Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МЭК 60034-6-2012
"Машины электрические вращающиеся. Часть 6. Методы охлаждения (Код IC)"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1112-ст)
Rotating electrical machines. Part 6. Methods of cooling (IC Code)
Дата введения - 1 июня 2014 г.
Введен впервые
Введение
В этом издании настоящего стандарта последовательность цифр и букв, следующих за кодом 1С, изменена.
Вводится следующая новая система обозначений:
Первой идет цифра, обозначающая устройство системы охлаждения, которая применяется как для первичного, так и для вторичного контура.
Каждый контур обозначается буквой, характеризующей хладагент. После этого следует цифра, обозначающая способ его перемещения.
Буква и цифра для первичного хладагента идут на первом месте, после чего следуют буква и цифра, характеризующие второй хладагент.
В предшествующем издании настоящего стандарта применялась другая система обозначений. Сначала приводилась характеристика вторичного контура, а затем - первичного. Каждый контур обозначался буквой (тип хладагента) и цифрой (устройство контура охлаждения). Затем следовала вторая цифра (способ перемещения хладагента).
В этом издании стандарта предусмотрено по возможности упрощенное обозначение путем пропуска в обозначении буквы А и цифры 7 при определенных условиях перемещения вторичного хладагента.
Кроме того, введены новые буквы - F, S, X, Y, значение которых поясняется, а буква Е, которая в предыдущем издании обозначала испарительную систему охлаждения, не используется.
Введение новой системы обозначений потребовало пояснений для обозначения разомкнутой и замкнутой систем охлаждения, а также зависимых и независимых составляющих циркуляции (см. раздел 2).
Тип соединения источника и оборудования для контроля перемещения хладагента, которые описаны в предыдущем издании, в настоящем издании не принимаются во внимание.
Отличие в обозначениях систем охлаждения в настоящем и предыдущем изданиях относятся как к полным, так и к сокращенным обозначениям. Примеры сравнения этих обозначений приведены в приложении В.
1 Общие положения
Объектом стандартизации являются компоновка системы охлаждения и методы перемещения хладагента во вращающихся электрических машинах, классификация методов охлаждения и применяемая система их обозначений.
Обозначение метода охлаждения состоит из букв IC и последующих цифр и букв, обозначающих устройство контура охлаждения, тип хладагента и способ его перемещения.
Применяется как полная, так и упрощенная система обозначений. Полная система применяется в случае, когда упрощенная система неприменима.
Обе системы обозначений приведены в таблицах приложения А для наиболее часто используемых типов вращающихся машин вместе с эскизами для отдельных случаев.
2 Определения
2.1 охлаждение (cooling): Процесс, в результате которого тепло, выделяющееся в машине, передается первичному хладагенту, который может циркулировать свободно или, в свою очередь, охлаждается в теплообменнике вторичным хладагентом.
2.2 хладагент (coolant): Среда, жидкость или газ, посредством которых происходит передача тепла.
2.3 первичный хладагент (primary coolant): Среда, жидкость или газ, которые благодаря более низкой температуре, чем прилегающие части машины, отбирают выделяемое тепло при контакте с ними.
Примечание - В машинах может использоваться более одного первичного хладагента.
2.4 вторичный хладагент (secondary coolant): Среда, жидкость или газ, которые благодаря более низкой температуре, чем первичный хладагент, отбирают от него тепло через теплообменник или через наружную поверхность машины.
Примечание - Каждый первичный хладагент может иметь свой собственный вторичный.
2.5 конечный хладагент (final coolant): Последний хладагент, к которому передается тепло.
Примечание - В некоторых машинах конечный хладагент является и первичным.
2.6 окружающая среда (surrounding medium): Среда, жидкость или газ, в которой работает машина.
Примечание - Хладагент может забираться из окружающей среды или выбрасываться в нее.
2.7 промежуточная среда (remote medium): Среда, жидкость или газ, выходящие в окружающую машину среду, из которой хладагент берется или в которую он поступает через отверстия или трубы, на которые может устанавливаться теплообменник.
2.8 обмотка с непосредственным (внутренним) охлаждением (direct cooled winding (inner cooled winding): Обмотка, в которой хладагент проходит через полые проводники, трубы или каналы, являющиеся составной частью обмотки внутри ее главной изоляции.
2.9 обмотка с косвенным охлаждением (indirect cooled winding): Обмотка, охлаждение которой осуществляется иным по сравнению с п. 2.8 способом.
Примечание - В случаях, когда ни один из этих способов не устанавливается, принимается, что система охлаждения косвенная.
