Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением мэра
от 22 сентября 1995 г. N 946
Правила охраны окружающей среды от
отходов производства и потребления
1. Общие положения.
1.1. Правила распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории г.Новосибирска, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.
Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями, и на них распространяются требования настоящих Правил.
1.2. В Правилах применяются единые термины и определения (приложение 1).
1.3. Правила действуют до утверждения нормативно-методических документов, разрабатываемых в составе Федеральной целевой программы "Отходы".
1.4. На период действия Правил следует руководствоваться нормативно-методическими документами, указанными в приложении 2.
2. Экологические требования по обращению с отходами производства
и потребления.
2.1. Природопользователь обязан:
принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами (приложение 2, п.1);
соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами (приложение 2, пп.1,4);
осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение;
обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления производственных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения) (приложение 2,п.26);
обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов (приложение 2, п.1);
оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;
осуществлять сбор макулатуры для дальнейшей сдачи предприятию Вторресурсы (АО ЭКОР).
2.2. Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации.
2.3. Деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Места складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, утверждаются приказом руководителя.
2.5. Предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке утверждаются городским комитетом по экологии и природным ресурсам (далее - Горкомприрода) по согласованию с городским центром санитарно-эпидемиологического надзора (далее-ЦСЭН).
2.6. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам (приложение 2, пп. 41-44, 54, 57). Транспортировка опасных отходов допускается только специально оборудованным транспортом, имеющим специальное оформление согласно действующим инструкциям.
2.7. Специализированные предприятия и установки по переработке отходов проектируют и эксплуатируют в соответствии с нормами технологического проектирования, строительными и санитарными нормами и правилами и действующим законодательством (приложение 2, пп.23, 30, 31, 39).
2.8. Размещение отходов допускается по согласованию с городским ЦСЭН, при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается Горкомприродой.
2.9. Разрешение на размещение отходов выдается только при обосновании невозможности их переработки (отсутствия технологии, оборудования и др.).
2.10. Выбор места для строительства объекта по размещению отходов определяется решением мэрии г.Новосибирска по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно-геологических и гидрологических исследований (приложение 2, пп.1, 2, 3, 4).
2.11. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу, экологическими строительными и санитарными нормами и правилами (приложение 2,пп.23, 30, 31, 39).
2.13. Отходы I, II, а при необходимости и III, IV классов опасности можно размещать только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП (приложение 2, п.28).
2.14. Не допускается размещение опасных отходов на территории города (кроме временного размещения на промплощадках предприятий), в лесопарковых, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
2.15. Природопользователь в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и природоохранными нормативными документами Российской Федерации ведет учет (инвентаризацию) наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны.
2.16. На основании постановления Госкомстата России от 14 сентября 1993 г. N 180 "Об утверждении Инструкции по составлению статистической отчетности об образовании и удалении токсичных отходов" природопользователь представляет ежегодный отчет по форме 2 тп- (токсичные отходы) Горкомприроде.
2.17. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя (приложение 2, п.29).
2.18. Передача (или получение) отходов от одного природопользователя другому с целью их использования в качестве вторичного сырья для производства какой-либо продукции осуществляется при наличии соответствующего разрешения на размещение отходов.
3. Нормирование размещения отходов производства и потребления.
3.1. С целью обеспечения экологических требований законодательства Российской Федерации для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов. Организация разработки и утверждения нормативов объемов образования и размещения отходов возлагается на Горкомприроду.
Нормирование объемов образования и размещения отходов производится с целью недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей.
3.2. Для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов.
3.3. Нормативы предельного размещения отходов производства и потребления на территории города утверждает Горкомприрода по согласованию с городским ЦСЭН.
3.4. Природопользователь обязан разрабатывать и представлять для утверждения Горкомприроде согласованные с городским или районным органом ЦСЭН проекты нормативов предельного размещения отходов на основании методических указаний Минприроды России.
3.5. Для проектируемых объектов нормативы предельного размещения отходов устанавливаются проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы. Требования к составу проектных материалов определяются СНиП,ГОСТ и нормативными документами Минприроды России.
4. Порядок установления лимитов размещения отходов
производства и потребления.
4.1. На основании Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.92 N 545, лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
4.2. Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.
4.3. Лимиты размещения отходов устанавливаются по всем наименованиям отходов в совокупности значений для отдельных объектов для размещения отходов.
4.4. Лимиты размещения отходов утверждает Горкомприрода по согласованию с городским или районным ЦСЭН по типовой форме (приложение 3).
Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.
4.5. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение материалы, содержащие заявку, обоснование и первичную информацию, основанные на действующих нормативах, технологических регламентах, стандартах, технических условиях и т.п., результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению (приложения 4, 5, 6, 7).
4.6. Планы мероприятий по достижению природопользователем лимитов размещения отходов должны содержать конкретные мероприятия по снижению объемов образования и поступления в окружающую среду отходов производства и потребления, степени их опасности, а также строительству, реконструкции и повышению эффективности эксплуатации действующих объектов для размещения отходов.
При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и техники. Указанные планы утверждаются руководителем предприятия и должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими ресурсами, проектными и строительно-монтажными работами (приложение 7).
4.7. Горкомприрода рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение об утверждении лимитов размещения отходов или отклонении их на доработку. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок рассмотрения может быть продлен до двух месяцев.
Проекты лимитов размещения отходов, представленные после доработки, рассматриваются в те же сроки.
В случаях повторного отклонения материалов представленные после доработки проекты лимитов размещения отходов направляются на государственную экологическую экспертизу.
4.8. Срок действия лимитов и порядок их пересмотра при изменении экологической обстановки, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей среды отходами в связи с расширением (сокращением) производства, ликвидации (вводе в эксплуатацию) объектов для размещения отходов, отсутствии у природопользователя возможностей для обеспечения дальнейшего безопасного хранения отходов на промышленной площадке и по другим причинам устанавливается Горкомприродой.
Пересмотр установленных лимитов размещения отходов осуществляется природопользователем в соответствии с п.4.5. настоящих правил.
4.9. Сверхлимитное количество размещения отходов - это масса размещаемых отходов, которая превышает установленный лимит.
5. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов
производства и потребления.
5.1. Выдача природопользователю разрешений на размещение отходов на специально предназначенных для этого объектах производится Горкомприродой по типовой форме (приложение 8).
5.2. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.
Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов.
5.3. При размещении объемов (массы) отходов, превышающих установленный лимит, а также на временно разрешенных объектах для размещения отходов, не оборудованных в соответствии с природоохранными требованиями, выдается разрешение на временно согласованное размещение отходов.
5.4. Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год.
5.5. Для получения разрешения на размещение отходов природопользовател обязан представить следующие документы по установленной форме:
5.5.1. Заявку на размещение отходов (приложение 9);
5.5.2. Лимит размещения отходов, установленный природопользователю на данный период;
5.5.3. Перечень и характеристику отходов, подлежащих размещению (приложение 6);
5.5.4. Плановые мероприятия по достижению лимитов размещения отходов (приложение 7);
5.5.5. Характеристику объектов, на которых предполагается размещение отходов. Представляется на каждый объект (собственный или арендуемый), в том числе расположенный на территории предприятия (приложение 10);
5.5.6. Копию (по рекомендуемой форме) договора с администрацией объекта для размещения отходов в случае, если отходы направляются для размещения на объект, не принадлежащий данному природопользователю (приложение 11).
Кроме этого природопользователь должен иметь:
- обоснование условий и сроков временного накопления отходов на промышленной площадке до момента их использования или направления на объект для размещения отходов;
- заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр (базирующееся на результатах геологических, инженерно-геологических и гидрогеологических исследований), Роскомвода, Госатомнадзора России (при необходимости), копии актов, удостоверяющих горный и земельный отвод;
- плановые мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций при размещении отходов;
- заключение государственной экологической экспертизы на размещение отходов. При этом устанавливается возможность размещения опасных отходов на конкретном объекте с учетом полного предотвращения их вредного влияния на окружающую среду и здоровье населения, а также возможности природопользователя по сокращению объемов образования отходов и их использованию, внедрению безотходных и малоотходных технологических процессов производства, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов.
5.6. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации природопользователь несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в материалах, обосновывающих размещение отходов.
5.7. Выдача разрешения не освобождает природопользователя от поиска потребителей, для которых данные виды отходов являются сырьевыми ресурсами, или технологий, сокращающих объемы образования отходов, а также выполнения мероприятий по организации, строительству и повышению эффективности эксплуатации объектов для размещения отходов.
5.8. Разрешение (отказ) на размещение отходов выдается природопользователю в месячный срок, считая с момента получения всех документов от природопользователя. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок может быть продлен до двух месяцев.
5.9. Аннулирование разрешения на размещение отходов осуществляется по решению Горкомприроды в случаях угрозы загрязнения окружающей природной среды свыше допустимых норм, нарушения правил эксплуатации объекта для размещения отходов, выхода из строя объекта или его сооружений (механизмов), нарушающих нормальный режим его эксплуатации.
