Письмо Минфина России от 17 июля 2015 г. N 02-07-10/41190
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу порядка отражения в бюджетном учете объектов недвижимого имущества, до момента возникновения на них права оперативного управления, и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) (статья 4) установлена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с пунктом 1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с абзацем 5 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Таким образом, право оперативного управления на недвижимое имущество в части земельных участков, участков недр и всех объектов, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, предприятий как имущественных комплексов, а также иного движимого имущества в соответствии с иным законодательством Российской Федерации, возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно пункту 36 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н) принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права).
Вместе с тем отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено.
В то же время в соответствии с пунктами 3 и 332 Инструкции N 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления (далее - объекты недвижимости до регистрации) подлежит отражению на забалансовых счетах.
Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации, по мнению Департамента, следует отражать на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Вместе с тем обращаем внимание, что изъятие информации об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) из данных бюджетного учета и отчетности (как по балансовым счетам, так и по забалансовым счетам) недопустимо.
Заместитель директора |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право оперативного управления в отношении имущества, передаваемого учреждениям, возникает с момента его госрегистрации.
Согласно порядку ведения Единого плана счетов бухучета принятие и выбытие объектов, права на которые подлежат госрегистрации, производится на основании первичных документов с приложением тех, что подтверждают госрегистрацию.
Учет вещей до госрегистрации на балансовых счетах не предусмотрен.
Однако информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного на праве оперативного управления, в т. ч. в период оформления госрегистрации, отражается на забалансовых счетах.
Минфин России считает, что можно использовать забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование".
Изъятие информации об объекте, который находится в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации за принимающей, из данных бюджетного учета недопустимо.
Письмо Минфина России от 17 июля 2015 г. N 02-07-10/41190
Текст письма официально опубликован не был