного лица, выдавшего свидетельство, и дата выдачи;
XI - печать полномочного органа, выдавшего свидетельство;
XII - отметка о квалификации, определяющая допуск к выполнению обязанностей на конкретном виде и типе ВС, допуск к выполнению конкретных функций диспетчеров службы движения с указанием диспетчерских пунктов и допуск к выполнению конкретных функций инженеров и авиационных техников;
XIII - примечания, связанные с условиями допуска к выполнению функций (метеорологические минимумы для взлета и захода на посадку и т.д.);
XIV - другие сведения, связанные с местом работы и пр.
Текст пунктов I, II, IV, VI, IX, XII, XIII дублируются на английском языке.
6.8. Свидетельства специалистов ГА (прил. 1 к настоящему Положению) содержат 14 пунктов, которые заполняются четким и разборчивым почерком черной тушью или черными чернилами (пастой) от руки, без подчисток, исправлений и помарок, буквами русского алфавита.
Примечание: Описание свидетельства, изготовленного на пластиковых картах, издается специальным положением, непосредственно с выпуском таких "карт".
Правила заполнения свидетельств
6.8.1. Заполняются и оформляются п.п. IV, VI, VII, IX, X, XI, XII, XIII и XIV свидетельств специалистов ГА следующим образом:
- в п. IV указывается фамилия, имя, отчество владельца свидетельства на русском языке. Для членов экипажей ВС, выполняющих международные полеты, фамилия, имя, отчество записываются печатными буквами латинского алфавита. в п. IVa - указывается дата рождения (число, месяц, год) арабскими цифрами;
- в свидетельствах, выдаваемых специалистам ГА, п. V - Россия; для иностранных специалистов (по их желанию) указывается место жительства владельца;
- в п. VI свидетельства указывается гражданство владельца свидетельства;
- в п. VII владелец свидетельства ставит свою подпись, над подписью приклеивается фотокарточка владельца, сфотографированного в фас, без головного убора.
- Размер фотокарточки 4х5 см. Фотокарточка и личная подпись заверяются гербовой печатью, место которой обозначено буквами М.П.;
- в п. Х свидетельства ставится подпись председателя ВКК ГА и дата выдачи свидетельства;
- в п. ХI свидетельства на месте, обозначенном М.П., ставится гербовая печать, квалификационной комиссии, выдавшей свидетельство;
- в п. IX на с. 2 свидетельства указываются права владельца на русском и английском языках; на стр. 4-10 записывается срок действия по дате медицинской справки врачебно-летных экспертных комиссий (ВЛЭК), ставится подпись лица, от имени квалификационной комиссии, которая заверяется печатью;
- в п. XII свидетельств пилота, штурмана, бортинженера, бортрадиста, бортпроводника, указывается вид, тип, класс ВС (однодвигательный или многодвигательный для самолета и однодвигательный или многодвигательный для вертолета) и должность, в зависимости от присвоенной квалификации:
командир воздушного судна;
командир воздушного судна - инструктор;
второй пилот;
штурман воздушного судна;
штурман-инструктор;
бортинженер;
бортинженер-инструктор;
бортмеханик;
бортмеханик-инструктор;
бортрадист;
бортрадист-инструктор;
бортпроводник;
бортпроводник-инструктор;
Примеры:
Самолет многодвигательный, сухопутный Ил-96, командир воздушного судна.
Вертолет многодвигательный, Ми-8, второй пилот.
Самолет многодвигательный, сухопутный Ил-62, бортинженер.
Гидросамолет однодвигательный Ан-2, командир воздушного судна.
В п. XII свидетельства инженеров и авиационных техников указывается (определяется подкомиссией аттестации персонала технического обслуживания ВКК Росавиации):
тип и модификация ВС;
специальность владельца свидетельства;
наименование видов технического обслуживания воздушных судов, к выполнению которых допущен владелец свидетельства.
Примеры:
Самолет многодвигательный, сухопутный Ту-154Б, Ту-154Б2.
Инженер по техническому обслуживанию летательных аппаратов и двигателей.
Допущен к выполнению оперативных видов технического обслуживания.
Приказ N _______ от "_______" ___________ 20 г.
Самолет многодвигательный, сухопутный Як-42.
Авиационный техник по эксплуатации радиооборудования самолетов.
Допущен к выполнению всех оперативных и периодических видов технического обслуживания.
Приказ N ______ от "________" ___________ 20 г.
