Решение городского Собрания г. Новосибирска от 5 октября 1995 г. N 80
"О положении "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Новосибирске"
В соответствии с решением Госналогинспекции по Новосибирской области от 26 марта 1998 г. N 131 данный документ утратил силу
Рассмотрев в соответствии с решением Новосибирского городского Собрания от 01.06.95 N 49 "О создании рабочей группы по разработке Положения "О бюджетном устройстве в г.Новосибирске" проект положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Новосибирске", городское Собрание решило:
1. Утвердить положение "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Новосибирске" (прилагается).
2. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по бюджетно-финансовой, налоговой и социально-экономической политике (Коновалов Б.А.).
Глава местного самоуправления |
В.А.Толоконский |
Утверждено
решением городского Собрания
от 5 октября 1995 г. N 80
Положение
о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в г.Новосибирске
Настоящее Положение регламентирует бюджетное устройство города, права и обязанности органов местного самоуправления в бюджетном процессе.
I. Общие положения
Статья 1. Бюджет.
Бюджет г.Новосибирска представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов местного самоуправления.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Положении.
2.1. Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
2.2. "Минимальный бюджет" - расчетный объем доходов, покрывающий минимально необходимые расходы, включенные в бюджет города.
2.3. "Передача полномочий" - способ регулирования компетенции органов местного самоуправления на основе их решений. Делегирование полномочий может быть разовым, на определенный срок или бессрочно, и на его осуществление из бюджета города выделяются соответствующие средства.
2.4. "Закрепленные доходы" - доходы, которые полностью или в твердо установленной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в порядке, установленном решениями городского Собрания, поступают в районы города.
2.5. "Регулирующие доходы" - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в бюджет города в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным областным Советом, в установленном порядке на следующий финансовый год.
2.6. "Балансирование бюджета" - метод передачи бюджету города федеральных доходов и доходов Новосибирской области как разницы между объемом расходов бюджета и закрепленными доходами бюджета.
2.7. "Нормативы отчислений" - определение отчислений в процентах или в доле от регулирующих доходов. Нормативы могут быть дифференцированными или едиными, а также в твердо фиксированной доле (в процентах) на длительный период времени.
2.8. "Дотация" - сумма из бюджета области или города на покрытие соответственно расходов города или районов, которому переданы 100 процентов закрепленных и контингентов регулирующих налогов и доходов.
2.9. "Трансферты" (трансфертные расчеты) - форма передачи (перераспределения) части средств, мобилизованных в федеральном бюджете для сбалансирования бюджета города.
2.10. "Субвенция" - сумма средств из бюджета области, выделенная на определенный срок, направляемая на пополнение бюджета города с указанием ее использования. Субвенции могут быть выделены либо на формирование минимального бюджета, с целью выравнивания социально-экономического развития, либо на иные цели, установленные законодательством.
2.11. "Контингент доходов" - сумма взимаемого на территории города конкретного налога, либо иного платежа.
2.12. "Оборотная кассовая наличность" - один из видов финансовых резервов. Образуется за счет остатков средств на начало планируемого года. Предназначается для бесперебойного финансирования первоочередных расходов по бюджету при возникновении в течение года временного (сезонного) кассового разрыва. Использованные суммы оборотной кассовой наличности должны быть полностью восстановлены к концу года.
2.13. "Кассовые разрывы" - образуются в течение года из-за несовпадения фактических сроков поступления платежей в бюджет и выдачи бюджетных ассигнований.
2.14. "Секвестр расходов" - сокращение расходов по определенной схеме в зависимости от их значимости.
2.15. "Лимит финансирования" - предельно допустимый размер финансирования.
Статья 3. Бюджетная система.
Бюджетная система г.Новосибирска представляет собой бюджет города.
Статья 4. Бюджетное устройство.
Бюджетное устройство в г.Новосибирске основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности, сбалансированности.
Статья 5. Бюджетный процесс.
5.1. Бюджетный процесс - регламентированная настоящим Положением деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между районами города.
5.2. Бюджетный процесс в г.Новосибирске строится в соответствии с Конституцией РФ, Законами Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации","О местном самоуправлении", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации", "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", нормативно-правовыми актами органов государственной власти Новосибирской области, настоящим Положением, а также актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
5.3. Бюджет города утверждается решением городского Собрания.
5.4. Бюджетный год на территории г.Новосибирска устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Статья 6. Взаимоотношения с бюджетом области.
Взаимоотношения бюджета города с бюджетом области осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Для сбалансированности бюджета города из бюджета области могут предоставляться трансферты, дотации и субвенции.
В случае принятия органами государственной власти решений, повлекших увеличение расходов или уменьшение доходов бюджета города, недостающие бюджетные средства компенсируются органами, принявшими решения за счет соответствующих бюджетов.
