1. В соответствии с Законом о закупках должностное лицо заказчика должно дать ответ на запрос участника закупки о разъяснении положений документации.
Заказчик проводил закупку в форме открытого конкурса на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории, чистке крыш, покосу травы на объектах филиала.
В УФАС по г. Москве поступила жалоба участника закупки. Комиссия, рассмотрев указанную жалобу установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Конкурсной документации в течение трех дней со дня поступления запроса о разъяснении положений документации об открытом конкурсе в электронной форме Заказчик размещает разъяснение положений документации об открытом конкурсе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос, на официальном сайте, сайте ЭТП, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме указанного в Разделе 2 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" (пункт 2.2.1).
Согласно пункту 2.2.4 Конкурсной документации разъяснение положений документации об открытом конкурсе в электронной форме не должно изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Конкурсной документации Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом конкурсе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом конкурсе в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, указанной в Разделе 2 "Информационная карта об открытом конкурсе в электронной форме" (пункт 2.2.1). Изменение предмета открытого конкурса в электронной форме не допускается.
Как было установлено на заседании Комиссии, Заявителем 17.12.2014, 18.12.2014 были направлены запросы на разъяснения положений Конкурсной документации, в части уточнения объема услуг, квалификационных требований к участникам. Ответ Заказчика, содержащий разъяснения по указанным запросам, размещен 22.12.2014.
В соответствии со статьями 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьями 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Трехдневный срок для размещения ответа на запрос участника от 18.12.2014, истекал 21.12.2014, являющихся нерабочим днем, то днем окончания срока становится 22.12.2014 следовательно размещение разъяснения Заказчиком 22.12.2014 соответствует установленному сроку.
Однако, запрос разъяснений Конкурсной документации, направленный Заявителем касался разъяснений возможности предоставления Заказчиком информации о составе работ (сервис-план) по уборке территории, вместе с тем, Заказчик не предоставил конкретную информацию по данной части запроса, указав что "Технологическая карта Сервис-план" по участкам уборки разрабатывается Исполнителем и предоставляется заказчику для согласования".
Комиссия изучив представленные материалы установила, что в соответствии с разделом 4 "Техническое задание" Конкурсной документацией предусмотрено выполнение работ по уборке прилегающей территории на объектах филиала, вместе с тем в Конкурсной документации отсутствует объем и характеристики работ которые должен выполнить победитель Конкурса, в том числе периодичность работ, количество и объем материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения данных работ, а так же численность сотрудников, задействованных в выполнении работ по уборке прилегающей территории на объектах филиала.
Таким образом, не указание Заказчиком, непосредственно в Конкурсной документации состава работ (сервис-плана) по уборке территории, порядка работ не дает возможность сформировать, соответствующее требованиям Конкурсной документации, предложение участникам Конкурса.
Кроме того в ответе на запрос Заявителя содержится информация, касающаяся объема услуг только в части площади убираемой территории.
В соответствии с пунктом г части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, объем выполняемых работ указанный в разъяснении Заказчиком, должен был изначально указан в Конкурсной документации, и соответственно Заказчик нарушил положения пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункт 2.2.4 Конкурсной документации.
На основании изложенного, Комиссия признает данный довод Заявителя обоснованным в части дачи разъяснений Конкурсной документации в неполном объеме, а так же неуказания в Конкурсной документации требований к выполняемым работам и оказываемым услугам в полном объеме.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2.3.1 раздела 2 Информационная карта" Конкурсной документации, в качестве документов подтверждающих квалификацию участники Конкурса должны были представить в том числе
- референц-лист оказанных услуг с необходимыми приложениями (Форма 5 части 5 ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ"). Предоставление копий первой и последней страниц договоров, подтверждающих пункт 1, 2части 2.1.15 "Требования предъявляемые к квалификации участников закупки";
- копии исполненных договоров на оказание клининговых услуг за период 2011-2013 г. на сумму не менее 25 млн. руб. за каждый указанный год, с приложением документов, подтверждающих их исполнение.
