Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. N 18-АПГ15-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере"
на решение Краснодарского краевого суда от 21 января 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" (далее - ЗАО "Пансионат отдыха "Гизель-Дере") обратилось в Краснодарский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0202001:959 в размере рыночной стоимости.
В обосновании заявления общество указало, что оно является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 23:33:0202001:959 площадью 28 220 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использования - для размещения пансионата "Гизель Дере", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. пансионата "Гизель-Дере", на основании договора аренды от 19 февраля 1998 г. N 284 и дополнительного соглашения от 1 апреля 2014 г. N 936 к договору аренды. Кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает рыночную стоимость, а поскольку расчёт арендной платы за пользование земельным участком осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, то нарушаются его права на установление действительного размера арендных платежей.
К участию в деле привлечены филиал ФГУБ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю), администрация муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 января 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал вывод об отсутствие у пансионата зарегистрированного права на испрашиваемый земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:33:0202001:959 носят временных характер в виду их отсутствия.
В апелляционной жалобе ЗАО "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ЗАО "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 23:33:0202001:959 площадью 28 220 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использования - для размещения пансионата "Гизель Дере", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. пансионата "Гизель-Дере", на основании договора аренды от 19 февраля 1998 г. N 284 и дополнительного соглашения от 1 апреля 2014 г. N 936 к договору аренды. Расчёт арендной платы за пользование земельным участком осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
На территории Краснодарского края проведена государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2011 г. Результаты оценки утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населённых пунктов Краснодарского края".
Согласно данным кадастрового паспорта кадастровая стоимость составляет 107 581 130, 60 руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка от 30 апреля 2014 г. N А-0079/14, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Академия оценки бизнеса". Согласно названному отчёту рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011 г. в размере 44 840 733,40 руб.
По результатам экспертизы отчёта от 18 июля 2014 г. N 500/21-14, проведённой НК "Саморегулируемая организация оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков", указанная рыночная стоимость земельного участка подтверждена, отчёт признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определённой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешённого использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно пункту 2.6 Методических рекомендаций в случае образования нового или выявления ранее учтённого земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае, как усматривается из кадастрового паспорта, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт 17 февраля 2014 г. и эта дата является датой определения кадастровой стоимости.
Исходя из положений статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из необходимых доказательств является отчёт независимого оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а также в установленных законом случаях положительное заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков на отчёт об оценке.
Вместе с тем из представленного заявителем отчёта об оценке следует, что оценка объекта недвижимости проводилась по состоянию на 1 января 2011 г. (на дату формирования перечня земельных участков Краснодарского края, в отношении которых приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. N 1756 утверждены результаты государственной кадастровой оценки), то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчёт не подтверждает итоговую рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.
С учётом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления общества.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 21 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. N 18-АПГ15-8
Текст определения официально опубликован не был