Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правила
работы предприятий розничной торговли и общественного питания на территории Новосибирска
(утв. постановлением мэра от 22 декабря 1994 г. N 1636)
18 декабря 1995 г., 13 октября 1997 г., 1 декабря 2000 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли и общественного питания (в дальнейшем "предприятие") независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
1.2 Утратил силу.
См. текст пункта 1.2
1.3. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей в наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
1.4. Товарный профиль и специализация торгового предприятия определяются собственником предприятия по согласованию с администрацией района.Профиль приватизированных предприятий определяется в соответствии с договором купли-продажи.
Торговое предприятие должно иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, согласованный с администрацией района и районной санитарно-эпидемиологической службой, действующие санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.
1.5. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности). На вывесках предприятий торговли и общественного питания должен быть указан их юридический адрес.
Режим работы государственным (федеральным, областным, муниципальным) предприятиям устанавливается по решению администраций районов, на территории которых осуществляется торговля.
Режим работы предприятий иных форм собственности определяется собственником.
Установленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
1.7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены. Исключения составляют предприятия общественного питания, работающие с официантами, где вход в предприятия прекращаются за 30 минут до их закрытия, а в других предприятиях общественного питания за 15 минут до их закрытия.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 5-10 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
1.8. При закрытии предприятия для поведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом администрацию района, на территории которого осуществляется торговля. О закрытии предприятия покупатели извещаются специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
1.9. Товарный зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарными, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа, оборудование предприятия инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты проверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о проверке.
1.10. Работники предприятий должны заботиться об оформлении предприятия, рекламе, интерьере.
Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже.
2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами (сертификаты соответствия или их заменяющие документы).
2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товаров датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой приходной части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
2.3. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.
2.4. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
2.5. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюженная, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).
2.6. Товары из складских и подсобных помещений регулярно подаются в торговый зал для обеспечения постоянного наличия их в продаже в течение всего рабочего дня в полном ассортименте, имеющемся в предприятии.
3. Продажа товаров
3.1. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ценниками (за подписью ответственного лица, с указанием полного наименования товара, веса, размеров, сорта, цены за единицу измерения), обновлена выкладка товаров, подготовлен соответствующий инвентарь, упаковочные материалы, контроль-кассовые аппараты.
3.2. Продажа товаров в предприятиях торговли производится всеми гражданам на общих основаниях.
Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов РФ, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.
3.3. На все реализуемые товары, в том числе зарубежные, предприятие торговли обязано иметь документы, удостоверяющие качество товаров. На товары, подлежащие обязательной сертификации, торговле предприятие обязано иметь документы, подтверждающие сертификацию товара по показателям безопасности для жизни и здоровья потребителей (сертификаты соответствия, заявления-декларации изготовителей, зарегистрированные в территориальных органах Госстандарта, товаросопроводительные или эксплуатационные документы, маркированные знаком соответствия или зарегистрированного заявления-декларации).
В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" и Основами гражданского законодательства предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа сырых продуктов (мясо, птица, рыба, овощи и другие) вместе с готовыми к употреблению продуктами (молочные, колбасные, кондитерские изделия и другие) в одном отделе.
При возникновении необходимости торговли смешанными товарами следует иметь отдельные торговые и складские помещения. Разрешение на торговлю смешанными товарами выдают органы санэпиднадзора.
В промышленных магазинах разрешается продажа продовольственных товаров в герметичной упаковке при условии сохранности их потребительских свойств.
Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.
3.4. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания. Запрещается использование бытовых весов при продаже весовых товаров.
Торговые предприятия, осуществляющие продажу продуктов в стеклянной таре, имеющей залоговую цену, обязаны принимать от населения порожнюю посуду в течение всего рабочего дня магазина. Если прием посуды производится в отдельном приемном пункте, то в магазине вывешивается объявление с указанием местонахождения пункта и часов его работы.
3.5. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке без взимания дополнительной платы.
Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателями дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
Расфасованные в торговом предприятии товары по просьбе покупателей должны отпускаться меньшими отвесами.
3.6. Покупатель может проверить правильность веса и меры отпущенных ему товаров. В торговых залах устанавливаются на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные метры.
3.7. По решению мэрии в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному покупателю.
3.8. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке.
3.9. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров (спиртные напитки, ружья, боеприпасы, средства самообороны), комиссионная, посылочная торговля осуществляется с соблюдением также особых правил торговли указанными товарами.
3.10. Продажа товаров повседневного спроса детям производится в соответствии с требованиями ст.13.14 ГК РФ,запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
3.11. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора.