Согласно пунктам 1, части 2.1.15 Требования предъявляемые к квалификации участников закупки" Конкурсной документации участник Конкурса должен соответствовать, в том числе, следующим требованиям: период деятельности организации - не менее 3 лет. Опыт в сфере оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса в электронной форме, не менее 3 последних лет; наличие у Участника закупки опыта оказания клининговых услуг за период 2011-2013 г. на сумму не менее 25 млн. руб. за каждый указанный год.
Таким образом, в Конкурсной документации одновременно содержатся требования о предоставлении договоров в полном объеме и о предоставлении их первых и последних страниц, в подтверждении требования о квалификации участники Конкурса в части наличия у участника закупки опыта оказания клининговых услуг за период 2011-2013 г. на сумму не менее 25 млн. руб. за каждый указанный год, предъявляемого к участникам Конкурса, что ведет к неопределенности при подготовке заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия признает в действиях Заказчика пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, при проведении Конкурса.
Заказчик не согласился с принятым решением и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Заказчику следовало раскрыть способы, виды, время, технологии и объемы работ, которые он предусмотрел в п. 2.1.2 раздела 2 Информационной карты открытого конкурса, а также периодичность уборки тех помещений, которые определены в приложении N 1 к техническому заданию.
Вместе с тем, заказчик указал лишь на обслуживаемую площадь с разбивкой на асфальтовое и газонное покрытие, сославшись на то, что технологическая карта (сервис-план) уборки разрабатывается исполнителем самостоятельно.
С таким подходом заказчика нельзя согласиться.
Договор, право на заключение которого являлось предметом торгов, относится к числу договоров об оказании услуг.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, конкретный вид услуги и особенность ее исполнения отнесены к условиям, по которым стороны должны достичь согласия, и потому они должны быть определенно и исчерпывающе установлены заказчиком услуги. Исполнитель, в свою очередь, должен располагать наиболее полной информацией о характере, особенностях, способах, времени, объемах оказания услуг, технологиях и периодичности.
Такие же требования к сведениям о предмете торгов предусмотрены п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о нарушении заказчиком п. 1 ч. 10 ст. 4 названного закона является обоснованным и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2015 г. по делу N А40-42027/2015)
2. В случае, если победитель закупки не направляет в срок, установленный в документации, подписанный проект контракта, он признается уклонившимся от подписания контракта.
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила), сведения в отношении ООО "Т" (далее - Участник) для включения в Реестр.
Комиссия ФАС России в результате осуществления проверки представленных Заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2-4 Правил, установила следующее.
В соответствии с протоколом от 08.09.2014 N 199.14/К/3 ООО "Т" признано победителем (далее - Итоговый протокол).
Согласно пункту 6.1.2 Документации после размещения на официальном сайте итогового протокола победитель (единственный участник), указанный в протоколе, заполняет проект договора, размещенный вместе с извещением и документацией о закупке, в соответствии с условиями победившей заявки, подписывает его и направляет Заказчику. Договор, заполненный и подписанный победителем (единственным участником), должен быть получен Заказчиком в течение семи дней с момента определения победителя (единственного участника). Если договор не получен в течение указанного срока, победитель (единственный участник) считается уклонившимся от заключения договора. Заказчик подписывает присланный договор не позднее пятнадцати дней с момента определения победителя (единственного участника). Подписанный Заказчиком договор направляется поставщику. Поставщик по своей инициативе вправе забрать договор у Заказчика.
Согласно пункту 6.1.3 Документации в случае наличия разногласий по проекту договора победитель (единственный участник) одновременно направляет Заказчику подписанный договор, сформированный в соответствии с условиями победившей заявки, и протокол разногласий. Договор и протокол разногласий должны быть представлены Заказчику не позднее семи дней с момента определения победителя (единственного участника) закупочной комиссией. Если договор и протокол разногласий не получены в указанные сроки, победитель (единственный участник) считается уклонившимся от заключения договора. Заказчик в течение восьми дней с момента получения рассматривает протокол разногласий и принимает решение о признании или не признании разногласий обоснованными. В случае, если разногласия признаны необоснованными, Заказчик уведомляет об этом победителя и подписывает договор, сформированный в соответствии с условиями победившей заявки. В случае, если разногласия признаны обоснованными, Заказчик в течении восьми дней после получения протокола разногласий подписывает договор с протоколом разногласий. Подписанный Заказчиком договор (договор с протоколом разногласий) направляется поставщику. Поставщик по своей инициативе вправе забрать договор (договор с протоколом разногласий) у Заказчика.