II. Основы бюджетного устройства
Статья 7. Структура и единство бюджетной системы.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной документации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления бюджета области.
Единство бюджетной системы города основано на использовании регулирующих доходов резервного фонда мэра и их перераспределении.
Статья 8. Самостоятельность бюджета.
Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
- закрепленные законом доходы бюджета;
- отчисления по регулирующим доходам;
- другие доходы, устанавливаемые городским Собранием, в том числе дотации, субвенции и займы.
Статья 9. Доходы бюджета.
Доходы бюджета формируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и статьей 8 настоящего Положения.
Статья 10. Расходы бюджета.
10.1. Расходы бюджета разделяются на расходы, включаемые в бюджет развития и бюджет текущих расходов. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а в бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
10.2. Расходная часть бюджета развития может содержать ассигнования на инвестиции в действующие или во вновь создаваемые предприятия. Результатом таких инвестиций является муниципальная собственность, либо государственная собственность на эквивалентную часть капитала. Созданная за счет бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается
соответствующему комитету по управлению имуществом.
Статья 11. Сбалансированность бюджета.
11.1. Сбалансированность бюджета является принципом бюджетно-финансовой политики.
11.2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
11.3. В целях сбалансированности бюджета городское Собрание может устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
11.4. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется за счет выпуска муниципальных займов, векселей, или использования кредитных ресурсов. Порядок и условия кредитования, выпуска и размещения муниципальных займов определяется мэрией.
11.5. Решения мэрии, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета, по представлению мэра подлежат обязательному утверждению городским Собранием.
Статья 12. Формы и принципы бюджетного регулирования.
12.1. Бюджет города формируется с учетом обеспечения минимальных бюджетных потребностей на уровне не ниже государственных социальных стандартов.
12.2. В условиях дефицита и необеспеченности финансовыми ресурсами текущие расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт рассматриваются пообъектно и включаются в расчет бюджетной потребности только в случае невозможности обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, а финансирование капитальных вложений осуществляется за счет целевых, заемных и других дополнительных источников.
12.3. Дотации используются в случае недостаточности собственных финансовых ресурсов для финансирования минимального бюджета, текущих расходов городских хозяйств и районов города.
12.4. Субвенции представляются на инвестиционные проекты и целевые программы города, прошедшие экспертизу и получившие одобрение мэрии города. Мэрия разрабатывает Положение об условиях и порядке предоставления и рассмотрения инвестиционных проектов программ, утверждаемое городским Собранием, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных средств на основе предоставления получателем субвенции обязательной отчетности в установленном порядке.
Статья 13. Норматив формирования фонда непредвиденных расходов бюджета города.
В составе бюджета города ежегодно создается фонд непредвиденных расходов в процентах от объема бюджета по расходам для осуществления непредвиденных социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий и проведения отдельных мероприятий жизнеобеспечения города.
Норматив утверждается Решением городского Собрания.
Статья 14. Норматив оборотной кассовой наличности бюджета города.
В составе бюджета города сверх предусмотренных расходов утверждается объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств бюджета на начало финансового года, перевыполнения доходной части бюджета или экономии расходов бюджета. Оборотная кассовая наличность должна быть достаточной, чтобы обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование защищенных статей расходов.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении бюджета.
III. Бюджетный процесс
Статья 15. Этапы бюджетного процесса.
- разработка прогноза социально-экономического развития города;
- разработка рабочей документации к проекту бюджета;
- рассмотрение проекта бюджета;
- утверждение бюджета города;
- исполнение и внесение изменений в бюджет города;
- организация контроля бюджетного процесса;
- отчет об исполнении бюджета города.
Статья 16. Общие принципы и сроки составления и представления проекта бюджета.
16.1. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета города принимает мэр города не позднее чем за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения мэрия организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
16.2. В течение полутора месяцев составляется прогноз социально-экономического развития города, сводный баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления бюджетной политики, уточняется перечень целевых общегородских программ, подлежащих бюджетному финансированию. На основании этого управление финансов и налоговой политики мэрии осуществляет необходимые расчеты и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов.
16.3. Городское Собрание за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года по представлению мэра определяет приоритетность целевых программ социально-экономического развития города.
Статья 17. Рассмотрение предложений по отдельным статьям бюджета.
17.1. В течение последующего месяца мэрией ведется детальная проработка, согласование расчетов и нормативов отчислений по проектам бюджетов.
17.2. В процессе согласования мэрией вносятся свои предложения по изменению и уточнению проектируемых показателей в администрацию области.
17.3. Рассмотрение этих предложений производится в администрации области.
IV. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Статья 18. Рабочая документация к проекту бюджета для его рассмотрения.
Мэр города не позднее, чем за месяц до начала нового финансового года представляет к рассмотрению городского Собрания депутатов бюджетное послание.