2.10 теплообменник (heat exchanger): Устройство для передачи тепла от одного хладагента к другому, причем эти хладагенты разделены.
2.11 труба, канал (pipe, duct): Конструктивный элемент для направления движения хладагента.
Примечание - Термин "канал" обычно используется, когда он проходит непосредственно через пол, на котором установлена машина. Термин "труба" используется во всех других случаях, когда хладагент выводится из машины или из теплообменника.
2.12 разомкнутый контур охлаждения (open circuit): Контур, в котором конечный хладагент поступает из окружающей или промежуточной среды, проходит через машину или теплообменник и возвращается в окружающую или промежуточную среду.
Примечание - конечный хладагент всегда циркулирует по разомкнутой системе охлаждения (см. 2.13).
2.13 замкнутый контур охлаждения (closed circuit): Контур, в котором хладагент циркулирует по замкнутому контуру или через машину и, возможно, через теплообменник, в то время как тепло передается от этого хладагента к следующему хладагенту через поверхность машины или через теплообменник.
Примечания
1 В общем случае система охлаждения машины может состоять из одного и более замкнутых контуров и всегда последнего разомкнутого контура охлаждения. Каждый первичный, вторичный и/или конечный хладагент может иметь свой контур охлаждения.
2 Различные типы систем охлаждения описаны в разделе 4 и в таблицах приложения А.
2.14 контур с трубами или каналами (piped or ducted circuit): Контур, в который хладагент подается через входную или выходную трубу/канал или через обе трубы/канала, которые служат для отделения хладагента от окружающей среды.
Примечание - Система охлаждения может быть как замкнутой, так и разомкнутой (см. 2.12 и 2.13).
2.15 система резервного или аварийного охлаждения (stand-by or emergency cooling system): Система охлаждения, установленная в дополнение к основной и предназначенная для использования в случае невозможности применения основной системы.
2.16 встроенная часть системы охлаждения (integral component): Часть системы охлаждения, которая встроена в машину и может быть заменена только при частичной разборке последней.
2.17 пристроенная часть системы охлаждения (machine-mounted component): Часть системы охлаждения, которая установлена на машине и может быть заменена без разборки последней.
2.18 внешние части системы охлаждения (separate component): Части системы охлаждения, связанные с машиной, но которые не встраиваются в нее и не устанавливаются на ней.
Примечание - Эти части могут быть установлены в окружающей или промежуточной среде.
2.19 зависимое охлаждение (dependent circulation component): Система охлаждения, работа которой зависит (связана) с окружной скоростью ротора основной машины, т.е. вентилятор или насос установлены на валу основной машины или приводятся ею во вращение.
2.20 независимое охлаждение (independent circulation component): Система охлаждения, работа которой зависит (связана) с окружной скоростью ротора основной машины, т.е. она имеет свой собственный приводной двигатель.
3 Система обозначений
Обозначение способа охлаждения машины состоит из букв и цифр, как показано ниже.
3.1 Применение обозначений в коде IC
Система обозначений выглядит следующим образом:
Примечание - Полное обозначение можно определить по наличию после IC трех или пяти букв и цифр в следующей последовательности: цифра - буква - цифра (буква-цифра), например, IC3A1, IC4A1A1, IC7A1W7.
В упрощенном обозначении содержатся две или три последовательные цифры или буква в последней позиции, например, IC31, IC411, IC71W.
3.2 Применение обозначений
Использование упрощенных обозначений является предпочтительным; полные обозначения применяют, в основном, когда упрощенная система неприменима.
3.3 Обозначение одинаковых устройств систем охлаждения для различных узлов машины
Для различных узлов машины могут применяться различные хладагенты и способы их перемещения. Они могут обозначаться для каждого узла машины отдельно.
Примеры обозначения различных цепей охлаждения для ротора и статора:
ротор - IC 7H1W, статор - IC 7W5W (упрощенное обозначение);
ротор - IC 7H1W7, статор - IC 7W5W7 (полное обозначение).
Примеры обозначения различных цепей охлаждения машины в целом:
генератор - IC 7H1W, возбудитель - IC 75W (упрощенное обозначение);
генератор - IC 7H1W7, возбудитель - IC 7A5W7 (полное обозначение).
3.4 Обозначение различных устройств систем охлаждения для различных узлов машины
Для различных узлов машины могут применяться различные устройства систем охлаждения. В этом случае обозначение контура следует сразу за обозначением узла машины.