Итоговый протокол подписан закупочной комиссией 08.09.2014.
Таким образом, договор должны быть представлен Заказчику не позднее 15.09.2014, договор между Заказчиком и Победителем должен быть подписан до 23.09.2014.
16.09.2014 Участник направил договор по результатам Конкурса Заказчику.
Согласно письму от 22.09.2014 Заказчик сообщает Участнику о несоответствии условий представленного Участником договора требованиям технического задания Документации. Также согласно указанному письму Участнику необходимо устранив допущенные ошибки, направить Заказчику соответствующий требованиям Документации подписанный договор до 23.09.2014.
До 23.09.2014 Участник не представил Заказчику соответствующего требованиям Документации подписанного договора по результатам Конкурса.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствии с пунктом 2 Правил в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения и документы, определенные указанным пунктом.
Таким образом, ООО "Т" не предоставлен Заказчику подписанный договор в срок, указанный в пунктах 6.1.2, 6.1.3 Документации, что подтверждает факт уклонения ООО "Т" от заключения договора.
ООО "Т", не согласилось с принятым решением и обжаловало его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, указал следующее "Неподписание заявителем проекта договора и непередача его Заказчику в регламентированный срок привели к невозможности заключения договора в установленные сроки, что, в свою очередь, повлекло наложение на заявителя санкции за его недобросовестное поведение в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, оспариваемое заключение ФАС России от 12.11.2014 г. вынесено законно и обоснованно".
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2015 г. по делу N А40-10678/2015)
3. В случае, если заявка участника закупки не соответствует положениям документации, комиссия заказчика должна отказать такой организации в допуске к участию в закупке.
Заказчик проводил конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.
В ФАС России поступила жалоба ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия заказчика ГУП (далее - Заказчик).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 4.3 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, предусмотрено, что: "Подрядчик выполняет работы в соответствии с проектной и рабочей документацией, имеющей положительное заключение экспертизы в ГАУ г. Москвы "Московская государственная экспертиза".
Согласно пункту 20 раздела "Информационная карта" Документации: "В случае применения подрядчиком аналогичного оборудования, отличного от указанного в проектной документации (шифр 261м-00-14-ОПЗ.Т; 261м-00-14-ОПЗ.Г; 261м-00-14-ПОС; 261м-00-14-ООС; 261м-00-14-СМ1; 261м-00-14-СМ2; 261м-00-14-ИБ; 261м-00-14-АПС; 261м-00-14-СВ), в соответствии с Градостроительным кодексом РФ п.п.7 статьи 52, Участник закупки предоставляет Свидетельство, выданное Саморегулируемой организацией (СРО) на осуществление следующих видов работ по подготовке проектной документации, с допуском на их выполнение на метрополитене (согласно ст. 48 п. 1, 4, 5, 5.1 Градостроительного кодекса РФ):
II. Виды работ по подготовке проектной документации:
П. 4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
- п. 4.3 Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения*;
- п. 4.4 Работы по подготовке проектов;
внутренних слаботочных систем*;
- п. 4.5 Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами.
П. 6. Работы по подготовке технологических решений:
- п. 6.13 Работы по подготовке технологических решений объектов метрополитена и их комплексов".
Согласно пункту 36 раздела "Информационная карта" Документации: "С рабочей документацией можно ознакомиться в Службе".
Согласно пояснениям представителя Заказчика функционал официального сайта не позволяет разместить проектную документацию в полном объеме в связи с большим объемом файла. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие технической возможности разместить Документацию в полном объеме на официальном сайте, в том числе путем посредством разделения ее на отдельные файлы.
Отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, которое в том числе приводит к невозможности формирования участником Конкурса заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, в том числе неразмещении на официальном сайте проектной Документации в полном объеме в составе Документации, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.12.2.6 Документации предусмотрено, что участник Конкурса не допускается закупочной Комиссией к дальнейшему участию в Конкурсе в случае несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей установленную начальную (максимальную) цену договора (лота), начальную (максимальную цену единицы товара, работы, услуги, либо срок выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) превышает срок, установленный документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Документации участник закупки должен подать заявку на участие в Конкурсе, включающую, в том числе заявку на участие в Конкурсе с приложениями по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" Документации, в том числе коммерческое предложение и техническое предложение, заполненное в соответствии с Техническим заданием и проектом Договора, являющимися неотъемлемыми частями Документации.
Техническое задание Документации состоит из:
1. Приложение N 1 к Техническому заданию, которое содержит:
- Таблица N 2 Основные объемы работ и поставок;
- Таблица N 5 Оборудование для установки на станциях;
2. Приложение N 2 к Техническому заданию содержит Технические требования к оборудованию для подбора аналогов проектному оборудованию.
Таблица N 3 "Оборудование для оснащения" и таблица N 5 "Оборудование для установки на станциях" Приложения N 1 к техническому заданию Документации содержат перечень оборудования, предполагаемого к поставке в рамках указанного Конкурса.
Согласно пункту 4.2.6 раздела 4.2 "Требования к применяемым материалам и оборудованию" технического задания Документации спецификация поставляемого товара указана в Таблицах NN 3-5 данного Технического Задания. При этом, если указана торговая марка товара, то ее следует читать с добавлением слов "или аналог" (за исключением товарных знаков помеченных символом "*") Параметры эквивалентности/аналогичности товаров указаны в Приложении N 2 к техническому заданию Документации.
Пунктом 1.2 Приложения N 2 Технического задания Документации предусмотрены технические требования к оборудованию для подбора аналогов проектному оборудованию: "Купольная стационарная камера с большим фокусным расстоянием, зона обзора по вертикали: "не хуже 8,5°- 21,7°".
В соответствии с пунктом 3.3.2 Документации предоставление недостоверных сведений или подача заявки, не отвечающей требованиям Документации, является риском Участника, подавшего такую заявку, который приведет к отклонению его заявки.
В ходе документального анализа заявки участника ЗАО "Ц" на участие в Конкурсе Комиссией ФАС России установлено, что:
- Согласно пункту 1.2 приложения 3 к Техническому предложению участником предложено к поставке: Купольная стационарная камера с большим фокусным расстоянием SAMSUNG SNV-6085, зона обзора по вертикали: "20°- 57,5°";
- Согласно пункту 1.2 приложения 4 к Техническому предложению участником предложено к поставке: Купольная стационарная камера с большим фокусным расстоянием SAMSUNG SNV-6085, зона обзора по вертикали: "8,5°- 21,7°".
Таким образом, заявка участника ЗАО "Ц" содержит противоречие в отношении предложенного к поставке товара, в связи с чем не представляется возможным определить конкретное предложение ЗАО "Ц" к поставке и соответствие заявки требованиям Технического задания Документации.
Пунктом 1.2 Приложения N 2 Технического задания Документации предусмотрены технические требования к оборудованию - Купольная стационарная камера с большим фокусным расстоянием: "Влажность хранения не более 90%".
В ходе документального анализа заявки ЗАО "Т" на участие в Конкурсе Комиссией ФАС России установлено, участником ЗАО "Т" предлагается Купольная стационарная камера с большим фокусным расстоянием: "Влажность хранения 98%, что не соответствует требованиям пункта 1.2 Приложения N 2 Технического задания Документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России также сообщил, что согласно пункту 3.13.7 Документации победитель закупки, участник закупки или лицо, с которым заключается договор по результатам проведения процедуры закупки, предоставляет в течение 5 (пяти) дней с момента размещения протокола по подведению итогов конкурса на сайте, указанном в пункте 3 раздела 2 "Информационная карта конкурса" Документации Организатору закупки проект договора в2-х экземплярах со всеми приложениями, при этом не допускается изменение условий, определенных проектом договора, размещенного в составе документации о закупке на официальном сайте, за исключением улучшения в соответствии с техническим предложением Участника закупки минимальных технических требований к поставляемому товару, установленных Техническим заданием.
