Решение восемнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 декабря 1995 г.
"О Типовом положении о порядке и режиме использования земель государственных природных парков Новосибирской области"
Постановлением тридцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 декабря 2004 г. настоящий документ признан утратившим силу c 1 января 2005 г.
Новосибирский областной Совет депутатов решил:
1. Утвердить Типовое положение о порядке и режиме использования земель государственных природных парков Новосибирской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее Типовое положение в газетах "Советская Сибирь" и "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов".
Председатель Совета |
А.П.Сычев |
Типовое положение
о порядке и режиме использования земель государственных
природных парков Новосибирской области
(утв. Решением XVIII сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 декабря 1995 г.)
1. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в соответствии со статьями 90 108 125 Земельного Кодекса РСФСР, статьями 60, 63, 84, 85 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 N 33-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" от 16.12.93 N 2161, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" от 31.05.95 N 21.
На каждый конкретный государственный природный парк областного значения разрабатывается Положение о порядке и режиме использования его земель на основе настоящего Типового положения, которое утверждается администрацией области.
2. Государственные природные парки областного значения являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
3. Управление, распоряжение, пользование и охрана земель государственных природных парков областного значения регулируется Законом Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" от 31 мая 1995 г.
4. Леса, находящиеся на территории государственных природных парков областного значения входят в состав лесного фонда Российской Федерации, относятся к I-ой группе лесов, категории защитности - леса национальных и природных парков.
II. Задачи государственных природных парков
областного значения
5. Основными задачами государственных природных парков областного значения являются:
- сохранение природной среды, природных ландшафтов, а также памятников природы, истории, культуры и других объектов культурного наследия;
- создание условий для отдыха населения в природных условиях, сохранение рекреационных ресурсов;
- разработка и внедрение научных методов сохранения и восстановления природных комплексов, поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования природных парков;
- организация экологического просвещения населения.
III. Порядок образования государственных
природных парков областного значения
6. Государственные природные парки областного значения образуются областным Советом депутатов по представлению администрации области на основе предложений Новосибирского областного комитета по охране окружающей природной среды и природных ресурсов, Новосибирского управления лесами, по согласованию с органами местного самоуправления городов областного значения и районов области, собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, земли которых намечаются к изъятию и включению в границы природных парков областного значения. В таком же порядке производится расширение территорий государственных природных парков областного значения.
Создание природных парков областного значения, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств на землях Федеральной собственности, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением администрации области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
7. Территории (акватории) природных парков областного значения изымаются из хозяйственного использования и передаются природным паркам в бессрочное (постоянное) пользование. В отдельных случаях часть территории природных парков областного значения может располагаться на землях иных пользователей, собственников, а также категорий земель, не входящих в состав земель природно-заповедного значения.
8. В целях защиты территорий государственных природных парков областного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности. Охранные зоны образуются администрацией области на основании проектов организации государственных природных парков областного значения по согласованию с органами местного самоуправления, собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Земельные участки в пределах охранных зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного режима.
9. Документация обоснования организации государственных природных парков областного значения и их охранных зон разрабатывается специализированными проектными организациями, имеющими лицензии на выполнение этих работ.
Задания на разработку указанных документов выдаются Новосибирским областным комитетом охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, Новосибирским управлением лесами и утверждаются администрацией области.
IV. Правовой статус государственных природных
парков областного значения
10. Государственные природные парки областного значения в соответствии с Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях" являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими учреждениями.
11. Государственные природные парки областного значения находятся в ведении администрации области и передаются в управление Новосибирскому управлению лесами.
12. Непосредственное управление каждым государственным природным парком областного значения осуществляет дирекция парка, создаваемая Новосибирским управлением лесами. Штатное расписание этой дирекции, смету расходов на ее содержание за счет областного бюджета утверждает администрация области.
13. Земли государственных парков областного значения являются государственной областной собственностью и предоставляются паркам в бесплатное бессрочное пользование.
Изъятие этих земель для других целей запрещается. Земельные участки в пределах охранных зон данных природных парков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих парков режима.