Примечание: Воздушные суда, на которых специалист не производил полеты или техническое обслуживание более 12 месяцев, в свидетельствах не указываются, а имеющийся допуск считается недействительным (аннулируется) (определяется подкомиссией ВКК Росавиации по инженерно-техническому составу)
- в п. XII свидетельства диспетчера службы движения указывается наименование диспетчерского пункта (пунктов), на котором(ых) допущен к работе владелец свидетельства, дата допуска и номер приказа (определяется решением подкомиссии по аттестации персонала УВД ВКК Росавиации).
6.8.2. В п. XIII свидетельства записываются сведения об особых правах, предоставляемых владельцу свидетельства, таких как, минимумы для взлета и посадок, допуск инструктора к первоначальному обучению, а также другие сведения по указанию ВКК ГА.
Примеры:
Допущен к полетам командиром воздушного судна на самолете Ил-96 по минимуму 60х550 м. Приказ от "___" _________ N ______.
В п. XIII свидетельств специалистов, выполняющих авиационные работы, указываются виды работ, которые им разрешено выполнять в установленном порядке.
Примеры:
Допущен к авиационно-химическим работам на вертолете Ми-2.
Допущен к полетам на вертолете Ми-8 для выполнения монтажных работ.
В период ввода в строй авиаспециалисту в данном пункте свидетельства указывается должность стажера.
Примеры:
Командир воздушного судна - стажер на самолете Ту-154М.
Штурман воздушного судна - стажер на самолете Ил-62М.
Бортпроводник-стажер.
При выполнении полетов или обслуживания нескольких типов воздушных судов записи производятся по каждому типу.
В п. XIII диспетчера службы движения записываются сведения об особых правах, предоставляемых владельцу свидетельства, таких как допуск УВД по минимуму I, II, III категории, назначение на должность и т.д. (определяется решением подкомиссии по аттестации персонала УВД ВКК Росавиации).
Примеры:
Допущен к УВД по минимуму II категории.
В п. XIII свидетельства инженерно-технического состава указываются сведения о допуске к выполнению отдельных работ, перечень которых устанавливается регламентом технического обслуживания воздушного судна (определяется подкомиссией аттестации персонала технического обслуживания ВКК Росавиации).
Примеры:
Допущен к самостоятельному запуску и опробованию двигателей Д-30КУ, на самолетах Ил-96.
Приказ N _______ от "___" ____________ 20 г.
Допущен к буксировке самолетов Ту-214, Як-40.
Приказ N _______ от "___" ____________ 20 г.
В п. XIV свидетельства бортоператора, на с. 24 записывается квалификация.
Пример:
Бортоператор связи. Подпись должностного лица и гербовая печать.
6.8.3. В п. XIV свидетельства указывается полное наименование организации гражданской авиации, где работает владелец свидетельства
Примечание: За достоверность записей в п.п. IX, XII, XIV свидетельств отвечают должностные лица, заверившие указанные записи своей подписью и печатью.
6.8.4. Записи, внесенные в п. IX, XII заверяются гербовой печатью ВКК, ТКК или РГ ВКК, п. XIII свидетельства всех специалистов ГА, заверяются должностным лицом и печатью организации (за исключением записей произведенных государственным органом).
6.9. Владелец свидетельства утрачивает права представляемые свидетельством, указанные в п. II и XII, в случае:
отсутствия отдельных листов в свидетельстве;
окончания срока действия свидетельства (медицинского заключения);
утери или хищения свидетельства.
6.9.1. При утрате свидетельства оно исключается из реестра (базы данных) и выдается дубликат, в установленном порядке.
6.9.2. ВКК Росавиации ежемесячно опубликовывает на сайте
6.10. Размеры свидетельства в развернутом виде 120х170 мм.
6.11. Для специалистов ГА устанавливаются следующие наименования свидетельств:
свидетельство линейного пилота - цвет обложки темно-зеленый;
свидетельство пилота коммерческой авиации - цвет обложки голубой;
свидетельство пилота-любителя - цвет обложки белый
пилота многочленного экипажа - темно-синий
свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна - цвет обложки сиреневый;
свидетельство пилота-планериста - цвет обложки розовый;
пилота свободного аэростата - фиолетовый
свидетельство штурмана - цвет обложки красный;
свидетельство бортинженера - цвет обложки коричневый;
свидетельство бортмеханика - цвет обложки коричневый;
свидетельство бортрадиста - цвет обложки оранжевый;
свидетельство бортпроводника - цвет обложки белый;
свидетельство летчика-наблюдателя - цвет обложки красный;
свидетельство бортоператора (бортнаблюдателя) - цвет обложки темно-красный;
свидетельство парашютиста - инструктора - цвет обложки темно-синий;
свидетельство диспетчера управления воздушным движением - цвет обложки желтый;
свидетельство инженера (по техническому обслуживанию, диагностике ВС и авиадвигателей) - цвет обложки коричневый;
свидетельство авиационного техника (по техническому обслуживанию ВС и авиадвигателей) - цвет обложки коричневый;
свидетельство инженера (по техническому обслуживанию авиационного и радиолокационного оборудования) - цвет обложки белый с двумя коричневыми полосами на нижнем правом углу по диагонали;
свидетельство авиационного техника (по техническому обслуживанию приборов и электрооборудования, радиоэлектронного оборудования) - цвет обложки белый с двумя коричневыми полосами на нижнем правом углу по диагонали;
свидетельство сотрудника по обеспечению полетов - цвет обложки голубой.