Вместе с тем, данное положение Документации регламентирует стадию заключения договора, при этом не устанавливает права Заказчика на заключение договора, содержащего предложение участника закупки, противоречащее требованиям Технического задания Документации.
Таким образом, действия Заказчика в части допуска участников ЗАО "Т", ЗАО "Ц" к участию в Конкурсе, заявки которых не соответствуют требованиям Документации, является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с указанным решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев дело, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России и оставил его в силе.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2015 г. по делу N А40-58671/15)
4. В составе заявки участник закупки должен представить документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки.
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "П" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции причала.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 11 Закупочной документации участник не допускается к участию в Запросе в случае:
непредоставления определенных пунктом 4 настоящего раздела документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике или о товаре, являющегося предметом Запроса;
если цена договора превышает начальную (максимальную) цену договора;
несоответствия требованиям, установленным в пункте 1 настоящего раздела;
наличия в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки;
несоответствия Заявки требованиям настоящей Документации, в том числе если:
а) заявка не соответствует форме, представленной в Документации, и (или) не имеет в содержании обязательной информации согласно требованиям Запроса
б) документы не подписаны должным образом.
В соответствие с частью 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно части 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (пункт 1 статьи 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. В соответствие с частями 2, 3 статьи 53 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Согласно пункту 17 раздела III устава ФБУ "П" учреждение возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта. Согласно пункту 21 раздела III устава ФБУ "П" по вопросам, отнесенным к его компетенции, руководитель действует на принципах единоначалия.
В соответствии с пунктом 23 раздела III устава ФБУ "П" руководитель при выполнении возложенных на него обязанностей: распоряжается имуществом учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации; совершает сделки, в том числе заключает договоры и иные действия.
Пункт 69 раздела X Устава ФБУ "П" содержит перечень филиалов учреждения в их числе Филиал "П - 9" в г. Хабаровске.
Изучив заявку Комиссия Заказчика подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте филиала "П 9" установила, что в участником представлен Приказ от 06.12.2013 N 190/к-мрф о назначении Ш., подписанный руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта Д.
Также в составе заявке представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой руководителем ФБУ "П" является Ш.
Заявка на участие в Закупке, подтверждающая согласие о выполнении работ, предусмотренных открытым запросом предложений в соответствии с требованиями документации и на условиях, представленных в настоящем предложении, подписана Ш.
Учитывая ранее изложенное, Комиссия пришла к выводу, что не смотря на то обстоятельство, что заявка на участие в Закупке представлена от имени Федерального бюджетного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте филиала "П 9", данная заявка наделена руководителем учреждения правом на участие в Закупке.
Представленные в заявке ранее названного участника документы подписаны руководителем ФБУ "П" - Ш.
Таким образом, филиал "П 9" ФБУ "П" выступает в Закупке от имени юридического лица ФБУ "П", что подтверждается согласием руководителя учреждения на участие в Закупке и документами, представленными участниками в составе заявке. Иных оснований, для отклонения заявки данного участника установлено не было. В связи с чем Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя о неправомерном допуске к участию в Закупке Федерального бюджетного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте филиала "П 9" необоснованным.
Заявитель не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу "Исходя из изложенного, филиал "Подводречстрои 9" ФБУ "Подводречстрои" выступает в Закупке от имени юридического лица ФБУ "Подводречстрои", что подтверждается согласием руководителя учреждения на участие в Закупке и документами, представленными участниками в составе заявке.