Примеры обозначения:
генератор - IC 81W, возбудитель - IC 75W (упрощенное обозначение);
генератор - IC 8A1W7, возбудитель - IC 7A5W7 (полное обозначение).
3.5 Обозначение обмоток с непосредственным охлаждением
В случае применения в машине обмоток с непосредственным (внутренним) охлаждением часть системы охлаждения, связанная с обмоткой, может обозначаться индексом, заключенным в скобки.
Примеры обозначения:
ротор - IC 7H1W, статор - IC 7(W5)W (упрощенное обозначение);
ротор - IC 7H1W7, статор - IC 7(W5)W7 (полное обозначение).
3.6 Обозначение резервной или аварийной системы охлаждения
Для резервной и аварийной систем могут использоваться различные способы охлаждения. Они могут обозначаться кодом IC, соответствующим индексом и словами "резервная" или "аварийная", заключенными в скобки, после обозначения основной системы охлаждения.
Примеры обозначения:
IC 71W (аварийная IC 01) - упрощенное обозначение;
IC 7A1W7 (аварийная IC 0А1) - полное обозначение.
3.7 Комбинированные обозначения
Если встречаются два или более случаев, описанных в 3.3 - 3.6, то соответствующие описанные выше обозначения могут использоваться совместно.
3.8 Замещение характеристических цифр
Если характеристическая цифра еще не определена или не требуется ее точного знания, она может быть заменена на букву X, например: IC3X, IC4XX.
3.9 Примеры обозначений и эскизов
В приложении А приведены различные обозначения и эскизы для некоторых наиболее распространенных типов вращающихся электрических машин.
4 Цифровая характеристика устройства контура охлаждения
Характеристическая цифра, следующая сразу за кодом IC, обозначает устройство для циркуляции хладагента (см. 3.1.2) и отвода тепла от машины в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Устройство контура охлаждения
Характеристическая цифра |
Краткое описание |
Определение |
0 (см. примечание 1) |
Свободная циркуляция |
Хладагент свободно поступает в машину из окружающей среды и свободно возвращается в нее |
1 (см. примечание 1) |
Вентиляция с помощью входной трубы или входного канала |
Хладагент попадает в машину из промежуточной среды через входную трубу или канал, проходит через машину и затем свободно возвращается в окружающую среду (разомкнутая система охлаждения) |
2 (см. примечание 1) |
Вентиляция с помощью выходной трубы или выходного канала |
Хладагент попадает в машину из окружающей среды, проходит через машину и удаляется из нее через выходную трубу или канал в промежуточную среду (разомкнутая система охлаждения) |
3 (см. примечание 1) |
Вентиляция с помощью входной и выходной трубы или канала |
Хладагент попадает в машину из промежуточной среды через входную трубу или канал, проходит через машину и затем через выходную трубу или канал возвращается в промежуточную среду (разомкнутая система охлаждения) |
4 |
Охлаждение наружной поверхности машины |
Первичный хладагент циркулирует по замкнутому контуру и отдает тепло через наружную поверхность машины (а также через сердечник статора и другие теплопроводящие части) конечному хладагенту, которым является окружающая машину среда. Поверхность может быть гладкой или ребристой с внешней оболочкой для улучшения теплопередачи или без нее |
5 (см. примечание 2) |
Встроенный теплообменник (использующий окружающую среду) |
Первичный хладагент циркулирует по замкнутому контуру и отдает тепло встроенному теплообменнику, являющемуся составной частью машины. Конечным хладагентом является окружающая среда |
6 (см. примечание 2) |
Установленный на машине теплообменник (использующий окружающую среду) |
Первичный хладагент циркулирует по замкнутому контуру и отдает тепло через установленный на машине теплообменник конечному хладагенту, которым является окружающая среда |
7 (см. примечание 2) |
Встроенный теплообменник (использующий промежуточную среду) |
Первичный хладагент циркулирует по замкнутому контуру и отдает тепло встроенному теплообменнику, являющемуся составной частью машины. Конечным хладагентом является промежуточная среда |
8 (см. примечание 2) |
Установленный на машине теплообменник (использующий промежуточную среду) |
Первичный хладагент циркулирует по замкнутому контуру и отдает тепло через установленный на машине теплообменник вторичному хладагенту, которым является промежуточная среда |
9 (см. примечание 2, 3) |
Отдельно стоящий теплообменник (использующий окружающую или промежуточную среду) |
Первичный хладагент циркулирует по замкнутому контуру и отдает тепло через отдельно установленный теплообменник вторичному хладагенту, которым является окружающая или промежуточная среда |