6.12. Основанием для выдачи свидетельств является решение ВКК, принятое на основании выполненной программы подготовки при 75% правильных ответов на экзаменационные вопросы, предназначенные для определения, соответствующего уровня квалификации.
6.13. Свидетельства, выдаваемые ВКК ГА, подписывает председатель подкомиссии ВКК ГА или его заместитель.
7. Квалификационные критерии и квалификационная оценка
7.1. Квалификационные критерии и квалификационная оценка предусматривает совокупность оцениваемых элементов, которой характерны ориентация на результаты, особое внимание отдается стандартам эффективности выполнения операций и измерению этих стандартов, а также разработке программ подготовки.
7.2. Квалификационные подход к системе подготовки и оценка ее результатов включают, следующие аспекты:
- определение путем проведения системного анализа показателей, подлежащих оценке;
- использование метода анализа служебных обязанностей и задач для определения стандартов эффективности; условий, в которых выполняется данная работа; степени важности задач и перечня требований к навыкам, знаниям и отношения к делу;
- разработка тестирования, соотнесенного с критериями, достоверного, надежного и ориентированного на показатели эффективности.
7.3. Квалификационные критерии и квалификационная оценка являются минимальными требованиями, выполнение которых обеспечивает эксплуатацию ВС в ожидаемых условиях.
7.4. Специалистам, перешедшим работать в предприятия ГА из других ведомств, первоначальное присвоение квалификации и выдача свидетельства пилота коммерческой авиации проводится после их переподготовки в АУЦ и оценки уровня квалификации в соответствии с настоящим Положением.
8. Процедуры получения квалификационных отметок
8.1. Квалификационная отметка в свидетельстве, определяет особые условия разрешения или ограничения по данному свидетельству.
8.2. С целью получения квалификационной отметки, заявитель должен пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку по установленному курсу в сертифицированной Учебной организации, включая учебные заведения ГА и АУЦ, по виду подготовки в соответствии с предметами учебной программы и тематическими разделами.
8.3. Получение квалификационной отметки, равно как получение свидетельства, подтверждающего уровень квалификации авиационного специалиста, включает сдачу:
- Теоретического экзамена;
- Практического экзамена.
9. Теоретический экзамен
9.1. Теоретический экзамен на получение свидетельства или квалификационной отметки представляет собой экзамен по каждому из предметов, которые указаны в квалификационных требованиях, изложенных в Федеральных авиационных правилах от 12.09.2008 г. N 147 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации".
9.2. Экзаменационные вопросы выбирает ВКК ГА по общепринятой методике, которая позволяет охватить всю программу подготовки по каждой дисциплине, входящей в квалификационные требования.
9.3. Экзаменационные вопросы должны быть опубликованы и доступны каждому заявителю до момента начала сдачи экзамена.
9.4. Теоретический экзамен может проводиться в письменной форме (применение контрольных тестов) или в форме тестирования с применением компьютерных технологий.
9.5. При тестировании, результаты экзамена объявляются заявителю непосредственно после его завершения.
- Экзамен считается сданным, если заявитель правильно ответил на 75% экзаменационных вопросов.
- Экзамен может быть прерван, если количество неверных ответов не позволяет получить положительный результат.
9.6. При проведении письменного экзамена, результаты доводятся до заявителя на следующий день после сдачи экзамена, с заключением и оценкой комиссии ВКК ГА, при этом оценка носит "бинарный" характер: "удовлетворительно" - "не удовлетворительно".
9.7. Повторная пересдача экзамена по теоретической подготовке возможна не ранее 15 дней после сдачи последнего экзамена, но не более 3-х попыток в течение 6 месяцев со дня сдачи первого экзамена.
9.8. Разрешается засчитывать оценки, полученные после окончания КПК при сертифицированном АУЦ, оценки действительны в течение 12 месяцев.
9.9. Срок действия оценок, полученных при сдаче экзаменов не более 12 месяцев со дня сдачи первого экзамена.