14. Территории государственных природных парков областного значения и их охранных зон учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
С государственными природными парками областного значения согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.
V. Режим использования земель государственных
природных парков областного значения
15. Порядок и режим использования земель государственных природных парков областного значения включают систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на сохранение природных комплексов и объектов значительной экологической и эстетической ценности, используемых в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
16. На территориях государственных природных парков областного значения могут быть выделены следующие функциональные зоны:
- зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено;
- зоны особо охраняемые, обеспечивающие условия сохранения природных комплексов и объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое посещение;
- рекреационная зона, предназначенная для отдыха;
- зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
- зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов бытового, культурного, и информационного обслуживания посетителей;
- зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования природного парка.
17. На территориях природных парков областного значения запрещается:
- разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
- деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;
- деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания растительного и животного мира;
- предоставление на территории природных парков участков земель для садоводческих и дачных участков;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием парков;
- рубки главного пользования, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений;
- движение механизированных средств вне дорог общего пользования, стоянка автотранспорта вне специально отведенных для этого мест;
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- самовольное занятие земельных участков;
- самовольное строительство;
- захламление земель
- загрязнение земель химическими, радиоактивными веществами;
- установка палаток, разведение костров за пределами отведенных для этого мест.
18. На некоторых земельных участках государственных природных парков областного значения Новосибирским управлением лесами могут быть разрешены, по согласованию с Новосибирским областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов, без нанесения ущерба природному комплексу:
- организация личных подсобных хозяйств граждан, проживающих на его территории, для обеспечения себя продуктами питания;
- выпас скота граждан, проживающих на его территории;
- предоставление гражданам, проживающим на его территории, сенокосов;
- заготовка дров и древесины при проведении санитарных рубок и рубок ухода для обеспечения потребностей парка и постоянно проживающих на его территории граждан;
- содержание пасек работниками парка, а также гражданами, постоянно проживающими на территории парка;
- любительский лов рыбы.
19. На территориях государственных природных парков областного значения отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям специально уполномоченного государственного органа в области охраны животного мира.
20. В случаях возникновения очагов вредителей растений, особо опасных болезней животных выполняются все необходимые мероприятия для их ликвидации.
VI. Организация охраны государственных
природных парков областного значения
21. Государственные природные парки областного значения должны иметь четкие границы, закрепленные межевыми знаками и аншлагами с наглядной информацией, а в необходимых случаях ограждение.
22. Охрана каждого государственного природного парка областного значения обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
- директор парка, его заместители, которые наделяются правами государственных инспекторов по охране территорий этих парков;
- государственные инспектора по охране природного парка, наделяемые правами должностных лиц службы государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, защитой лесов (лесничие, помощники лесничих, лесники), правами службы государственной охраны животного мира и среды его обитания (охотоведы, егеря).
Структура службы охраны утверждается администрацией области.
23. К охране природных парков областного значения могут привлекаться общественные инспекции, сформированные областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, общественными природоохранными организациями.
В вопросах обеспечения охраны государственных природных парков областного значения администрации парков, их службы взаимодействуют со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и органами внутренних дел.
24. Работники, осуществляющие охрану государственных природных парков областного значения и наделенные правами государственных инспекторов по охране этих парков, имеют право:
- производить в необходимых случаях досмотр транспортных средств, продукции природоиспользования у лиц, находящихся на территории природных парков;
- изымать у нарушителей установленного режима природных парков продукцию и орудия незаконного природоиспользования, задерживать их транспортные средства до рассмотрения материалов о нарушениях в установленном порядке;
- направлять материалы о нарушениях режима природных парков в соответствующие органы для привлечения виновных к административной ответственности;
- приостанавливать противоречащую природоохранному законодательству и установленному режиму природных парков хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан в установленном порядке;
- доставлять в необходимых случаях нарушителей природных парков в соответствующие органы для выяснения личности и составления материалов о допущенных нарушениях.
25. Государственные инспектора по охране природных парков областного значения имеют право ношения служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей с разрешения органов внутренних дел. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством Российской Федерации об оружии.
