Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 г. N 305-КГ15-3206 Суд отменил ранее принятые по делу судебные акты и признал недействительными решения налоговых органов о возмещении обществом налога на добавленную стоимость, поскольку в отношениях код-шеринга перевозка собственных пассажиров и пассажиров партнера на международных авиалиниях имеет одинаковые налоговые последствия в виде обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нулевая ставка НДС распространяется в т. ч. на услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.

Российская авиакомпания заключила код-шеринговые соглашения. В соответствии с ними определенное количество мест на выполняемых ею рейсах резервировалось для партнеров (иностранных авиаперевозчиков). В отношении данных перевозок компания применила нулевую ставку НДС.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ признала действия налогоплательщика правомерными. Это объясняется следующим.

Правовые основы для заключения соглашений код-шеринга (code-share - буквально "обмен кодом") регулирует Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара, 18.09.1961).

Согласно Гвадалахарской конвенции, участником которой является Российская Федерация, перевозчик по договору - лицо, выступающее стороной по договору перевозки. Фактический перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку, предусмотренную договором перевозки. И перевозчик по договору, и фактический перевозчик являются перевозчиками в смысле Варшавской конвенции 1929 г.

В рамках соглашения код-шеринга его стороны не оказывают услуги по перевозке непосредственно друг другу. Фактическим получателем услуги является пассажир.

В такой ситуации перевозка собственных пассажиров и пассажиров партнера на международных авиалиниях должна иметь одинаковые налоговые последствия в виде обложения НДС по нулевой ставке.

В реестрах международных перевозочных документов помимо номеров билетов, выданных иностранными авиакомпаниями - партнерами, указываются и коды выполняемых рейсов - исключительно коды собственных рейсов российского авиаперевозчика, что подтверждает осуществление последним фактической перевозки. При этом требований об оформлении авиабилетов именно этим перевозчиком НК РФ не содержит.

Применение различных налоговых последствий к одинаковым по своему содержанию хозяйственным операциям в зависимости лишь от того, на чьем бланке оформлен билет пассажиру, является прямым нарушением принципа экономической обоснованности налогообложения.