10. Практический экзамен
10.1. Проверку практической работы и навыки у всех категорий авиаспециалистов, осуществляют инструкторы-экзаменаторы от лица Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации. Для пилотов, проводится единая проверка техники пилотирования и навигации.
10.2. При осуществлении своих функций, экзаменатор не занимает рабочего места в контуре управления, определяя соответствие действий кандидата установленным критериям, нормам и правилам.
10.3. Экзаменатор несет ответственность за точность и объективность оценки соответствия действий кандидата установленным критериям, нормам и правилам.
10.4. В организациях, которым делегированы права и полномочия по квалификационной оценке от имени ВКК ГА, экзаменационные проверки на соответствие квалификационным требованиям, осуществляют экзаменаторы из числа персонала этих организаций, имеющие статус "инструктор - экзаменатор ВКК".
10.5. Оценка практической работы специалистов производится по специально разработанному листу практической проверки, где указывается, "соответствует (не соответствует)", оцениваемый элемент проверки. Для пилотов коммерческой авиации проверка проводится в двух полетах днем и ночью не менее чем 1 ч 30 мин общего лётного времени, для остальных членов экипажа не менее 1 ч 30 мин общего летного времени. Для пилотов воздушных судов, не допущенных к полетам в ночных условиях, не менее 1 ч 00 мин общего лётного времени в дневных условиях.
Разрешается проводить проверку в аэродромных условиях 2 полета/4 захода днем и ночью или ночью для коммерческой авиации.
Для легких и сверхлегких ВС, экипаж которых состоит из одного пилота, проверка выполняется в аэродромных условиях в зоне видимости пилота-инструктора на земле и воздушного судна в воздухе с общим летным временем не менее 1 ч 00 мин.
10.6. После завершения экзаменационной проверки, контрольный экземпляр листа проверки, заверенный подписью экзаменатора и кандидата остается, как у кандидата, так и у экзаменатора, который сдает его в Квалификационную комиссию. Срок действия экзамена не более 3-х месяцев со дня сдачи.
10.7. При наличии невыполненных позиций контрольного листа проверок, или "не соответствующих" оценках элементов, экзамен считается невыполненным и повторный экзамен, может быть назначен не ранее, чем через 15 календарных дней (по заявлению кандидата).
11. Сроки действия свидетельств и правила их продления
11.1. Продление срока действия свидетельств является подтверждением квалификации и квалификационных отметок.
11.2. Срок действия свидетельства (квалификационной отметки) устанавливается:
пилотам коммерческой авиации и линейным пилотам - один год;
пилотам-любителям - два года;
пилотам СВС и пилотам-планеристам - два года;
штурманам - один год;
бортинженерам - один год;
бортмеханикам - один год;
бортрадистам - один год;
бортпроводникам - один год;
летчикам-наблюдателям - два года;
бортоператорам (бортнаблюдателям) - два года;
инструкторам парашютной службы и диспетчерам службы движения - определяет подкомиссия ВКК Росавиации по УВД;
инженерам и авиационным техникам - пять лет;
бортоператорам грузовых ВС - один год;
сотрудникам по обеспечению полетов - пять лет.
11.3. По истечении срока действия свидетельство подлежит продлению.
11.4. Продление срока действия свидетельства производится по дате медицинского заключения и в соответствии с требованиям настоящего Положения. Свидетельство действительно в пределах сроков действия квалификационных проверок.
11.5. Продление срока действия свидетельств проводится на основании:
- справки о прохождении ВЛЭК (ЦВЛЭК);
- листа оценок о сдаче теоретических экзаменов (тестирования ВКК ГА);
- результатов о проверке практической работы;
- результатов тренировки на комплексном тренажере.
11.6. Проверка теоретических знаний и практической работы специалистов службы движения, бортпроводников, инженерно-технического состава проводится ВКК Росавиации, ТКК или их рабочими группами. Разрешается засчитывать оценки, полученные при прохождении КПК и переподготовки на другой (новый тип) ВС.
11.7. Результаты проверки теоретических знаний заносятся в лист оценок, а результаты практической работы - в летную книжку (лист проверки), листы оценок и практической работы хранятся в деле специалиста.
Примечание. Летный состав, выполняющий международные полеты проходит проверку знаний по английскому языку с установленной периодичностью.
Председатель ВКК ГА |
В.И. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временное положение о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации (Подкомиссия по летным и кабинным экипажам, сотрудникам по обеспечению полетов) (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 21 мая 2010 г.)
Текст документа приводится по изданию Министерства транспорта РФ и Федерального агентства воздушного транспорта (Москва, 2010 г.)