1. О требованиях к участникам электронного аукциона
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчиком к участникам закупки неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки копии свидетельства о включении в единый федеральный реестр туроператоров.
Комиссия, рассмотрев жалобу, признала ее необоснованной, поскольку объект закупки не является туристическим продуктом.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.07.2015 N К-799/15
(номер извещения 0173100002215000046)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В проекте контракта ненадлежащим образом установлено условие об оплате оказываемых услуг, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено требование к участникам закупки, а именно отсутствует требование о наличии у участника закупки копии Свидетельства о включении в Единый федеральный реестр туроператоров (либо выписки из указанного реестра), что противоречит Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 10.06.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 772 800 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 9 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 06.07.2015;
1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
По мнению Заявителя, условие указанное в пункте 3.4 проекта контракта противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Данная норма права по мнению Заявителя является существенным условием договора и не может быть изменена по соглашению сторон. В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекс Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Следовательно, согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить услуги, а не фактические расходы исполнителя. Фактические расходы исполнителя входят в стоимость услуг, могут быть меньше цены контракта, а могут и превышать ее.
В соответствии с пунктом 3.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Заказчик производит оплату Услуг по фактическим расходам, но не более общей цены Контракта, в течение 50 (пятидесяти) банковских дней с даты подписания уполномоченными представителями Сторон Акта приема-передачи оказанных Услуг и предоставления Исполнителем счета, счета-фактуры, Финансового отчета об оказанных Услугах, заверенных печатью Исполнителя и подписанный уполномоченным лицом Исполнителя и главным бухгалтером Исполнителя, но не ранее 10 (десяти) банковских дней с момента открытия финансирования".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что под фактическими расходами исполнителя понимаются расходы по оказанным исполнителем услугам в строгом соответствии с техническим заданием и фактическим объемом оказанных услуг, отражаемым в подтверждающих документах.
Комиссия не усмотрела в указанных положениях проекта контракта противоречия требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в соответствии с частью VI документации об Аукционе в состав услуг помимо прочего включены также услуги по проживанию и транспортному обслуживанию. С учетом положений статьи 1 Федерального закона N 132 от 24.11.1996 "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" (далее - 132-ФЗ) предмет контракта является туристским продуктом (комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта). Учитывая, что при выполнении государственного контракта туристический продукт не только реализуется, но и формируется (на рынке отсутствует подобный готовый туристический продукт), данная деятельность может быть оказана только туроператорами. В соответствии со статьей 4.1, 132-ФЗ оказывать туристические услуги могут только туроператоры, входящие в Единый федеральный реестр туроператоров. Следовательно, Заказчику необходимо включить в документацию об Аукционе требование о наличии участника в Едином федеральном реестре туроператоров (либо выписки из указанного реестра).
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с извещением о закупке, объект закупки определен кодом ОКПД 74.87.15 именуемым "Услуги по организации выставок, ярмарок и конгрессов" в соответствии с "ОК 034-2007 (КПЕС 2002)". Согласно ОКПД услуги туроператоров определены иным кодом 63.3 "Услуги туристических агентств и туроператоров; услуги но обслуживанию туристов, не включенные в другие группировки", которые не являются предметов Аукциона.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в объект закупки не включает перевозку, покупку билетов и т.д.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что услуги оказываемые в рамках данной закупки являются туристическим продуктом и могут оказываться исключительно туроператорами.
Таким образом, вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
2. Об ограничении количества участников закупки
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчик неправомерно объединил в один объект закупки выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия, изучив обстоятельства дела, признала жалобу обоснованной. Выдано предписание о внесении изменений в документацию об аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.07.2015 N К-815/15
(номер извещения 0131200001015002642)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один предмет торгов (один лот) выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены требования к минимальным и максимальным значениям показателей товаров, необходимым при выполнении работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.06.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 637 736 730 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 27.07.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области.