Примечания 1 Фильтры или уплотнения для защиты от пыли или для глушения шума могут устанавливаться в корпусе или в каналах. Цифры 0 - 3 также применяются в машинах, в которых хладагент поступает через теплообменник из окружающей среды, чтобы обеспечить его более низкую температуру чем окружающая среда, или когда хладагент выводится через теплообменник, чтобы понизить температуру окружающей среды. 2 Конструкция теплообменника не нормируется (гладкие или ребристые трубы и др.). 3 Внешний теплообменник может быть установлен рядом с машиной или в отдельном от машины месте. Газообразный вторичный хладагент может быть окружающей средой или промежуточной средой (см. также приложение А, таблица A3). |
5 Характеристическая буква для обозначения типа хладагента
5.1 Хладагент (см. 3.1.3, 3.1.5) обозначается одной из букв в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Хладагент
Характеристическая буква |
Хладагент |
А (см. 5.2) |
Воздух |
F |
Фреон |
Н |
Водород |
N |
Азот |
С |
Углекислый газ |
W |
Вода |
U |
Масло |
S (см. 5.3) |
Любой другой хладагент |
Y (см. 5.4) |
Еще не установленный хладагент |
5.2 Если простым хладагентом является воздух или в случае применения двух хладагентов, одним из которых является воздух, в упрощенном обозначении буква А не ставится.
5.3 В случае буквы S тип хладагента может быть указан в другом месте (в технической или торговой документации), например, IC 3S7 - "S" определяется в документации.
5.4 Когда тип хладагента выбран окончательно, временно используемая буква "Y" может быть заменена на соответствующую окончательную характеристическую букву.
6 Характеристическая цифра для способа перемещения хладагента
Характеристическая цифра (при полном обозначении) после каждой буквы, обозначающей тип хладагента, показывает способ его перемещения (см. 3.1.4, 3.1.6) в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3 - Способ перемещения хладагента
Характерный номер |
Описание |
Определение |
0 |
Свободная конвекция |
Хладагент перемещается благодаря разности температур. Вентилирующее действие ротора незначительно |
1 |
Самоохлаждение |
Перемещение хладагента зависит от окружной скорости основной машины или за счет вращения ротора, или за счет составляющих, предназначенных для этих целей, установленных на роторе основной машины, или с помощью вентилятора или насоса, приводимых ротором основной машины |
2, 3, 4 |
|
Зарезервировано для использования в будущем |
5 (см. примечание) |
Встроенное независимое охлаждение |
Хладагент перемещается с помощью встроенного устройства, получающего энергию независимо от скорости основной машины, т.е. встроенного вентилятора или насоса, приводимого своим собственным электродвигателем |
6 (см. примечание) |
Встроенное независимое охлаждение, установленное на машине |
Хладагент перемещается с помощью установленного на машине устройства, получающего энергию независимо от ее скорости, т.е. установленный на машине вентилятор или насос, приводимый своим собственным электродвигателем |
7 (см. примечание) |
Отдельное и независимое охлаждение или подача хладагента под давлением |
Хладагент перемещается с помощью отдельно установленного и не зависящего от машины устройства или под давлением, т.е. от водопроводной или газовой сети под давлением |
8 (см. примечание) |
Охлаждение благодаря передвижению машины |
Перемещение хладагента осуществляется за счет относительного перемещения машины и хладагента благодаря движению машины в хладагенте или за счет нахождения машины в потоке жидкости или газа |
9 |
Все другие способы перемещения хладагента |
Перемещение хладагента осуществляется способом, отличным от описанных выше и требующим полного описания |
Примечание - Использование независимых устройств для перемещения хладагента не исключает вентилирующего действия ротора или наличия дополнительного вентилятора, установленного непосредственно на роторе основной машины. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МЭК 60034-6-2012 "Машины электрические вращающиеся. Часть 6. Методы охлаждения (Код IC)" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1112-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2014 г.
Дата введения - 1 июня 2014 г.
1 Подготовлен федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" (ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 "Вращающиеся электрические машины"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1112-ст
4 Настоящий стандарт является идентичным международному стандарту МЭК 60034-6:1991-10 "Машины электрические вращающиеся. Часть 6. Методы охлаждения (Код IC)" (IEC 60034-6 "Rotating electrical machines - Part 6: Methods of cooling (IC Code)")
5 Введен впервые
Приказом Росстандарта от 26 февраля 2024 г. N 244-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2025 г. в связи с введением в действие ГОСТ МЭК 60034-6-2007