Таким образом, исходя из содержания заявки, представляется возможным сделать вывод, что она, при наличии незначительного порока формы, соответствует требованиям п. 4 документации о запросе предложений, то есть не содержит такого порока содержания, который мог бы служить основанием для ее отклонения, и потому правомерно рассматривалась как поданная именно юридическим лицом.
Кроме того, оформление заявки подобным образом может свидетельствовать о том, что в случае определения учреждения победителем закупочной процедуры, обязательства по контракту будут исполняться силами и средствами филиала.
Иных оснований, для отклонения заявки данного участника Комиссией установлено не было."
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 г. по делу N А40-49767/2015)
5. При рассмотрении заявок комиссия заказчика должна применять единые подходы к вопросам допуска (отказа в допуске) организациям к участию в закупке.
В адрес Московского УФ АС России поступила жалоба ООО "Н" (далее -Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Г" далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку торгово-технологического оборудования столовой для арендованного здания.
Комиссия УФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части З статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика утверждено решением совета директоров Заказчика от 16.04.2012 N 1969 (далее - Положение о закупке).
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (далее - Официальный сайт) 01.09.2014 размещено извещение о проведении Закупки Действующая редакция). Окончание срока подачи заявок - 09.09.2014. Подведение итогов - 19.09.2014.
Согласно протоколу заседания комиссии заказчика по подведению итогов Закупки от 19.09.2014 N 1/1 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке в соответствии с пунктом 2.11 Закупочной документации на основании пункта 12 раздела Методики анализа и оценки заявок участников Закупки. Победителем Закупки признано ООО "Р".
Согласно пункту 2.9.3 Закупочной документации анализ, рассмотрение заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с Разделом 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений", являющимся неотъемлемой частью данной документации, в том числе на:
- соответствие предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (количество поставляемого товара) и срока поставки;
- наличие и надлежащее оформление документов, определенных документацией о запросе предложений;
- наличие согласия Участника с условиями проекта договора, содержащегося в документации о запросе предложений;
- не превышение предложения по цене договора Товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), содержащегося в Заявке, над начальной (максимальной) ценой предмета запроса предложений (договора), установленной в Извещении, в том числе отсутствие попозиционного превышения цен;
- соответствие срока действия Заявки на участие в Запросе предложений требованиям настоящей Документации (п. 4.28 Закупочной документации).
Согласно пункту 2.9.9 Закупочной документации по результатам анализа заявок и проверки информации об Участниках Комиссия вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в соответствии с Разделом "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений" . Если заявка одного из Участников по какому-либо критерию данного раздела не была отклонена Комиссией, заявки остальных Участников по данному критерию также не отклоняются.
Согласно пункту 2.11.4 Закупочной документации комиссия принимает решения о выборе лучшей заявки участников запроса предложений простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии путем голосования. Комиссия вправе принять решения, если на ее заседании присутствует не менее половины ее членов. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим. Решение об отклонении заявок участников запроса предложений принимается в соответствии с требованиями Раздела "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений".
Приложением N 3 Закупочной документации утверждена Методика анализа и оценки заявок участников Закупки, пунктом 12 которой установлено следующее основание для отклонения заявок: непредставление документов, подтверждающих отгрузку товара на сумму более чем 50% от начальной (максимальной) цены.
Согласно пункту 3.5.19 Закупочной документации к перечню документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям Закупочной документации относятся, в том числе документы, подтверждающие полномочия участника на предложение и поставку предлагаемого им Товара или части Товара), если он не является ее производителем или официальным дилером/дистрибьютором, которые могут быть следующими:
копии договоров с производителями или официальными дилерами/дистрибьюторами (с приложением документов, подтверждающих статус дилера/дистрибьютора);
письма предприятий-изготовителей Товара (или официальных дилеров/дистрибьюторов с приложением документов подтверждающими статус дилера/дистрибьютора) в адрес Заказчика (Форма 8), предоставляющие участнику право на предложение этого Товара, с гарантиями отгрузки Товара в случае победы участника в запросе предложений;
документы, подтверждающие право пользования и владения Товара, находящего на складе.