Согласно приложению 1 к государственному контракту, входящему в состав документации об Аукционе, необходимо осуществить выполнение работ на 33 объектах, расположенных в различных административных районах (Аннинский, Бобровский, Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский и другие), а также в Борисоглебском городском округе, городском округе города Воронеж.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки путем объединения в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области, располагающихся на 33 объектах, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе требования к выполняемым работам, ограничивающие количество участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку Заказчиком в документации об Аукционе не установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Приложение 5 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе содержит наименования товаров, используемых при выполнении работ, а также требования к товарам в виде указания на ГОСТ. Например, по показателю "Асфальтобетон" установлены следующие требования к материалам для изготовления асфальтобетона: каменные материалы "щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 "Межгосударственный стандарт. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" п. 4 Необходимо указать конкретные технические показатели каменных материалов, перечень которых установлен в п. 4, п.п. 4.2.1, п.п. 4.2.2, п.п. 4.3.1, п.п. 4.3.2, п.п 4.4.2, п.п 4.4.3, п.п 4.5, п.п 4.6.2, п.п 4.7.1, п.п 4.7.2 п.п. 4.8.1 ГОСТ 8267-93; песок из отсевов дробления плотных горных пород "песок из отсевов дробления плотных горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 31424-2010 "Межгосударственный стандарт. Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия". п. 4. Необходимо указать конкретные технические показатели, перечень которых установлен в п. 4., п.п 4.1.6, п.п 4.2.1.1, п.п 4.2.1.2, п.п 4.2.1.3, п.п 4.2.1.4 ГОСТ 31424-2010...", по показателю "Вяжущие материалы для подгрунтовки" установлено: "вяжущие материалы для подгрунтовки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52128-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия". Необходимо указать конкретные показатели эмульсии, вид, класс, установленные в п. 4; п. 5 табл.1, табл. 2 ГОСТ Р 52128-2003" и т.п.
При этом, Приложением 5 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе установлено, что графа "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе" заполняется участником закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит раздел документации о закупке, в котором содержатся максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Комиссия при рассмотрении жалобы, в том числе на предмет соответствия проведенной процедуры определения поставщика законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 17 раздела "Информационная карта" документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе "действующих свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по предмету аукциона, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации и в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по следующим видам работ:
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
При отсутствии вышеперечисленных допусков или некоторых из них, необходимо наличие допуска: "33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Вместе с тем, на заседание Комиссии представителями Заказчика не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность включения требований о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишнее требование к участникам закупки в документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен надлежащий размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
В соответствии с Правилами определения неустойки за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, штраф устанавливается в размере 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с Правилами определения неустойки за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, штраф устанавливается в размере 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, согласно пунктам 9.5, 9.6 Проекта контракта документации об Аукционе:
"За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим государственным контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, и составляет ___ % от цены государственного контракта - _______руб.
За ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим государственным контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, и составляет ___% от цены государственного контракта - _______руб.".
На основании вышеизложенного следует, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе не установлен соответствующий требованиям Правил определения неустойки размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе о внесении изменений в документацию о закупке.
3. Об инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что инструкция по заполнению заявок, содержащаяся в документации, не позволяет определить порядок заполнения участниками закупки сведений о конкретных показателях товаров, в связи с чем отказ в допуске к участию в аукционе признан Комиссией неправомерным. Выдано предписание о пересмотре первых частей заявок на участие в аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.07.2015 N К-803/15
(номер извещения 0173100010915000071)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Заказчиком нарушены сроки размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) разъяснений положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 29.05.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 800 282,50 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 16 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 25.06.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 3 028 287,62 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 22.06.2015 N 0173100010915000071-1/ЕК (далее - Протокол рассмотрения заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ и п.2.3.2.4 "Инструкции по заполнению заявки" электронного аукциона установленным документацией об электронном аукционе, а именно: 1.Заявка участника не соответствует, так как в п.п. 2.2 п. 2, п.п. 13.1, 13.6 п. 13 заявки Участника, не соответствуют требования Инструкции по заполнению заявки "При подготовке заявки участнику аукциона необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении словами "от", "до" указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели через тире. При этом предлоги "от" и "до" должны отсутствовать".