Бюджетное послание мэрии должно включать:
а) предварительные итоги развития города за отчетный период, прогноз социально-экономического развития города на плановый период, основные направления бюджетно-финансовой политики города на предстоящий период, сводный баланс финансовых ресурсов города, сведения о доходах города, обоснования и расчеты по целевым программам, нормативам отчислений от регулирующих доходов, суммам дотаций и субвенций, основным разделам, главам и статьям бюджета города;
б) Проект Решения "О бюджете города" и приложения к нему:
- приложение N 1 - "Проект бюджета города";
- приложение N 2 -"Нормативы отчислений по регулирующим источникам доходов";
- приложение N 3 - "Перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей";
- приложение N 4 - "Капитальные вложения" с расшифровкой по укрупненным объектам.
Статья 19. Рассмотрение проекта бюджета.
19.1. Бюджетное послание мэра города направляется депутатам в бюджетно-финансовую комиссию для предварительного рассмотрения городским Собранием.
В течение 15 дней комиссия готовит свое заключение с учетом замечаний, предложений депутатов.
19.2. При обсуждении проекта бюджета на городском Собрании слово для доклада предоставляется мэру города (или его представителю) и для содоклада - председателю бюджетно-финансовой комиссии. После этого проводится обсуждение проекта бюджета.
По итогам обсуждения проекта бюджета городское Собрание может принять решение о принятии его в целом, за основу или о его отклонении.
При принятии проекта бюджета за основу городское Собрание поручает комиссии по бюджету совместно с мэрией подготовить проект ко второму чтению, устанавливает предельный срок внесения письменных предложений и замечаний и определяет дату рассмотрения бюджета во втором чтении.
При отклонении проекта бюджета городское Собрание принимает одно из следующих решений:
- о создании согласительной комиссии, которая исходя из рекомендаций, изложенных в Сводном заключении, в течение 10 дней разрабатывает согласованный вариант уточнений показателей проекта бюджета города, после чего мэр города вносит проект бюджета на рассмотрение городского Собрания во втором чтении;
- о возвращении данного законопроекта мэрии. В течение последующих 15 дней мэрия представляет новый проект бюджета с учетом рекомендаций, изложенных в Сводном заключении, для его рассмотрения. Новый вариант проекта бюджета направляется городскому Собранию и рассматривается им в порядке, установленном настоящим Положением.
19.3. До принятия проекта бюджета мэрия города может вносить в него любые изменения по результатам обсуждения и информировать о них городское Собрание.
Статья 20. Рассмотрение проекта бюджета во втором чтении.
20.1. В течение 15 дней после внесения мэрией проекта бюджета на второе чтение он рассматривается на сессии городского Собрания по статьям и разделам.
Перед постатейным обсуждением доработанного с учетом замечаний проекта бюджета председательствующий ставит его на голосование для принятия "за основу".
20.2. Постатейное обсуждение состоит из доклада комиссий о работе с поступившими предложениями, замечаниями, поправками, обоснованием их включения в проект или отклонения, выступлений депутатов и мэра города (его представителя).
20.3. Обсуждение доходной и расходной частей бюджета проводится отдельно по видам доходов с рассмотрением нормативов отчислений от регулируемых доходов, а также по разделам, главам и укрупненным статьям расходов в соответствии с бюджетной классификацией.
20.4. При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении городское Собрание рассматривает и утверждает следующие основные характеристики бюджета:
- доходы бюджета города;
- объем расходов бюджета города, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития;
- превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный размер в процентах от суммы расходов;
- перечень защищенных статей бюджета;
- оборотную кассовую наличность;
- перечень приоритетных программ бюджета города.
20.5. После утверждения бюджета во втором чтении городское Собрание принимает решение о бюджете города.
20.6. В случае непринятия решения "О бюджете города" городское Собрание до 1 января принимает решение "О финансировании расходов из бюджета в 1 квартале финансового года".
В случае неутверждения ассигнований в срок мэрия города имеет право расходовать средства в размере 1/12 объема бюджета города предыдущего года в течение каждого месяца, вплоть до утверждения расходов бюджета городским Собранием. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных мэрией по неутвержденным расходам, не может превышать расходов 4-го квартала предыдущего года.
Статья 21. Случай, когда не утверждены нормативы отчислений на федеральном уровне к моменту рассмотрения проекта бюджета.
21.1. В случае, когда к моменту рассмотрения проекта бюджета не утверждены на федеральном уровне нормативы отчислений в бюджет Российской Федерации, рассмотрение проекта бюджета производится в рамках текущих расходов.
21.2. После утверждения нормативов отчислений на федеральном уровне производится перерасчет бюджетных нормативов. Нормативы базовых отчислений, нормативы (суммы) дотаций и субвенций увеличиваются (но не уменьшаются) с учетом бюджета развития.