Запрещается обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением иных.
3.12. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой кассовый чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательство по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием (исключаются предприятия с отдельными рабочими местами для кассиров-операционистов).
При продаже технически-сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделия также проставляется дата (число, месяц, год) продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст.23 Закона РФ "О защите прав потребителей". В случае приобретения товаров с недостатками обмен их осуществляется согласно ст.17-21 этого Закона.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и другие), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.
3.13. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов.
3.14. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией до 3-х суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от проданных товаров без взимания платы за хранение.
4. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях) самообслуживания
4.1. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке указываются наименование и сорт товаров, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электрических весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
4.2. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты на едином узле расчета.
4.3. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобство покупателям для ознакомления и выбора их.
4.4. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
4.5. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, в при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
5. Расчеты с покупателями
5.1. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, а также случаев, предусмотренных постановлением мэра от 01.04.94 N 383 "Об организации мелкорозничной торговли в Новосибирске".
Контроль-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
5.2. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания контролеры-кассиры.
5.3. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке: кассир, кассир-контролер четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя, печатает чек на контрольно-кассовой машине, объявляет покупателю общую стоимость покупок, называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком, после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
5.4. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
5.5. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупку, состоящие из одного-двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
5.6. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат денег из кассы покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
6. Права и обязанности покупателя
6.1. Покупатель имеет право:
- на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядка эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии; - проверить цену товара, правильность веса и меры отпущенных товаров, наличие документов, подтверждающих качество товара и его безопасность для потребителей самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показаний весоизмерительных приборов; - требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей; - требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей; - оставить на хранение отобранные или оплаченные товары; - в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврат этой суммы; - вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
6.2. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: - соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования; - не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале; - производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря; - при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, купленных в другом магазине; - набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания; - возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
6.3. Требования покупателя рассматриваются при предъявлении товарного (кассового) чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки. По товарам, на которые установлены гарантийные сроки - технического паспорта или иного, заменяющего его документа.
7. Информация для покупателей
7.1. В предприятиях обязательна следующая информация для покупателей:
- выписка из правил розничной торговли отдельными товарами;
- порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом - схема разруба мяса по сортам;
- перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг; - указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
- фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках.
7.2. Предприятие обязано своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), иметь все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров в соответствии со специализацией.
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 13 октября 1997 г. N 1575 в настоящие правила дополнены подпунктом 7.3
7.3. Информация о товарах предоставляется потребителю на русском языке в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.96 N 1575 "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке" и постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товаров на русском языке".
8. Санитарные требования к содержанию предприятия и его работников
8.1. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами Госсанэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях также и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
8.2. Работники продовольственных магазинов и предприятий общественного питания в установленные сроки и в установленном порядке проходят медицинское освидетельствование и должны иметь при себе медицинские книжки установленного образца.
8.3. Работники во время исполнения своих служебных обязанностей должны быть опрятно одеты, соблюдать правила личной гигиены, содержать рабочие места, торговое оборудование, инвентарь и санитарную одежду в чистоте, предохранять товары от загрязнений и порчи.
Работников продовольственных магазинов и предприятий общественного питания запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды, фирменных головных уборов.
9. Контроль за работой предприятия
9.1. Контроль за работой предприятия осуществляют:
- контрольно-аналитическое управление мэрии;
- управление потребительского рынка и услуг, пищевая лаборатория качества мэрии;
- комитет по защите прав потребителей мэрии;
- отделы торговли и отделы по защите прав потребителей районных администраций;
- Центр стандартизации и метрологии, Государственная торговая инспекция, Центр госсанэпиднадзора и другие службы, имеющие на это право, в пределах своей компетенции.
9.2. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежащее оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятий.
9.3. Допуск лиц, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
9.4. Все предприятия должны иметь Книгу отзывов и предложений, которая находится в торговом зале на доступном для покупателей, санитарный и контрольный журналы, в которые проверяющие вносят записи о результатах проверки. Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью районной администрации. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
Постановлением Мэра г.Новосибирска от 18 декабря 1995 г. N 1178 в пункт 9.5 настоящих правил внесены изменения
9.5. За реализацию подакцизных товаров без марок акцизного сбора или специальных марок продавцы несут ответственность в виде аннулирования лицензии на право розничной продажи товаров.
За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до его ликвидации.
9.6. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.
Управляющий делами |
В.П.Сысоев |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра г. Новосибирска от 22 декабря 1994 г. N 1636"О правилах работы предприятий розничной торговли и общественного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.