6. Экологический контроль в системе обращения с отходами.
6.1. Экологический контроль за всеми видами хозяйственной деятельности в системе обращения с отходами осуществляется на основе статей 68,69, 70, 71 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
6.2. Экологический контроль производится Горкомприродой, осуществляющим государственный контроль, а также экологической службой предприятий, организаций и учреждений, которые осуществляют производственный экологический контроль (приложение 2, п.13).
6.3. Экологический контроль в области обращения с отходами включает:
- анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- проверку порядка и правил обращения с отходами, включая требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов;
- определение массы размещаемых отходов, в соответствии с выданными разрешениями;
- проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов;
- анализ информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов.
6.4. Служба производственного экологического контроля согласует с Горкомприродой места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.
6.5. Контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи отходов и контрольных талонов приема отходов к нему (приложение 12).
6.6. Горкомприрода осуществляет государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.
6.7. При контроле за размещением отходов производится измерение объемов (массы) отходов, определение концентраций содержащихся в них веществ и установление по этим данным массы отходов в период времени и класса опасности. Полученные данные сравниваются с установленными в разрешении на размещение отходов.
6.8. Исходными данными для определения фактической массы размещаемых отходов служат:
- данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры;
- нормативы образования и использования отходов, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, в т.ч. утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции;
- данные о временном режиме работы оборудования за квартал, год.
6.9. Фактическая масса отходов, принимаемых на объекте для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчетно и подлежит учету в установленном порядке в специальном журнале (приложение 13). Выписка из журнала ежеквартально передается Горкомприроде.
При необходимости пересчета объемных показателей количества отходов в весовые следует учитывать плотность конкретного отхода.
6.10. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен. В этих случаях природопользователь должен обратиться в Горкомприроду за получением соответствующего разрешения для размещения отходов.
6.11. При превышении природопользователем количества отходов, установленных в разрешении на размещение для данного объекта, владелец этого объекта обязан в месячный срок представить выписку из журнала Горкомприроде.
6.12. При невыполнении в нормативные сроки планов мероприятий или отдельных этапов этих планов, в случаях превышения количества размещения отходов, установленного в разрешении на период выполнения указанных планов, а также при размещении отходов без соответствующего разрешения, Горкомприрода вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.
6.13. Должностные лица Горкомприроды в соответствии с полномочиями имеют право в установленном порядке:
- производить проверки предприятий и объектов по всем видам деятельности, связанным с обращением отходов, получать необходимые объяснения, справки и сведения;
- давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасного обращения с опасными отходами; в случае необходимости приостанавливать работы;
- аннулировать или приостанавливать действие разрешения на право ведения деятельности по обращению с отходами, в случае нарушений условий его действия, а также при возникновении опасности аварий, причинения вреда окружающей среде;
- назначать экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
- привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями требований обращения с отходами.
6.14. Количество отходов, обнаруженных размещенными в несанкционированных местах, определятся Горкомприродой расчетно или инструментальным замером.
Регистрация фактов самовольного размещения отходов в несанкционированных местах ведется в специальном журнале (приложение 14).
Горкомприрода решает вопрос о приостановке самовольного размещения отходов и применяет по отношению и виновным соответствующие санкции.
7. Ответственность за несоблюдение требований обращения
с отходами.
7.1. Виновные в противоправных деяниях, нарушающих требования обращения с отходами и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", настоящими Правилами, иными законодательными актами Российской Федерации.
7.2. Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно-правовой формы, виновные в совершении экологических правонарушений:
- осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения;
- нарушении правил сбора и временного накопления отходов на производственной площадке;
- перевозке опасных отходов в неисправных либо не оборудованных для этих целей транспортных средствах;
- размещении отходов в несанкционированных либо не оборудованных для этих целей местах;
- нарушении учета, норм и правил образования, переработки, использования, размещения отходов;
- получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации;
- отказе в предоставлении или представлении неполной, искаженной
документации (информации) по обращению с отходами
подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке в размерах, установленных статьей 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
8. Возмещение вреда, причиненного нарушением
требований обращения с отходами
8.1. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате нарушения требований обращения с отходами, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (приложение 2, п.58).
<< Назад |
Приложение 1. >> Термины и определения |
|
Содержание Постановление Мэра г. Новосибирска от 22 сентября 1995 г. N 946 "О введении в действие "Правил охраны окружающей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.