Формой 8 Закупочной документации установлен образец письма (гарантия отгрузки) предприятия-изготовителя товара в адрес Заказчика.
Согласно вышеуказанной форме предприятие-изготовитель должно указать в данной форме, в том числе сроки поставки товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) д оговор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, для договора поставки существенным условием договора помимо наименования и количества товара является срок (сроки) поставки товара. Исходя из данной нормы срок исполнения этого обязательства должен быть согласован сторонами, иначе договор поставки будет считаться незаключенным.
На заседании Комиссия, изучив заявку Заявителя, установила, что документы, подтверждающие отгрузку товара, подготовлены не в соответствии с формой Закупочной документации, а именно в представленных в составе заявки бланках предприятий-изготовителей отсутствует указание на сроки поставки товара, что не соответствует требованиям Закупочной документации.
Таким образом, Заказчик правомерно отказал Заявителю в допуске к участию в Закупке.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Кроме того, на заседании Комиссия установила, что в составе заявки ООО "Р" Победителя Закупки) представлено письмо предприятия-изготовителя товара, в котором также отсутствует указание на сроки поставки товара. При этом данный участник не только был допущен к участию в Закупке, но и признан победителем данной процедуры, что нарушает требование пункта 2.11.4 Закупочной документации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи З Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 данной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, Заказчик неправомерно допустил к участию в Закупке ООО "Р", что нарушает требование пункта 2.9 Закупочной документации, общие принципы Закона о закупках (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках) и требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как Заказчиком созданы ООО "Р" преимущественные условия участия в Закупке.
Заказчик не согласился с выводами Комиссии УФАС России и обжаловал решение в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Предусмотрев в п. 2.9.9 закупочной документации условие, согласно которому в случае "если заявка одного из участников по какому-либо критерию данного раздела не была отклонена комиссией, заявки остальных участников по данному критерию также не отклоняются", заявитель, не отклоняя заявку общества "Русский проект - Торговая марка" ввиду отсутствия в составе заявки сведений о сроках исполнения договора, отклонил заявку общества "Новая линия".
Предусмотрев в п. 2.9.9 закупочной документации условие, согласно которому в случае "если заявка одного из участников по какому-либо критерию данного раздела не была отклонена комиссией, заявки остальных участников по данному критерию также не отклоняются", заявитель, не отклоняя заявку общества "Русский проект - Торговая марка" ввиду отсутствия в составе заявки сведений о сроках исполнения договора, отклонил заявку общества "Новая линия".
Довод заявителя о том, что исполнение предписания для него станет обязательным (с учетом положения ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции) после судебного обжалования правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции, поскольку направлен исключительно на дестабилизацию административных и иных публичных правоотношений, поскольку право на оспаривание ненормативных актов антимонопольных органов с учетом того, что срок на осуществление данного права составляет три месяца в силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не свидетельствует о том, что в течение названного срока заявитель имеет право бездействовать и не исполнять требования уполномоченного органа.
В силу ч. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Основными целями Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
При этом, в силу действия п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 названного закона заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого заказчика в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки.
Обратное приведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) и принципов равноправия и справедливости (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
В свою очередь, вопреки доводам и аргументам апелляционной жалобы, действия заказчика упомянутым выше целям и принципам не соответствовали, факт нарушения ОАО "Газпром" требований п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также п. 2.9.9 и 2.11.4 Закупочной документации нашел свое документальное подтверждение."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 г. по делу N А40-187426/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики по отдельным вопросам в сфере госзакупок.
Указано, что в соответствии с Законом о закупках должностное лицо заказчика должно дать ответ на запрос участника закупки о разъяснении положений документации.
Если победитель закупки не направляет в срок, установленный в документации, подписанный проект контракта, он признается уклонившимся от его подписания.
При рассмотрении заявок комиссия заказчика должна применять единые подходы к вопросам допуска (отказа в допуске) организациям к участию в закупке.
Заявка, не соответствующая положениям документации, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
В составе заявки участник закупки должен представить документы, подтверждающие полномочия лица на ее подписание.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.