В соответствии с подпунктом 2.2, 13.1, 13.6 пункта 11 "Требования к материалам, используемым для оказания Услуг" Части III "Техническое задание" документации об Аукционе установлены следующие значения:
- Пластины резиновые рулонные вулканизированные - Толщина пористых резин от 3 до 60 мм;
- Масло индустриальное для вентиляционных фильтров - Вязкость кинематическая при 50°С от 19 до 24 мм2/с;
- Масло индустриальное для вентиляционных фильтров - Коксуемость от 0,3 до 0,8%.
Изучив первую часть заявки Заявителя, представленную представителями Заказчика на заседании Комиссии, установлено, что по пунктам 2.2, 13.1, 13.6 первой части заявки Заявителя на участие в Аукционе указаны следующие значения:
- Пластины резиновые рулонные вулканизированные - Толщина пористых резин 5 мм;
- Масло индустриальное для вентиляционных фильтров - Вязкость кинематическая 20 мм2/с;
- Масло индустриальное для вентиляционных фильтров - Коксуемость 0,5%.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленной в подпункте 2.3.2.4 пункта 2.3 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" Раздела 2 "Общие условия проведения электронного аукциона" документации об Аукционе:
"В случае, если в Информационной карте электронного аукциона содержится требование об указании конкретных показателей товара, соответствующих значениям/значениям эквивалентности, установленным документацией об электронном аукционе, указанные показатели заполняются в соответствии с разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе";
"При подготовке заявки участнику аукциона необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении словами "от", "до" указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели через тире. При этом предлоги "от" и "до" должны отсутствовать";
"При наличии слова "диапазон" участнику аукциона необходимо указать значения, представленные в предлагаемом диапазоне (интервале) с указанием "в диапазоне" и минимального и максимального значения через тире, т.е. должен быть предложен товар именно с таким значением показателя в диапазоне. Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается словами "диапазон должен быть не менее от...- до", или "диапазон должен быть не более от...- до..." участником аукциона должен быть предложен товар с конкретными значениями верхнего и нижнего предела показателя через тире, но без сопровождения словами "диапазон должен быть не менее от...- до", "диапазон должен быть не более от...- до...";
"Если в Техническом задании указаны конкретные значения показателей, и значения показателей не сопровождаются словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "до", участником аукциона должен быть предложен товар, со значениями, заданными в Техническом задании, данные значения показателей не изменяются";
"В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе, такой участник не допускается Единой комиссией к участию в электронном аукционе".
Таким образом, Комиссией установлено, что из положений Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе невозможно установить допустимо ли представление в заявке на участие в Аукционе нескольких возможных значений показателя или необходимо представить единственное точное значение показателя.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, позволяющая определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, действия Заказчика, не установившего инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе надлежащем образом, нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инструкция по заполнения заявки на участие в Аукционе не позволяет надлежащим образом определить, в каких именно случаях участнику закупки необходимо указывать конкретный показатель, в каких из случаев необходимо указать неизменяемое диапазонное значение, а также предложить диапазонное значение в заданных Заказчиком рамках.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя сообщил, что 11.06.2015 Заявителем направлен запрос Заказчику о даче разъяснений положений документации об Аукционе. При этом Заказчиком опубликовано разъяснение по указанному запросу Заявителя на Официальном сайте 15.06.2015.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.12.2014 N Д28и-2882 при исчислении сроков следует руководствоваться положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе согласно которому, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ответ на запрос разъяснений на положения документации об Аукционе опубликованный Заказчиком 15.06.2015, предварительно получивший его 11.06.2015, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части неправомерного отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе, признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона контрактной системе, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем повторного рассмотрения первых частей заявок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок.
Так, сделан вывод о недопустимости ограничивать количество участников закупки. Усматриваются признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Речь идет, например, о случаях, когда в один лот объединены работы по содержанию автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, располагающихся на нескольких объектах.
Рассмотрен вопрос о применении инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.