V. Исполнение бюджета
Статья 22. Порядок исполнения бюджета.
22.1. После утверждения нормативов отчислений завершается планирование бюджета. Нормативы не могут быть изменены администрацией области, кроме как в соответствии с пунктом 21.2 настоящего Положения.
22.2. Кассовое исполнение бюджета осуществляется банками на основе договоров об обслуживании.
Условия договоров о кассовом исполнении бюджета города подлежат
обязательному утверждению городским Собранием
Статья 23. Порядок внесения изменений в бюджет.
23.1. Утвержденные ассигнования и перечень финансируемых программ пересматриваются городским Собранием в случаях: изменения программ, недостаточности доходов, превышения доходов запланированного уровня.
23.2. В случае, если в ходе исполнения бюджета орган государственной власти принимает решение, приводящее к уменьшению или увеличению расходов города, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются указанным органом государственной власти, принявшим решение, за счет его бюджета. При этом при исчислении недостающих средств в расчет не принимается свободный остаток средств бюджета города, образовавшийся на начало текущего финансового года и не израсходованный к моменту принятия указанного решения.
Передача объектов бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной системы на другой в процессе исполнения бюджета города осуществляется с передачей соответствующего финансирования.
23.3. Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (далее - свободные бюджетные средства), не подлежат изъятию органами государственной власти. Решение об их использовании, в том числе о вложении этих средств в хозяйственные мероприятия, в акции и другие ценные бумаги, а также предоставление процентных и беспроцентных бюджетных ссуд принимает городское Собрание только при условии полного обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от этих операций, в бюджет.
23.4. Городское Собрание утверждает в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.
23.5. В случаях, когда при максимальной мобилизации собственных источников не обеспечивается финансирование неотложных мероприятий, мэрия города по ходатайству администраций районов города вправе предоставлять ссуду.
Администрации районов, получившие ссуду, обеспечивают ее погашение в строго установленные сроки и используют по назначению.
VI. Организация контроля бюджетного процесса
Статья 24. Форма и информационное обеспечение контроля бюджетного процесса.
24.1. Контроль бюджетного процесса в городе осуществляется:
а) на этапе составления и предоставления бюджета в городское Собрание - в форме их рассмотрения, обсуждения и утверждения;
б) на этапе исполнения - в форме анализа, проверки и утверждения отчетов об исполнении бюджета соответствующего года.
24.2. Мэрия обязана ежеквартально представлять в бюджетно-финансовую комиссию городского Собрания информацию о ходе исполнения бюджета города.
24.3. Мэрия обязана осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им ассигнований из бюджета города.
В случае, если ассигнования, выделенные районам, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, финансирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет города.
Мэрия вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от предприятий, учреждений, финансируемых из бюджета города, любую информацию, связанную с исполнением бюджета.
При необходимости органы местного самоуправления могут принять решение о привлечении аудитора для проверки исполнения бюджета.
Статья 25. Отчеты об исполнении бюджета.
25.1. Мэрия представляет городскому Собранию отчеты об исполнении бюджета города за год и за периоды, на которые были утверждены бюджеты в течение года не позднее 2-х недель после окончания установленного срока представления отчетов в областную администрацию.
25.2. Отчет об исполнении бюджета составляется по всем основным показателям доходов и расходов, утвержденным законами о бюджетах, с пояснительной запиской о полученных доходах и расходовании средств.
25.3. Отчет об исполнении бюджета города рассматривается городским Собранием, которое по результатам рассмотрения принимает решение об его утверждении или отклонении.
Статья 26. Защита бюджетных прав г.Новосибирска.
Городское Собрание, мэрия города отстаивают в органах государственной власти бюджетные права города в процессе формирования бюджета области, обоснования доходов и расходов бюджета города, а также выполнения обязательств областного и федерального бюджета по отношению к бюджету города.
Мэрия принимает меры по возмещению из федерального бюджета уменьшения доходов или увеличения расходов бюджета города, обусловленных решениями федеральных органов власти в процессе исполнения бюджета.
Статья 27. Гласность в бюджетном процессе.
Решения, принимаемые городским Собранием об утверждении бюджета, отчета о его исполнении, а также иных вопросов, касающихся формирования бюджета, подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
Статья 28. О внесении изменений в Положение.
В случае изменения законодательства данное Положение приводится в соответствие с внесенными изменениями.
Заместитель председателя
городского Собрания |
В.Г.Кривощеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение городского Собрания г. Новосибирска от 5 октября 1995 г. N 80 "О положении "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Новосибирске"
Текст решения официально опубликован не был
В соответствии с решением Госналогинспекции по Новосибирской области от 26 марта 1998 г. N 131 данный документ утратил силу