26. Государственные инспектора по охране природных парков подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии.
27. Ущерб имуществу государственных инспекторов по охране природных парков и лиц, наделенных их правами, причиненный в связи с исполнением служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет собственных средств парка или областного бюджета. При этом дирекция парка вправе предъявить иск к организации или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.
28. Государственным инспекторам по охране природных парков областного значения выдается бесплатно органом, в ведении которого они находятся, форменное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца.
VII. Хозяйственная деятельность
природных парков областного значения
29. Хозяйственная деятельность природных парков областного значения направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также организацию регулируемого туризма и отдыха граждан в природных условиях.
30. Развитие регулируемого туризма и отдыха в государственных природных парках областного значения может осуществляться в соответствии с утвержденными администрацией области проектными материалами путем предоставления природными парками в аренду (пользование) заинтересованным юридическими лицам земельных участков, зданий, сооружений для указанных целей.
31. Охотопользование на территории государственных природных парков областного значения может осуществляться с разрешения государственных органов по охране животного мира.
VIII. Научно-исследовательская деятельность
в государственных природных парках
областного значения
32. Научно-исследовательская деятельность в государственных природных парках областного значения направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
Научно-исследовательская деятельность в государственных природных парках областного значения координируется Новосибирским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов и Новосибирским управлением лесами.
33. Государственным природным паркам областного значения предоставляется право издания научных трудов.
IX. Финансовое обеспечение охраны
и режима использования земель
государственных природных парков
областного значения
34. Расходы по проектированию, созданию, управлению государственных природных парков, обеспечению организации охраны и режима их использования производятся за счет областного бюджета, а также государственных внебюджетных экологических фондов.
35. Доходы от сдачи природными парками юридическим лицам в аренду земельных участков, зданий, сооружений для организации туризма и отдыха граждан, от рекреационной деятельности учитываются в сметах доходов и расходов парков.
36. Условия оплаты труда работников государственных природных парков областного значения устанавливаются администрацией области.
37. Объем бюджетного финансирования государственных природных парков областного значения ежегодно предусматривается в областном бюджете по предложению администрации области.
38. Все средства, полученные природными парками в порядке безвозмездной помощи от предприятий, учреждений, граждан и их объединений, являются собственными средствами парков, которыми они распоряжаются самостоятельно.
Х. Контроль за соблюдением режима использования
земель государственных природных парков
областного значения
39. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства в части земель государственных природных парков областного значения, как особо охраняемых природных территорий и объектов области, порядка и режима их использования в соответствии с законодательством Российской Федерации, статьями 60-63 Закона Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" от 31.05.95 N 21 в пределах их полномочий осуществляется:
а) администрацией области;
б) специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды:
- комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Новосибирской области, его органами на местах;
- Новосибирским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, его органами на местах;
- Новосибирским управлением лесами, его органами на местах;
- Новосибирским областным центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, его органами на местах;
- главным управлением архитектуры и градостроительства администрации области, его органами на местах;
в) иными государственными органами в области охраны окружающей среды:
- Новосибирским областным комитетом по водному хозяйству;
- научно-производственным центром по сохранению культурного наследия администрации области;
- бассейновым управлением "Верхнеобьрыбвод", его органами на местах;
г) органами местного самоуправления.
XI. Ответственность за нарушение порядка и режима использования
земель государственных природных парков областного значения
40. Граждане, должностные и юридические лица за нарушение установленного порядка и режима использования земель государственных природных парков областного значения привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, статьей 64 Закона Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" от 31.05.95 N 21.
41. Материальный ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства в части земель государственных природных парков областного значения, порядка и режима их использования, подлежит возмещению в соответствии со статьей 66 Закона Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" от 31.05.95 N 21.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение восемнадцатой сессии Новосиб. областного Совета депутатов от 27 декабря 1995 г. "О Типовом положении о порядке и режиме использования земель государственных природных парков Новосибирской области"
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением тридцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 декабря 2004 г. настоящий документ признан утратившим силу c 1 января 2005 г.